СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетические нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонетические нормы»

Фонетика Нормы ударения

Фонетика

Нормы ударения

Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способ их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги и др.

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения). Фонетика же имеет дело с материальной (от лат. materia – вещество) стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения. Например, предлог «у» (у дома) – это слово, имеющее значения «рядом», «около», «вблизи». Звук [ у ] сам по себе по себе такого значения не имеет.

При изучении звукового строя языка обычно выделяется два основных аспекта: физиолого-акустический и фонологический. В первом случае исследуется строение и функционирование речевого аппарата, закономерности образования отдельных звуков, их артикуляция и особенности звучания. Во втором – звуки речи рассматриваются с точки зрения той роли, которую они играют в выражении определённого смысла.

Звуки речи

Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.

Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Движение органов речи во время образования звука называется артикуляцией.

Звуки мы произносим, когда выдыхаем воздух. Выдыхаемая из лёгких воздушная струя попадает в гортань, где расположены голосовые связки, которые могут быть в двух положениях: они могут быть напряжены и сдвинуты, а могут быть расслаблены. В первом случае под напором воздушной струи, идущей из лёгких, напряжённые голосовые связки дрожат (вибрируют), и в результате образуется голос ( или тон). Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется.

Затем воздушная струя попадает в полость рта, где она может встретить на своём пути преграду (сомкнутые губы, щель между кончиком языка и верхними зубами и т.п.). В результате преодоления воздушной струёй преграды образуется шум. Если преграда на пути воздушной струи отсутствует, то шума нет.

Наличие или отсутствие голоса и шума учитывается при классификации звуков речи.

Фонетическая транскрипция  Для точной передачи звуков используется особый вид письма – фонетическая транскрипция , в которой, кроме букв, используются также специальные значки.  Основные правила и знаки фонетической транскрипции:  1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключается в квадратные скобки: дуб – [ дуп ] , ложка - [ лошкъ ] . Речевые такты отделяются друг от друга одной вертикальной чертой, законченные предложения – двумя. Прописные буквы не употребляются.  2. В двусложных и многосложных словах ставится ударение, в односложных словах ударение не ставится: [ в ٨ да ] , [ в ٨ рона ] , [ слон ] .  3. Ударные гласные звуки [ а ] , [ о ] , [ э ] , [ у ] , [ и ] , [ ы ] всегда обозначаются буквами а, о, э, у, и, ы.  4. Значок [ ٨ ] («а» крышкой) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [ а ] , который произносится в абсолютном начале слова или в первом предударном слоге на месте букв а и о после твёрдых согласных: огурец - [ ٨ гур ’ эц ] , абажур - [ ٨ б ٨ жур ] , вода - [ в ٨ да ] , сады - [ с ٨ ды ] (в школьной практике – [ а ] ).

Фонетическая транскрипция

Для точной передачи звуков используется особый вид письма – фонетическая транскрипция , в которой, кроме букв, используются также специальные значки.

Основные правила и знаки фонетической транскрипции:

1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключается в квадратные скобки: дуб – [ дуп ] , ложка - [ лошкъ ] . Речевые такты отделяются друг от друга одной вертикальной чертой, законченные предложения – двумя. Прописные буквы не употребляются.

2. В двусложных и многосложных словах ставится ударение, в односложных словах ударение не ставится:

[ в ٨ да ] , [ в ٨ рона ] , [ слон ] .

3. Ударные гласные звуки [ а ] , [ о ] , [ э ] , [ у ] , [ и ] , [ ы ] всегда обозначаются буквами а, о, э, у, и, ы.

4. Значок [ ٨ ] («а» крышкой) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [ а ] , который произносится в абсолютном начале слова или в первом предударном слоге на месте букв а и о после твёрдых согласных: огурец - [ ٨ гур эц ] , абажур - [ ٨ б ٨ жур ] , вода - [ в ٨ да ] , сады - [ с ٨ ды ] (в школьной практике – [ а ] ).

5. Значок [ ъ ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ ы ] и [ а ] , который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, на месте букв а, о, е: садовод - [ съд ٨ вот ] , дорогой - [ дър ٨ гои ] , желобок - [ жъл ٨ бок ] , место - [ м ’ эстъ ] , тоже - [ тожъ ] .  6. Знак [ и э ] обозначает звук, средний между [ и ] и [ э ] , который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв е и я: леса - [ л ’ и э са ] , пяти - [ п ’ и э т ’ и ] (в школьной практике [ и ] ). Знак [ ы э ] используется для обозначения звука, среднего между [ ы ] и [ э ] , который произносится в первом безударном слоге после твёрдых шипящих и ц : шести - [ шы э с ’ т ’ и ] , цена - [ цы э на ] (в школьной практике - [ ы ] ).  7. Знаком [ ь ] (ерь) обозначается редуцированный звук, близкий к [ и ] , который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных на месте букв е и я : пятачок – [ п ’ ьт ٨ ч ’ ок ] , демократ - [ д ’ ьм ٨ крат ] .

5. Значок [ ъ ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ ы ] и [ а ] , который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова, на месте букв а, о, е: садовод - [ съд ٨ вот ] , дорогой - [ дър ٨ гои ] , желобок - [ жъл ٨ бок ] , место - [ м эстъ ] , тоже - [ тожъ ] .

6. Знак [ и э ] обозначает звук, средний между [ и ] и [ э ] , который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв е и я: леса - [ л и э са ] , пяти - [ п и э т и ] (в школьной практике [ и ] ).

Знак [ ы э ] используется для обозначения звука, среднего между [ ы ] и [ э ] , который произносится в первом безударном слоге после твёрдых шипящих и ц : шести - [ шы э с т и ] , цена - [ цы э на ] (в школьной практике - [ ы ] ).

7. Знаком [ ь ] (ерь) обозначается редуцированный звук, близкий к [ и ] , который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного, после мягких согласных на месте букв е и я : пятачок – [ п ьт ٨ ч ок ] , демократ - [ д ьм ٨ крат ] .

8. Безударные звуки на месте букв у, ы, и обозначаются обычно так же, как и ударные, знаками [ у ] , [ ы ] , [ и ] : утюг - [ ут ’ ук ] , рыбак - [ рыбак ] , иди - [ иди ] . 9. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка - [ л ’ амкъ ] , рёв - [ р ‘ оф ] , лев - [ л ’ эф ] , куплю - [ купл ‘ у ] . 10. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой: ванна - [ ванъ ] . 11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными: яма - [j амъ ] , ёрш - [j орш ] . Транскрипция может быть не только полной, но и выборочной, когда в квадратные скобки заключается на всё слово, а только рассматриваемый элемент – звук или сочетание звуков. Такой способ транскрибирования используется, например, в словарях и справочниках для указания на правильное произношения звуков: бифштекс - бифш [ тэ ] кс, шинель - ши [ н ’ э ] ль.

8. Безударные звуки на месте букв у, ы, и обозначаются обычно так же, как и ударные, знаками [ у ] , [ ы ] , [ и ] : утюг - [ ут ук ] , рыбак - [ рыбак ] , иди - [ иди ] .

9. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: лямка - [ л амкъ ] , рёв - [ р оф ] , лев - [ л эф ] , куплю - [ купл у ] .

10. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чёрточкой над буквой: ванна - [ ванъ ] .

11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными: яма - [j амъ ] , ёрш - [j орш ] .

Транскрипция может быть не только полной, но и выборочной, когда в квадратные скобки заключается на всё слово, а только рассматриваемый элемент – звук или сочетание звуков. Такой способ транскрибирования используется, например, в словарях и справочниках для указания на правильное произношения звуков: бифштекс - бифш [ тэ ] кс, шинель - ши [ н э ] ль.

Гласные и согласные звуки  В русском языке звуки делятся на гласные и согласные .  При образовании гласного звука воздушная струя проходит через полость рта, не встречая преграды (нет шума), а голосовые связки напряжены и дрожат (есть голос). Гласный звук состоит только из голоса.  При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своём пути преграду, в результате чего возникает характерный шум. Голосовые связки могут быть напряжены и дрожать (есть голос), а могут быть расслаблены (голоса нет). Согласный звук состоит из голоса и шума или только шума.

Гласные и согласные звуки

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные .

При образовании гласного звука воздушная струя проходит через полость рта, не встречая преграды (нет шума), а голосовые связки напряжены и дрожат (есть голос). Гласный звук состоит только из голоса.

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своём пути преграду, в результате чего возникает характерный шум. Голосовые связки могут быть напряжены и дрожать (есть голос), а могут быть расслаблены (голоса нет). Согласный звук состоит из голоса и шума или только шума.

Состав гласных и согласных звуков   - В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [ а ] , [ о ] , [ э ] , [ у ] , [ и ] , [ ы ] . Например: сад [ сат ] , сон [ сон ] , эхо [ эхъ ] , суп [ суп ] , пил [ п ’ ил ] , сыр [ сыр ] .   В безударных слогах указанные звуки подвергаются редукции, т.е. получают ослабленное, и, соответственно, меняют своё качество, например:  д [ о ] м, д [ ٨ ] ма, д [ ъ ] мовой.    - В составе согласных звуков русского языка имеется 36 звуковых единиц, каждая из которых в определённой позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию: [ б ] , [ б ]’ , [ п ] , [ п ‘] , [ в ] , [ в ’], [ ф ], [ ф ‘] , [ г ] , [ г ’] , [ к ] , [ к ’] , [ д ] , [ д ’] , [ т ] , [ т ’] , [ з ] , [ з ’] , [ с ] , [ с ’] , [ л ] , [ л ’] , [ м ] , [ м ’] , [ н ] , [ н ’] , [ р ] , [ р ’] , [ х ] , [ х ’] , [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] , [ ч ’] , [j] , [ ш ’] .

Состав гласных и согласных звуков

- В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [ а ] , [ о ] , [ э ] , [ у ] , [ и ] , [ ы ] . Например: сад [ сат ] , сон [ сон ] , эхо [ эхъ ] , суп [ суп ] , пил [ п ил ] , сыр [ сыр ] .

В безударных слогах указанные звуки подвергаются редукции, т.е. получают ослабленное, и, соответственно, меняют своё качество, например: д [ о ] м, д [ ٨ ] ма, д [ ъ ] мовой.

- В составе согласных звуков русского языка имеется 36 звуковых единиц, каждая из которых в определённой позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию: [ б ] , [ б ]’ , [ п ] , [ п ‘] , [ в ] , [ в ’], [ ф ], [ ф ‘] , [ г ] , [ г ’] , [ к ] , [ к ’] , [ д ] , [ д ’] , [ т ] , [ т ’] , [ з ] , [ з ’] , [ с ] , [ с ’] , [ л ] , [ л ’] , [ м ] , [ м ’] , [ н ] , [ н ’] , [ р ] , [ р ’] , [ х ] , [ х ’] , [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] , [ ч ’] , [j] , [ ш ’] .

Звонкие и глухие согласные звуки  По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные (от лат. sonorus – «звонкий», «звучный») и шумные – на звонкие и глухие.  У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [ р ], [ р ‘], [ л ], [ л ‘], [ м ], [ м ‘], [ н ], [ н ‘], [j].  У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [ б ] , [ б ’] , [ в ] , [ в ’] , [ г ] , [ г ’] , и др.  У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [ к ] , [ к ’] , [ п ] , [ п ’] , [ с ] , [ с ’] и др.  Шумные согласные образуют пары по звонкости-глухости: [ б ] - [ п ] ; [ б ‘]–[ п ‘] ; [ в ] - [ ф ] ; [ в ’] - [ ф ’] ; [ г ] - [ к ] ; [ г ’] - [ к ’] ; [ д ] - [ т ] ; [ д ’] - [ т ’] ; [ з ] - [ с ] ; [ з ’] - [ с ’] ; [ ж ] – [ ш ] .

Звонкие и глухие согласные звуки

По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные (от лат. sonorus – «звонкий», «звучный») и шумные – на звонкие и глухие.

У сонорных согласных голос преобладает над шумом. К ним относятся [ р ], [ р ‘], [ л ], [ л ‘], [ м ], [ м ‘], [ н ], [ н ‘], [j].

У шумных звонких шум преобладает над голосом, это согласные [ б ] , [ б ’] , [ в ] , [ в ’] , [ г ] , [ г ’] , и др.

У шумных глухих голос отсутствует, они состоят только из шума, это согласные [ к ] , [ к ’] , [ п ] , [ п ’] , [ с ] , [ с ’] и др.

Шумные согласные образуют пары по звонкости-глухости: [ б ] - [ п ] ; [ б ‘]–[ п ‘] ; [ в ] - [ ф ] ; [ в ’] - [ ф ’] ; [ г ] - [ к ] ; [ г ’] - [ к ’] ; [ д ] - [ т ] ; [ д ’] - [ т ’] ; [ з ] - [ с ] ; [ з ’] - [ с ’] ; [ ж ] [ ш ] .

Нормы ударения Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный, экспе́ртный, проходно́й) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́ть, на́чал, начала́, на́чали). Кроме того, ударение может меняться с течением времени.  Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», – писал А.С. Пушкин).  Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог, на́чал и нача́л, догово́р и до́говор). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.

Нормы ударения

  • Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный, экспе́ртный, проходно́й) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́ть, на́чал, начала́, на́чали). Кроме того, ударение может меняться с течением времени.
  • Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», – писал А.С. Пушкин).
  • Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог, на́чал и нача́л, догово́р и до́говор). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.
Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного).  Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.
  • Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного).
  • Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.
 Ударение Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением в широком смысле. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое (от греч. emphasis – выразительность).  Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.
  • Ударение
  • Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением в широком смысле. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое (от греч. emphasis – выразительность).
  • Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.
 точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:  1) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;  2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;  3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.  Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д.
  • точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:
  • 1) ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;
  • 2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;
  • 3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.
  • Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д.
Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да…), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…).  Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение.  Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное – слабее главного и обычно ставится впереди основного
  • Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да…), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…).
  • Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение.
  • Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное – слабее главного и обычно ставится впереди основного
Побочное ударение встречается:  а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;  б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;  в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь;  г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.  Словесное ударение в русском языке может различать: а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́;  б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́;  в) варианты слов: добы́ча (общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.)
  • Побочное ударение встречается:
  • а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;
  • б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;
  • в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь;
  • г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.
  • Словесное ударение в русском языке может различать: а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́;
  • б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́;
  • в) варианты слов: добы́ча (общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!