СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фестиваль русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся представления о русском языке как о духовной и культурной ценности народа.

Просмотр содержимого документа
«Фестиваль русского языка»

Фестиваль русского языка «Лишь слову жизнь дана…»

Цель фестиваля:

-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, побуждать к познанию нового;

- воспитывать любовь к Родине и русскому языку,

- развивать творческие способности обучающихся;

- совершенствовать учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные навыки и умения, (умение анализировать материал и обобщать, исследовать и сравнивать, слушать и слышать, владеть монологической и диалогической речью);

- систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы;

- аргументировать собственную точку зрения, формулировать выводы, умение работать в команде.

Условия и порядок фестиваля русского языка

- фестиваль проводится в два этапа:

- подготовительный (заочный),

- очный.

Формы проведения фестиваля русского языка:

- литературно-музыкальная постановка с элементами театрализации на историко-лингвистическую тему: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык….»;

- мастер классы: презентация иллюстрированного словаря диалектных выражений «Диалектные слова моего поселения…». Участникам фестиваля предоставить словарь диалектных выражений «Диалектные слова моего поселения»

- экспозиция прикладного искусства «Тайны идиом»;

- награждение лауреатов и наиболее активных участников фестиваля.















Сценарий

Ведущий 1.

Родной язык - народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить

Ведущий 2.

Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты ярма и волчий рык,

Напев и звон, и ладан богомолья…

Ведущий 1. Сегодня мы проводим фестиваль русского языка «Лишь слову жизнь дана…». Это большое событие для нас, ведь мы говорим на этом великом языке.

Ведущий 2. Знать историю языка, уметь объяснить происхождение и значение слов должен каждый, для кого русский язык является родным.

Ведущий 1. Только слову дано бессмертие. Сколько бы веков не прошло из-под слоя древней пыли, способны зазвучать лишь письмена.

Ведущий 2. (Звучит музыка, и на ее фоне произносятся слова )

«Не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы трудных повестей о полку Игорове, Игоря Святославлича? Начати же ся той песни по былинам сего времени, а не по замышлению бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы..»

Ведущий 1. Так звучал наш язык 7 веков до Пушкина, и поэтому мы предлагаем вам небольшой экскурс в историю.



Ведущий 2. В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Ведущий 1.Слово предоставляется творческой группе 8 класса.

Ученик 1. А знаете ли вы, что появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. Семья их жила на берегу Эгейского моря в городе Солуни (сейчас он называется Салоники). Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян -наших предков. Отец мальчиков был греком, а мать - славянкой; она всегда говорила с детьми на своем родном славянском языке.

Ученик 2. Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

-Почему учитель все время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

-Да то в лавке,- был ответ. - А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания- все это от греков.

-А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу - «дом».

-А вот «я живу в доме» не напишешь, так как нет такой буквы – «ж»; да и «я» - нет, и других многих просто не существует.

Ученик 3. Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил:

-В мире существует только два культурных языка - латынь и греческий язык. Остальные же грубые, и писать их нельзя.

-Нет можно! Вот возьму и придумаю для славян азбуку! И придумал! Хотя это было нелегко!

Славянский алфавит придумали Кирилл и его старший брат Мефодий, хорошо знавшие языки южных славян.

Все началось с того, что братья были посланы византийским императором в Моравию -научить тамошних славян богослужению на славянском языке; и, конечно, им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг, Кирилл составил славянский алфавит на основе греческого; некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.

Ученик 4. Азбука, составленная им, носит название глаголицы. В последствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления. Более новую славянскую азбуку назвали кириллицей - в честь Кирилла.

Ученик 5. Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра 1, при котором были внесены изменения в начертании некоторых букв.

Ученик 6. Он убрал устаревшие буквы: «Ю с большой», «ю с малой», «омега» и «ук».Они существовали в алфавите только по традиции, а на деле без них прекрасно можно было обойтись.

Ученик 7. В 1918 году из русского алфавита «ушли» еще несколько устаревших букв: «ять», «фита», «ижица», «ер» и «ерь».

Ученик 8. За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две: «Й» и «Е». Их придумал в 18 веке известный русский писатель, историк Н.М.Карамзин.

Ведущий 1.Литературно-музыкальная постановка в исполнении учащихся 9 класса.

Ведущий 2.Почетными гостями нашего фестиваля являются директор школы - ФИО, родители, библиотекарь. Попросим директора школы сказать несколько теплых слов в адрес участников фестиваля.

Выступление директора.

Ведущий1.Концертный номер для Вас, уважаемые гости, подготовила танцевальная группа «Грация». Встречайте участников, они исполнят русский народный танец «Матрешки».

Ведущий 2. В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.

Ведущий 1. Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно - певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки-

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Ведущий 2. Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник, многоцветный, как радуга ,

Звучащий, как музыка, Русский язык!

Ведущий 2. Русские писатели, мастера слова, восхищались русским словом, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость. К.Г.Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущий 1. Известный детский писатель С.Я. Маршак в статье «Воспитание словом» сказал: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас,- с придачей некоторого количества новых,- будут служить многие столетия после нас для выражения еще неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых , не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык»

Ведущий 2. О проблемах экологии современного русского языка свою исследовательскую работу представят учащиеся 10 класса.

Ученик 1.Наша группа занималась исследованием школьного сленга. У подростков есть желание говорить иначе, чем взрослые, вводя в речь необычные слова: жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику.

Ученик 2. Разновидностью жаргонов является молодежный сленг, его употребляют в своей речи и малыши, и подростки. Нам удалось собрать часто используемые в школьной речи слова. Вот некоторые из них:

-потрясно - великолепно;

-тормоз - глупый;

-стремно - страшно;

-оторваться – веселиться;

-оттянуться – отдохнуть;

-в смысле – как понять;

-не гони - не обманывай;

- не базарь – не говори;

-наезжать – приставать;

-прикинь - представь;

-клевый – хороший;

-предки – родители;

Ученик 3.Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами.

Ученик 4.Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: «как бы», «типа того», «значит», «в смысле», «ну-у», «э-э». Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.

Ученик 1. Сатирик Р.Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами – паразитами. Что же получилось? Послушайте: «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зеленый. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э…на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи там, кругом». Да, все это вызывает улыбку. Но!

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

Ученик 2. Дмитрий Сергеевич Лихачев - ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русский словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться когда пишешь, прежде всего, о точности мысли» и этому мы будем учиться.

Ведущий 1.Всему название дано - и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами.-

И все, что в памяти у нас,- означено словами.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо….

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно –

В огромном море – море слов – купаться ежечасно!

Ведущий 2. Мы живем в огромной стране, но у каждого из нас есть своя Малая Родина, свой особый и неповторимый говор, то есть диалектные слова. Эти слова являются своеобразным паспортом человека; они, как и его произношение, могут указать место рождения и постоянного жительства.

Ведущий 1. В современных диалектах развита синонимия . Ребятами 11 класса была проведена огромная работа – по крупицам они собирали синонимы к словам – подружка (товарочка , подружайка), любимый (миленок , ягодинка , залетка, дроля , зазноба, ухажер, матаня , фраер).

Диалектные слова употребляли поэты 19 века.- Кольцов и Некрасов , Никитин и Суриков Встречались такие слова и в поэзии первой трети 20 века. Например, в стихах Есенина можно обнаружить заметный слой диалектных слов: выть- земля и судьба ,кукан – островок, махотка – кринка, хмарь – мгла, шущун – кофта, бластиться – мерещиться, шигать – убегать, шибко – очень , сильно и т. п.

Ведущий 2. А сейчас послушайте частушки в исполнении группы учащихся 11 класса, в которых вы услышите синонимию диалектных слов.

Мой залеточка уехал,

На окошке стоит роза, Он уехал не один:

В розе две травиночки. Ретивое мое сердце

Роза вянет от мороза, Покатилося за ним.

Я – от ягодиночки.



Дроля Леля дрова рубит, У миленка черны брюки

Я поленочки кладу. И такой же пиджачок.

Дроля Леля меня любит, Подмигнет ему другая,

За него замуж пойду. Он бежит, как дурачок.



Боля мой, боленька мой! Все с гуляньица ушли,

Не натаптывай ногой: А мы одни осталися.

Не тебе, мой дорогой. С сероглазеньким зазнобой

Ряспоряжаться надо мной. Еще не наболталися.

Ведущий 1. Самобытностью и особым колоритом отличается речь жителей нашего села. Именно эти качества постарались отразить в своей презентации ученики 10 класса.

Ведущий 2. Просим жюри подвести итоги.

Ведущий 1 . А сейчас концертный номер. Хор исполнит русскую народную песню «Во кузнице».

Ведущий 2 . Слово предоставляется членам жюри.

Ведущий 2.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

Горького зоркость,

Бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык.

Ведущий 1. Наш фестиваль подошел к концу. Я думаю, что сегодня каждый из вас понял, как важно уметь правильно говорить, писать. Вы убедились, как интересна история нашего языка. Так давайте же бережно относиться к этому «достоянию, оставленному нам нашими предшественниками».

Ведущий 2.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!





















Фестиваль русского языка

«Лишь слову жизнь дана…»













Разработали:

  1. Прокопцова Н.Н. – МБОУ В-Вознесенская СОШ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!