Доклад на МО
Формирование детского коллектива как направление работы воспитателя в специальной коррекционной школе
Подготовил Алексеев А.Ю., воспитатель группы «Альфа»
Образовательное учреждение является основным звеном, которое должно обеспечивать комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществлять единство обучения и воспитания.
Своеобразие задач и методов воспитания детей с недостатками в интеллектуальном развитии обусловлено особенностями психики этих детей, отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии. Дети с недостатками интеллектуального развития характеризуются не только своеобразием формирования познавательных процессов, но и особенностями эмоционально-волевой сферы.
В силу компенсаторных возможностей, и пластичности нервной системы, способностей развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, в частности формируется умение работать и жить в коллективе.
Коллектив оказывает влияние на поведение человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место, как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка. Поэтому важной задачей воспитания является организация детского коллектива.
В коррекционно-образовательных учреждениях организацию коллектива нужно начинать с изучения каждого ребенка и индивидуальной работы с ним. При этом важно, чтобы педагог не проявлял излишней опеки, поверил бы в детей.
Возникает противоречие между необходимостью формирования детского коллектива и недостаточностью методов для организации коллектива в условии коррекционного образовательного учреждения.
Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорий педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив).
Проблема детского коллектива – это проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Коллектив школьников является частью общества. Детские коллективы живут интересами общества, свою учебную и трудовую деятельность учащиеся неразрывно связывают с
Ученический коллектив специальной школы склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и высокими по идейному уровню перспективами может быть достигнуто только в результате специальной и длительной педагогической работы.
Необходимо отметить, что в коллективе детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельность, активность, инициативность развиваются на более низком уровне, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление познавательной активности.
Эта особенность связана с присущим общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности. Даже если в доступных для учащихся пределах удается добиться, чтобы коллектив проявлял требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у детей необходимую требовательность к себе, что обусловлено особенностями мышления и личности учеников специальной школы в целом.
Наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности – главного фактора существования и развития коллектива.
Формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности, сложностью формирования характера.
Преодоление указанных трудностей является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной школе.
Для формирования коллектива, используются разные методы воспитания - приучение, упражнение, разъяснение, пример.
Необходимо научить детей:
- правильному отношению друг к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду.
- показать детям с нарушением интеллекта, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы
- приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью, для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность.
- учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, надо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений
- прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д.
Благодаря всей этой работе у каждого ученика будут формироваться опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе. В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, в организации коллективного образа жизни детей. Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных, посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.). Одновременно из наиболее развитых учащихся необходимо создавать ядро коллектива. Учитывая индивидуальные возможности и склонности детей, каждому следует поручить определенный участок работы. Необходимо постоянно учить ребят способам выполнения данной работы, знакомить их с предъявленными к ним требованиями, регулярно проверять, ставить отчеты на собраниях, поощрять и стимулировать всю работу ядра. Важной задачей является объединение учащихся в небольшие группы. Объединение может быть на самых различных началах:
соседство по дому или парте;
совместное выполнение поручений;
совместное участие в играх, в кружковой работе;
общие или сходные интересы, тяготение друг к другу и т. п.
Роль таких микрогрупп очень велика, так как это наиболее доступная форма приобщения учащихся к работе и жизни в коллективе, эффективное средство воспитания у детей потребности в общении, воспитания чувства дружбы, симпатии друг к другу, взаимопомощи, развития навыков солидарных отношений и совместной деятельности. Вся работа по созданию коллектива сводится к организации общественной жизни и деятельности детей. Это является важнейшей стороной идейного, общественно-политического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому создание органов детского самоуправления, обеспечение действенности этих органов, регулярности их работы должно быть предметом постоянной заботы педагогов. Важнейшим средством формирования ученического коллектива является организация деятельности детей в различных ее видах. Основным является учебная деятельность. В учебной деятельности содержатся огромные возможности для формирования у школьников представлений и понятий о коллективе. Для воспитания направленности чувств, мотивов, способов поведения, многообразных отношений и связей ученика с действительностью, со сверстниками, со взрослыми и т. д. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности.
Воспитанию детей в коллективе отводится особая роль, ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому ученику. Работу с детьми надо начинать с изучения личного дела, медицинской карты, знакомства с родителями. Необходимо четко представлять картину положения в семье, в которой проживает, растет и развивается ребенок. Каждый ребенок – личность. При знакомстве с детьми обязательно надо отмечать что-то хорошее у каждого. Получив комплимент, ребенок всегда чувствует себя радостно и спокойно. Далее необходимо перейти к знакомству с оформлением класса, школы, и обязанностью сохранять и беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и оставаться такими красивыми, добрыми и любящими друг друга, т.к. школа – ваш второй дом, вы – одна дружная семья. Для создания положительного микроклимата поощрение за хорошие дела и поступки играет немаловажную роль. Необходимо хвалить, хвалить и еще раз хвалить за малейший успех в любом деле, побуждая тем самым детей к активной деятельности. В коллективе не должно быть хороших и плохих детей. Как не должно, чтобы дети делились на хороших и плохих, так не должно быть, чтобы в коллективе были «умные» и «тупые». Для этого всех без исключения надо включать в общее дело – например, разведение цветов, уход за братьями нашими меньшими и др. Общее дело объединяет и сближает детей и в результате практически исключаются конфликтные ситуации, наблюдается хорошая взаимовыручка. В формировании личности ученика немалую роль играет микроклимат не только в классе, но и в школе в целом. Интересная внеурочная деятельность, традиции школы оказывают благотворное влияние на формирование личности детей и действительно школа становится родным домом. Обязательным условием воспитания личности ребенка в коллективе считается закрепление за каждым постоянного места, за которым они должны следить, содержать в порядке, бережно относиться. Готовя детей к самостоятельной жизни, необходимо научить каждого, выполнять любую работу качественно, основываясь на взаимовыручке.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимы следующие условия:
благоприятный микроклимат в детском коллективе;
комфортные условия классной комнаты;
доверие к педагогу, чувство защищенности от любого вида агрессии.
Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание.
За период формирующего этапа были проведены следующие воспитательные мероприятия:
практикум по распределению обязанностей в классе;
организация, дежурства в классе и, системы самоконтроля, за выполнением общественных поручений и общественно-полезного труда школьников;
участие в общешкольных мероприятиях;
игровая деятельность;
«Час общения»;
«Товарищества твердые законы» и т.д.
выявить, какие формы воспитательной работы использует учитель для формированию коллектива своего класса;
выявить формы работы учителя с родителями, направленные на формирование коллектива учащихся.
Таким образом, при правильно организованной работе, учете индивидуально-личностных особенностей и опоре на сохранные функции ребенка с особыми образовательными потребностями, можно добиться положительных результатов по формированию детского коллектива в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка.//Собр. Соч. т.5, 1983г.
Ксенофонтова Г.Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива. //Дефектология, №5, 2001г.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории /Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. – С. 45-49, 87-91.
Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2002г.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива /В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000.-53c.
Рекомендации для воспитателей.
Успешное развитие детского коллектива возможно при выполнении следующих условий:
Работа должна начинаться с индивидуального изучения каждого ребенка.
Все члены коллектива должны быть вовлечены в постоянную активную деятельность и постепенно привлекаться к планированию этой деятельности.
Необходимо систематически разъяснять цели и задачи коллективной деятельности, постепенно усложнять эти цели. При этом усилия воспитателя должны быть направлены на усвоение учащимися моральных норм жизни в коллективе.
Необходимо создать систему перспективных линий, т.е. дети должны знать, что и как они будут делать; у них должно быть радостное ожидание завтрашнего дня.
Деятельность детского коллектива должна быть общественно значимой. Такая деятельность создает радостную перспективу, стимулирует жизнь детского коллектива.
Дети должны видеть и осознавать результаты своего труда.
Включение в активную жизнь школы всех воспитанников с учетом их интересов и психофизических возможностей является одним из важнейших условий успешного развития коллектива.