СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Гласные и согласные буквы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Гласные и согласные буквы»

Фонетика

Фонетика

Теория.  Что изучает фонетика?  звуки речи Какие бывают звуки?  гласные и согласные Чем отличаются гласные от согласных?  гласные состоят из голоса,  согласные – из голоса и шума

Теория.

Что изучает фонетика?

звуки речи

Какие бывают звуки?

гласные и согласные

Чем отличаются гласные от согласных?

гласные состоят из голоса,

согласные – из голоса и шума

Теория. Гласные звуки бывают…  ударные и безударные  Согласные звуки бывают…  глухие и звонкие  твёрдые и мягкие

Теория.

Гласные звуки бывают…

ударные и безударные Согласные звуки бывают…

глухие и звонкие

твёрдые и мягкие

Кто главнее- гласные или согласные? Эксперимент с гласными Эксперимент с согласными Расшифруйте фамилии писателей, используя только гласные уее, еоо, ао, аа Расшифруйте фамилии писателей, используя только согласные Пшкн, Лрмнтв, Брт, Мршк

Кто главнее- гласные или согласные?

Эксперимент с гласными

Эксперимент с согласными

Расшифруйте фамилии писателей, используя только гласные

уее, еоо, ао, аа

Расшифруйте фамилии писателей, используя только согласные

Пшкн, Лрмнтв,

Брт, Мршк

Вывод Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове .

Вывод

Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове .

Найдите ошибки [а] [у] [э] [ю] [ё] [ы] [и] [е] [я] [о]

Найдите ошибки

[а] [у] [э] [ю]

[ё] [ы] [и] [е] [я] [о]

Запомните!  Буквы е,ё,ю,я  не являются звуками

Запомните!

Буквы е,ё,ю,я

не являются звуками

Что общего в этих словах?

Что общего в этих словах?

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:   [й , э], [й , о], [й , у], [й , а] в начале слова [й , олка ] после ь и ъ [в , й , ун ] после гласной [кай , ута  ]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

, э], [й , о], [й , у], [й , а]

в начале слова , олка ]

после ь и ъ

, й , ун ]

после гласной

[кай , ута ]

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук [э], [о], [у], [а] после согласных в слове и указывают на мягкость этого согласного:   

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук

[э], [о], [у], [а]

после согласных в слове и указывают на мягкость этого согласного: 

 

Тренировочные упражнения . Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Запишите их транскрипцию Луна, яма, моя, клюв, вьюга, союз, полет , юг, язык, сесть, сяду, баян, съезд, мед, ряд.

Тренировочные упражнения .

Укажите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Запишите их транскрипцию

Луна, яма, моя, клюв, вьюга, союз, полет , юг, язык, сесть, сяду, баян, съезд, мед, ряд.

Проверьте себя!   Слова, в которых буквы е ,ё.ю.я обозначают два звука. [й , ама ] [ й , ук  ]  [май , а] [й , азык  ]  [в , й , уга ] [бай , ан]  [сай , ус ] [сй , эст  ]

Проверьте себя!

Слова, в которых буквы е ,ё.ю.я обозначают два звука.

, ама ]

[ й , ук ]

[май , а]

, азык ]

, й , уга ]

[бай , ан]

[сай , ус ]

[сй , эст ]

Кни ж ка ду б во к зал с дача чес т ный со л нце сч астье му жч ина Зави ст ь оглушение упрощение смягчение Озвончение уподобление Понаблюдай! Какие фонетические процессы происходят в словах?               

Кни ж ка

ду б

во к зал

с дача

чес т ный

со л нце

сч астье

му жч ина

Зави ст ь

оглушение

упрощение

смягчение

Озвончение

уподобление

Понаблюдай! Какие фонетические процессы происходят в словах?

 

 

 

 

 

 

 

Фонетические процессы. Оглушение -  процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие. Озвончение  – процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие Упрощение - процесс, при котором в сочетаниях согласных происходит выпадения звука. Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как один звук. Смягчение  - процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких .

Фонетические процессы.

Оглушение - процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и на конце слова произносятся как глухие.

Озвончение – процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие

Упрощение - процесс, при котором в сочетаниях согласных происходит выпадения звука.

Уподобление – процесс, при котором сочетание нескольких согласных произносится как один звук.

Смягчение - процесс, при котором твердые согласные становятся мягкими под влиянием последующих мягких .

Сделайте транскрипцию слов. Определите , какие фонетические процессы происходят в словах. Расческа, вторник, весть, косьба, плод, хвалиться, поздно, пробка, сгиб, мороз, казнь.

Сделайте транскрипцию слов. Определите , какие фонетические процессы происходят в словах.

Расческа, вторник, весть, косьба, плод, хвалиться, поздно, пробка, сгиб, мороз, казнь.

Проверьте ! уподобление смягчение [ращ , оска  ] [в , эс , т , ]  [хвал , ица ] [каз , н , ]   оглушение  упрощение [фторн , ик] [позна] [ плот] [пропка] [марос ] озвончение   [каз , ба]   [ зг , иб ]

Проверьте !

уподобление

смягчение

[ращ , оска ]

, эс , т , ]

[хвал , ица ]

[каз , н , ]

 

оглушение

упрощение

[фторн , ик]

[позна]

[ плот]

[пропка]

[марос ]

озвончение

[каз , ба]

[ зг , иб ]

[ л] [м ] [ н] [р] [л , ] [м , ] [н , ] [ р , ] непарные звонкие согласные [й , ] [ х] [ц ] [ х , ] [ч , ] [щ , ] Непарные глухие согласные По какому принципу размещены согласные звуки?               

[ л] [м ] [ н] [р]

, ] [м , ] [н , ] [ р , ]

непарные звонкие согласные

, ]

[ х] [ц ]

[ х , ] [ч , ] [щ , ]

Непарные глухие согласные

По какому принципу размещены согласные звуки?

 

 

 

 

 

 

 

[ ж] [ш ] [ц] Всегда твердые согласные [ й , ] [ч , ] [щ , ] Всегда мягкие согласные По какому принципу размещены согласные звуки?               

[ ж] [ш ] [ц]

Всегда твердые согласные

[ й , ] [ч , ] [щ , ]

Всегда мягкие согласные

По какому принципу размещены согласные звуки?

 

 

 

 

 

 

 

«Разберись, что произошло» Стан- стань Кора- гора Дом-том Съезд- съест Пар- парь Лук- люк Урок- рок

«Разберись, что произошло»

  • Стан- стань
  • Кора- гора
  • Дом-том
  • Съезд- съест
  • Пар- парь
  • Лук- люк
  • Урок- рок
Понаблюдай, когда букв больше, чем звуков Тро лл ейбус Удвоенные согласные Програ мм а Че ст ный Непроизносимые согласные ле ст ница Сч ет Сочетание букв: сч, зч, жч, тч, дч, тс, тьс, сж,сш оби дч ик Бол ь Ь на конце слова или между согласными мал ь чик

Понаблюдай, когда букв больше, чем звуков

Тро лл ейбус

Удвоенные согласные

Програ мм а

Че ст ный

Непроизносимые согласные

ле ст ница

Сч ет

Сочетание букв: сч, зч, жч, тч, дч, тс, тьс, сж,сш

оби дч ик

Бол ь

Ь на конце слова или между согласными

мал ь чик

Вспомни! Когда букв меньше, чем звуков? Одинаковое количество букв и звуков. П ь еса В ь юн С ъ езд об ъ ём

Вспомни!

Когда букв меньше, чем звуков?

Одинаковое количество букв и звуков.

П ь еса

В ь юн

С ъ езд

об ъ ём

Фонетические задачи Дикие звери и птицы построили двухэтажный дом. Когда началось заселение, то решили , что на первом этаже будут жить звери и птицы, в чьих названиях звуков меньше, чем букв, а на втором этаже будут жить те, у которых звуков больше, чем букв. Какие животные заселились на первый этаж, а какие на второй? Кто остался без квартиры? Лось, заяц, рябчик, рысь, ёж, енот, выпь, ящерица, нутрия, олень, дятел, глухарь, ястреб, лебедь,

Фонетические задачи

Дикие звери и птицы построили двухэтажный дом. Когда началось заселение, то решили , что на первом этаже будут жить звери и птицы, в чьих названиях звуков меньше, чем букв, а на втором этаже будут жить те, у которых звуков больше, чем букв. Какие животные заселились на первый этаж, а какие на второй? Кто остался без квартиры?

Лось, заяц, рябчик, рысь, ёж, енот, выпь, ящерица, нутрия, олень, дятел, глухарь, ястреб, лебедь,

Фонетические задачи На каких особенностях русского произношения построена рифма Мы вас ждем, товарищ птица, Отчего вам не летится ? Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание?

Фонетические задачи

На каких особенностях русского произношения построена рифма

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится ?

Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш.

Правильно ли выполнено задание?

Вывод!   Что изучает фонетика?  звуки речи Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?  в начале слова, после гласной, после ъ, ь Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?  после согласного Какие фонетические процессы происходят в словах?  оглушение, озвончение, упрощение, уподобление, смягчение

Вывод!

Что изучает фонетика?

звуки речи

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

в начале слова, после гласной, после ъ, ь

Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?

после согласного

Какие фонетические процессы происходят в словах?

оглушение, озвончение, упрощение, уподобление, смягчение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!