СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Финансовую грамотность каждому школьнику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно помнит, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики. Вот почему финансовое обучение нужно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Просмотр содержимого документа
«"Финансовую грамотность каждому школьнику"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы Кашарского района





Социальный проект

« Финансовую грамотность каждому школьнику»

в рамках XVIII Всероссийской акции «Я-гражданин России»

Руководитель: Жукова Н.М.

Участники: Гетьман Дина

Жабка Валерия

Калиниченко Виктория

Шубный Иван



сл. Кашары

2018 год


Паспорт проекта




Наименование проекта


«Финансовую грамотность каждому школьнику»


Номинация проекта

Социальные проблемы


Данные о

социуме


МБОУ Кашарская СОШ, 609 человек, педагогический состав-69 человек, обучаемые ЦВР ДО ЦВР курса «Свой мир мы построим сами» - 60 человек.



Данные об авторе проекта


Жукова Н.М.- руководитель проекта, члены объединения курса дополнительного образования «Свой мир мы построим сами»:

  • Гетьман Дина

  • Жабка Валерия

  • Калиниченко Виктория

  • Шубный Иван



Цель проекта


  • формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной финансовой безопасности, повышение уровня финансовой грамотности подростков,

  • формирование ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения.


Основные задачи проекта


  • познакомить учащихся с экономическими понятиями;

  • развить внимание, память, речь, логическое мышление, умения анализировать информацию;

  • формировать навыки самостоятельности, аккуратности, ответственности в финансовых отношениях.



Этапы и сроки реализации проекта


I этап (организационный): ноябрь 2017-февраль 2018 гг.

II (реализационный): 2018 г. - (поэтапно)

III (аналитический) –декабрь 2018 года


Транслируемость проекта


Районные СМИ, сайты МБОУ ДО ЦВР, школ района, администрация Кашарского района, наружная реклама, личное оповещение.



Место реализации проекта



МБОУ ДО ЦВР Кашарского района






«Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево

  1. ВВЕДЕНИЕ

 Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 


Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Поэтому цель данного проекта:

  • формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной финансовой безопасности, повышение уровня финансовой грамотности подростков,

  • формирование ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения.

сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего школьного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)



2. Актуальность и важность проблемы.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Гипотеза – выстроенная система финансовой грамотности будет способствовать решению задач эффективного формирования у школьников, компетенций, связанных с поиском информации, анализом и планированием управления личным капиталом с помощью информационных технологий.

Российский финансовый сектор - один из самых динамично развивающихся в российской экономике. Однако недостаточный уровень финансовой грамотности населения в России выражается в неумении граждан строить долгосрочные финансовые планы, делать эффективные сбережения и инвестирование, повышать качество своей жизни, правильно оценивать риски, принимать ответственность за свое финансовое благосостояние и будущее. Это особенно актуально сейчас - в условиях финансового кризиса. Ведь от грамотного управления своими финансами сейчас зависит финансовое благополучие в будущем.

Новизна данного проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в проекте, в отборе и сочетании различных информационных технологий. Инновационным этот проект является для библиотек и жителей города. Данный проект отличается вариативностью и творческой направленностью, является ориентирующей моделью совместной деятельности специалистов нашего района.

Практическая значимость проекта обусловлена тем, что по итогам ее реализации значительно большее число граждан сможет решать социальные проблемы (включая жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги) с использованием собственных средств (сбережения и инвестиционный доход). Старшеклассники получат доходчивую информацию в пенсионных фондах. Одним словом идет всесторонняя информативная нагрузка на население. Чтобы как можно быстрее достучаться до их разума и привлечь к обучению навыкам денежных вопросов.

Основные целевые группы Проекта:

1. Учащиеся школьного возраста 9-11 классов:

Эта группа скоро станет экономически активной и столкнется с проблемой принятия собственных решений в финансовой области.

  1. Педагоги гуманитарных дисциплин.


Ожидаемые результаты.

В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

  8. Финансы – это интересно и увлекательно.









Ресурсное обеспечение проекта.


Вид ресурсов


Перечень действий


Кадровые

Назначить ответственного за реализацию проекта.

Создание инициативной группы из числа учащихся старшей школы, представителей социальных партнеров для реализации проекта.

Нормативно – правовые

Создание пакета документов по реализации проекта и их утверждение.

Программно - методические

Сделать подборку элективных курсов, методических разработок классных часов, внеклассных мероприятий, сценарии мероприятий.

Издать памятки, закладки, буклеты. Организовать освещение мероприятий в СМИ, интернете.

Финансовые

На первом этапе больших вложений не потребуется



Миссия Центра внешкольной работы:

  • помощь детям школьного возраста в приобретении знаний, умений и желания принимать компетентные финансовые решения;

  • содействие в проведении консультаций, семинаров по управлению личными финансами;

  • предоставление площадок для организации публичных мероприятий по финансовой грамотности: круглых столов, встреч, деловых игр и др.

  • информирование о книгах, статьях, брошюрах по финансовой грамотности и эффективному управлению личными финансами и предоставление их всем слоям населения через систему электронной доставки документов.


  1. Информация по данной проблеме

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли  других  людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.

Центром финансовых рынков Научно – исследовательского института Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ был глубоко изучен и проанализирован опыт развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения многих стран мира, проанализированы наиболее интересные и эффективные программы, методики, образовательно–информационные продукты, используемые для решения этой проблемы. Проведенное исследование показало, что к настоящему времени в мировом сообществе практически не осталось государств, которых в той или иной степени не затронула рассматриваемая проблема.

Понятие «финансовая грамотность» выходит за пределы политических, географических и социально – экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла. Она  должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже место проживания. Именно такой подход к этому понятию можно найти в  национальных стандартах по финансовой грамотности для школьников и студентов в США.  Финансовые цели людей индивидуальны, они мотивируются жизненной ситуацией и социально – экономическим статусом человека.

Цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной информации «точно в  срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.    

Финансовая грамотность - это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования  в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.

В целом ряде стран программы и проекты по повышению финансовой грамотности населения призваны способствовать формированию национальной философии «опоры на собственные силы», чтобы каждый гражданин достиг финансовой независимости и сохранил ее в пожилом возрасте.

В решении указанной проблемы очень важны предельно точное понимание и однозначные трактовки понятия «уровень финансовой грамотности», так как это позволяет смоделировать национальную систему финансового просвещения, содержание предмета и методов обучения, т.е. «что преподавать» и «как просвещать» невозможно понять без точного определения понятия «финансовая грамотность».

Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.

Ключевыми моментами национальных стратегий являются: актуализированное определение финансовой грамотности, определение новых сфер компетенций населения, уточнение целевых групп населения, обследование и оценка текущего состояния действующих учебных программ, методик и просветительских мероприятий и, главное,  выработка дальнейших планов для государственных, общественных и частных организаций.

Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения показало, что Россия, как и многие зарубежные государства, начала этот процесс с отдельных инициатив общественных и коммерческих структур. Однако уже на данном этапе остро ощущается необходимость как контроля над ним, так и  координации усилий всех заинтересованных организаций и ведомств. Мировая практика показывает, чем скорее к указанному процессу подключается государство, тем успешнее решается проблема.

Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области  личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».

Ответственным органом может быть: инициативная группа, руководящий комитет, комиссия или центр по финансовой грамотности с миссией «просвещать и информировать граждан в возрасте «от 5 до 105 лет».

Для обеспечения независимости, объективности, эффективной работы, а также исключения всякого рода монополизма, в состав указанного органа должны войти представители заинтересованных структур (министерств, ведомств, научно-исследовательских, общественных и частных организаций).

Необходим узнаваемый населением символ «главного эксперта» в работе по улучшению финансовой грамотности. Мировой опыт показывает, что подобный символ серьезно способствует эффективности проекта.

Повышение финансовой грамотности – это сфера ответственности государства, бизнеса и семьи.

Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит, следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Финансовое просвещение актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах, а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и инвестировать как можно раньше.

Правительством РФ разработана Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, реализуются общероссийский проект «Финансовая грамотность в регионах России», региональные программы в рамках Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», ежегодно внедряются локальные (территориальные) проекты. 
Разработанные правительством документы – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года определяют финансовую грамотность как способность граждан эффективно управлять личными финансами, осуществлять учет доходов и расходов, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением.

К факторам, обуславливающим важность развития финансового просвещения в России, также относятся:

  • низкий уровень жизни значительной части населения;

  • неумение грамотно распоряжаться личными финансовыми сбережениями;

  • низкий уровень информированности по вопросам медицинского и государственного страхования;

  • частые случаи финансового мошенничества и др.

В ходе реализации проекта на базе Центра внешкольной работы организовано согласованное взаимодействие широкого круга специалистов различных ведомств и организаций: отдела образования, пенсионного фонда, налоговой службы, службы занятости, банков, страховых компаний, Администрации Кашарского района. Таким образом, проводниками идей финансовой грамотности выступают профессионалы.

Проект предусматривает реализацию комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности старшеклассников школ района и рассчитан на один год. Но это только начало. Мы надеемся, что государственные структуры нашего района нас поддержат в этом. Как нам стало известно, что в районной газете «Слава труду» нет ни одной публикации, посвящённой данному вопросу. С этой целью нами подготовлено письмо на имя заведующего Кашарским отделом образования Колесникову В.И. .

Исследования показывают, что такой целевой группе, как дети и учащаяся молодежь уделяется особое внимание. На нее сориентировано почти две трети действующих образовательных схем и информационно-образовательных продуктов. Актуальность обучения рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах, подтверждаемой данными целого ряда обследований, проведенных в разных странах. Результаты обследований показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее,  предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Как мы уже отметили, этот нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат, как добиться финансовой свободы. Проведя небольшое социологическое исследование, мы предложили старшеклассникам ответить на несколько вопросов, результаты которого представлены в диаграммах.


Результаты опроса






  1. Программа действий

Главная цель – найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования  в существующую национальную образовательную программу.  Для  этого необходимо:               

  • доказать важность и необходимость финансового образования;

  • сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы;

  • определить стандарты и требования в области финансовых знаний  для всех национальных образовательных учреждений;

  • создать централизованный ресурс качественных аккредитованных учебных программ – позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий, отсекая риски коммерциализации учебных материалов и программ;

  • содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов, оказывать материальную поддержку этому процессу на общегосударственном и местном уровнях. 

Исследование зарубежного опыта показало,  первое и самое простое, что можно сделать для решения указанной проблемы, это:

  • обеспечить единое понимание и подход  к финансовому образованию населения на всех уровнях (от правительства, департаментов образования, губернаторов до школ, педагогов);

  • принять финансовое образование как государственную проблему во всех ключевых структурах;

  • активно информировать о последствиях финансовой неграмотности;

  • предусмотреть льготы и поощрения за инициативы и активное участие в программах финансового образования с учетом интересов каждой ключевой структуры и территориальной единицы.

На следующем этапе:

  • необходимо создать экспертные группы для оперативного исследования и экспертизы методов и информационных материалов по личным финансам, представляющих интерес для учащихся разных возрастов, выявления наиболее эффективных, а также учета и тиражирования передовой практики;

  • на этой базе сформировать профессиональный центр ресурсов и учебных моделей для разных возрастов для помощи педагогическому составу и их удобству;

  • активно использовать технологии мотивации обучения;

  • подходить к преподаванию персональных финансов творчески, создавая междисциплинарные уроки, а также используя определенные темы в рамках преподавания математики, чтения, социальных исследований и пр. предметов;

  • создать для этих целей государственно-частное партнерство.

Практика также показала, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему образования зависит от наличия:

  1. программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в программы обучения, при этом принципиально важным является актуальность, простота и доходчивость подаваемой информации, связь ее с реальной жизнью и возрастными  интересами (проблемами) обучаемых;

  2. кадров для формирования необходимых знаний у учащихся, что предполагает организацию надежной и эффективной системы содействия в подготовке кадров;

  3. Создание стимулирующих механизмов, как для учащихся, так и преподавателей.


  1. Реализация проекта

Механизм реализации проекта.


Банки


МБОУ ДО ЦВР


Образовательные учреждения


Отдел по защите прав потребителей

Налоговая инспекция



Пенсионный фонд


Администрация Кашарского района

Отдел образования




Направления и формы деятельности.


№ п/п

Название мероприятия

Категория участников

Срок

Ответственные

1.

Анкетирование «Умеете ли Вы управлять своими финансами?»

Все категории

Январь

Жукова Н.М.

Экономическая азбука «Деньги умных любят»

Учащиеся школ

Февраль

Жукова Н.М.

Финансово-литературная игра

«Путешествие на остров Бартер»

Учащиеся школ

Март

Жукова Н.М.

Правовая игра «Потребитель и его права» К Всемирному дню защиты прав потребителей.

Учащиеся школ

Апрель

Жукова Н.М.

Круглый стол «Взрослая жизнь и важные финансовые решения»

Учащиеся школ

март

Жукова Н.М.

Сотрудники банка

Сотрудники ПФ

Деловая игра «Финансовый крокодил»

Учащиеся школ

Февраль

Совместно с сотрудниками банка

Беседа-презентация «Российскому рублю – 700 лет»

Учащиеся школ

Апрель

Совместно с сотрудниками банка

Анкетирование «Умеете ли Вы управлять своими финансами»

Все категории

Декабрь

Члены проекта

Книжная выставка «История денег»

Все категории

Апрель

Сотрудники библиотеки

Информация на сайт Администрации города, СМИ, социальные сети.

Население города

Ежемесячно

Жукова Н.М.

Памятка «Финансовая грамотность в каждую школу»

Все категории

Февраль

Жукова Н.М.

Члены проекта

Закладка «Осторожно! финансовые мошенничества»

Все категории

Апрель

Жукова Н.М.

Члены проекта

Буклет «История денег»

Все категории

Сентябрь

Жукова Н.М.

Члены проекта

А так же:


Проведение тематических лекций, открытых дискуссий по финансовой тематике

Проведение тренингов по финансовой грамотности

Включение в программы основных проводимых мероприятий вопросов по финансовой тематике

Занятия с обучающимися по финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях

Уроки и внеклассные мероприятия с обучающимися по финансовой грамотности в общеобразовательных организациях, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Учебные занятия и внеклассные мероприятия с обучающимися по финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях

Разработка учебных, методических и образовательных материалов, курсов, программ

Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников 2017-2018

Проведение родительских собрания в образовательных организациях области с обсуждением вопросов повышения финансовой грамотности детей

Мини-лекции по повышению финансовой грамотности кандидатов в замещающие родители в рамках реализации профилактической программы по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Семинар на тему: «Здоровый семейный бюджет. Индивидуальная стратегия финансового семейного бюджета»

Консультирование потребителей (телефонные «горячие линии», личный прием) по вопросам финансовой грамотности

Проведение «Недели финансовой грамотности потребителей»

Организация и проведение заседания «круглого стола» по вопросам финансовой грамотности с участием представителей органов местного самоуправления, представителей кредитных учреждений

Факультативные уроки, семинары, лекции по разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг среди учащихся средних и высших учебных учреждений

Консультирование потребителей по вопросам оказания финансовых услуг в рамках проведения выездных общественных приемных в торговых точках Кашарского района, приуроченных к всемирному дню защиты прав потребителей

Проведение открытых уроков финансовой грамотности в образовательных организациях Кашарского района.

Проведение уроков финансовой грамотности

(Преподавательский состав, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей)

Совместные с органами власти и управлением внутренних дел информационные компании о вопросах финансовой и информационной безопасности

Проведение флешмобов и квестов, посвященных повышению финансовой грамотности среди учеников школ.

Проведение «Дней грамотного плательщика»

Проект Google «Бизнес - класс»

Проведение уроков и лекций среди учащихся школ по финансовой тематике

Занятия по формированию финансового поведения и основ финансовой грамотности детей и подростков

День финансовой и юридической грамотности пенсионеров и инвалидов

Проведение регионального конкурса методических разработок (программ) по повышению финансовой грамотности обучающихся



ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ


п/п

Мероприятие

Дата

Ответственный

 1.

Размещение плана мероприятий недели финансовой грамотности для детей и молодежи  на сайте ОУ

12 февраля

Жукова Н.М.

 2.

Оформление стенда: «Финансовая грамотность школьников»

13февраля

Жукова Н.М.

 3.

Тестирование по финансовой грамотности школьников

14 февраля

Жукова Н.М.

 4.

Урок по обществознанию: «Деньги, их функции. Включена тема: «Карманные деньги: за и против»»

15 февраля

Жукова Н.М.

 5.

Внеклассное мероприятие: «Школьникам о грамотном использовании финансовых услуг»

16 февраля

Жукова Н.М.

 6.

Путешествие по сайтам www.вашифинансы.рф, http://хочумогузнаю.рф/.

17 февраля

Жукова Н.М.

 

Размещение на сайте ОУ информации для родителей по финансовой грамотности

19 февраля

Жукова Н.М.












Заключение

Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением, как в стране, так и в мире. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе, окружающим товарищам, своим родителям и другие ценные качества. Проект способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде. Данный проект предназначен для ознакомительной и просветительной работы с учащимися основной общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

К большому сожалению, финансовой грамотности не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении финансами практически не разбираются. В нашем районе только один педагог прошёл курсы повышения финансовой грамотности школьников, но пока это все действия в данном направлении, а нам хочется большего. В г. Ростове-на-Дону открыт Центр финансовой грамотности. Хотелось бы, что наши педагоги побывали там, чтобы научить других.

Главное, чтобы нас услышали и поддержали. И в заключении хочется сказать, что вся наша работа началась с того, как на занятиях нам прочитали притчу о богатстве, которая стала рефлексией к действию.

Притча о богатстве

     Однажды очень богатый человек взял своего сына в поездку по стране с единственной целью — показать мальчику, что значит жить без денег. Несколько дней они провели на ферме у очень бедной семьи. По возвращении домой отец спросил, понравилась ли ему поездка. — Понравилась, отец, — ответил мальчик. — Видел, как бедны, могут быть люди? — задал вопрос мужчина. — О, да! — последовал ответ. — А что ты извлек из нашего путешествия? — вновь спросил отец. А сын ответил: — Я видел, что у нас одна собака, а у них четыре. У нас бассейн до середины сада, а у них ручей, которому нет конца. У нас в саду светят заморские фонари, а у них ночью сияют звезды. У нас терраса до переднего двора, а у них просторы до самого горизонта. У нас небольшой участок земли, на котором мы живем, а у них бескрайние поля, которые нельзя окинуть взглядом. Мы покупаем пищу, а они выращивают ее сами. У нас вокруг дома стены для защиты, а у них друзья. Отец мальчика застыл в онемении. И тут сын добавил: — Я понял, как мы на самом деле бедны.

     Знания о деньгах очень важны, так как люди пользуются деньгами каждый день, рассчитываются ими за покупки и услуги, с их помощью стремятся реализовать свои мечты. Все достижения цивилизации направлены на привлечение нашего внимания. Чтобы получить желаемое, мы обязаны тратить свои деньги. Из этого следует, что финансовая грамотность должна быть на высоком уровне у любого человека.



















Список использованных источников.


  1. Рудый, К.В. Международные валютные, кредитные и финансовые отношения. - Москва : Новое знание, 2007. - 427с.


  1. Чернышева, Ю. Г.  Анализ финансово-хозяйственной деятельности: 100 экзаменационных ответов: Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 224 с. 


  1. История финансового законодательства России. - Москва : МарТ, 2003. - 256 с. 


  1.  Царев, В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2004. - 464с.


  1. Экономика и финансы [Электронный ресурс] : Рефераты и сочинения. - Москва: БИЗНЕССОФТ, 2007.


  1.  Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703 с. 


  1.    Бочаров, В.В.  Финансовый анализ . - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2002. - 240с.


  1. Финансовая математика : учебное пособие / Е. В. Ширшов [и др.]. - Москва: КНОРУС, 2007. - 144 с.


  1.  Мальцев, В.А. Финансовое право. - Москва : Академия, 2007. - 240с.


  1.  Капитоненко, В.В. Задачи и тесты по финансовой математике .- Москва, 2007. - 256 с.


  1.  Ромашова, И.Б.  Финансовый менеджмент. - Москва : КНОРУС, 2007. - 336 с. 


Интернет-ресурсы:


  1. Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1


  1. Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

  2. Видеоуроки по экономике - http://econachala.narod.ru/


  1. Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -

  2. Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -

http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html

  1. Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

  2. Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/

  3. Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru

  4. Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm

  5. Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

  6. Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm

  7. Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm






13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!