СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологических компетенций средствами туризма в дополнительном образовании.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические проблемы в данное время носят глобальный характер  и затрагивают все человечество.

Поэтому на современном этапе развития общества  вопрос экологического образования  приобретает особую остроту.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических компетенций средствами туризма в дополнительном образовании.»



СЕКЦИЯ 4 педагога дошкольного и начального общего образования : опыт, проблемы ,перспективы развития

Формирование экологических компетенций

средствами туризма в дополнительном образовании.

Автор: Пилигримова Юлия Викторовна,

Педагог дополнительного образования : Муниципальное учреждение дополнительного образования« Туристско-экологический центр «Эдельвейс»

Образовательный процесс в Муниципальном учреждении дополнительного образования «Туристско-экологический центр « ЭДЕЛЬВЕЙС» уч. г. 2020-2021осуществлялся в соответствии на образовательную деятельность по следующим направленностям:

  • туристско-краеведческая «Зеленый патруль»,

  • эколого-биологическая «Зеленая планета», «Юные туристы-экологи», «Экология насекомых Донецкой области», «Эколог-турист», «Экологический туризм».

При этом базовая туристско-краеведческая подготовка включена в программы любых направленностей и является доминантой деятельности станции.

Экологические проблемы в настоящее время носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Поэтому на современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту.



Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры обучающихся, сформированной через воспитание экологически-грамотного поведения обучающихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе, являющихся составными частями экологической компетенции.

В современной школе явно прослеживается противоречие между уже имеющимися методами экологического образования, воспитания и тотальной экологической безответственностью и безграмотностью школьников на выходе.

На основании указанного противоречия мы выявили проблему: отсутствие непрерывного экологического образования в условиях школы приводит к формированию экологической грамотности незначительной части обучающихся, по большей части, на теоретическом уровне (знания экологических терминов, понятий, взаимосвязей и пр., правил правильного поведения в природе и т. д.) и отсутствию субъектного восприятия природных объектов экзоцентрического сознания школьников.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо усилить внимание к экологическому воспитанию, используя не только средства общеобразовательной школы, но и учреждений дополнительного образования. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеурочной деятельности.

Одним из мощных средств решения проблемы является туристско- краеведческая деятельность. Созданы системы работы нашим центром (занятия, методические рекомендации, мероприятия) центра туристов, направленная на формирование экологической компетенции школьников.

Формирование экологической компетенции способствует расширению кругозора школьников, развитию их социальной инициативности, креативности, расширению практической деятельности.

Проекты по экологическому образованию «Краски природы», «Мир природы родного края» реализуются через тематические занятия в рамках краеведческой программы ; проведение мониторинга образовательного процесса; тесное сотрудничество и взаимодействие с учителями общеобразовательных школ; работу с воспитанниками по разработке и проведению экологической тропы, экологических экскурсий и походов.

В ходе реализации таких проектов педагоги Центра стремились сформировать у обучающихся ряд навыков (составляющих):

  • устойчивый интерес к личностно и социально значимой экологической деятельности;

  • осознанность, прочность усвоения экологических знаний и способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и решение проблем окружающей среды;

  • практическое освоение различных видов экологической деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды;

  • проявление экологических ценностей для личности;

  • самооценка, ответственность, уверенность в себе.

Формирование экологической компетенции обеспечивается за счет таких базовых технологий как технология проблемного и проектного обучения, информационно-коммуникационная технология, исследовательский метод и метод эмоционального воздействия.

В течение года планируется создание и проведение защиты творческих проектов, реализация которых осуществлялась в течение всего года или определенного отрезка времени (по индивидуально выбранной школьниками теме). Защита подразумевает под собой не просто публичное выступление школьников в форме доклада, активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы. Темой проекта может служить «Все – в поход!». Здесь младшие воспитанники создают рисунки, творческие работы-сочинения, дети старшего школьного возраста разрабатывают план похода на территории Новоазовского района, сочиняют «Памятку» туриста.

Исследовательские работы подразумевают самостоятельность обучающихся при выборе методик и при обработке собранного материала при условии, что школьники знакомы с принципами и методами отбора, обработки данных и в состоянии сами оценить свои возможности в выполнении темы.

Наши педагоги предлагают обучающимся проведение исследования на основе данных, собранных в ходе экологических экспедиций, троп, походов. Это «Изучение экологии гнездующихся птиц на территории Новоазовского района Донецкой Народной Республики» («Юные туристы-экологи», изучение насекомых Донецкой Народной Республики(«Экология насекомых Донецкой области»), изучение растений Донецкой области («Эколог-турист», «Экологический туризм»).

Обязательным условием положительного результата моей работы считаю применение методов эмоционального воздействия, которые нацелены на развитие этических отношений и чувств, формирование у ребёнка приемлемых типов поведения и деятельности в окружающей природной среде.

С целью формирования экологической компетенции используется целый ряд методов и форм занятий, ведущими из которых являются экскурсия (в Муниципальное учреждение дополнительного образования «Туристско-экологический центр « Эдельвейс» с целью изучения биоразнообразия Донецкой области, с целью знакомства с ролью особо охраняемых природных территорий), туристический лагерь, творческие задания, мониторинговые исследования, городские массовые тематическое мероприятия (День птиц, День Земли, День воды и т.д.), совместные внеклассные мероприятия с учителями общеобразовательных школ (Путешествие в неведомое, Экологический капустник и т.д.), работа в районной экологической смене «Юные друзья природы».

Летние месяцы – пора наиболее активной походной деятельности для обучающихся: это зачетные походы, походы в рамках полевого туристского лагеря, краеведческие экспедиции.

Трудно переоценить значимость данного вида деятельности для обучающихся:

  • Во-первых, во время походов совершенствуются туристские и краеведческие навыки, умения; расширяется кругозор воспитанников, добываются новые знания по истории, культуре, природе родного края;

  • Во-вторых, в процессе умеренных физических нагрузок на свежем воздухе во время походов происходит укрепление здоровья обучающихся;

  • В-третьих, участники похода приобретают жизненно важные навыки выживания в автономной среде; проходят курс «Школы безопасности в природе»;

  • В-четвертых, учатся оказанию взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за себя и членов походной группы, приобретают навыки самообслуживания;

  • В-пятых, учатся любить то, что рядом: реку, луг, поле, окружающих людей, что формирует основы мировоззрения обучающихся, воспитывает патриотические и гражданские качества.

Именно, учитывая комплексное воздействие походной деятельности на личность обучающихся, станция уделяет приоритетное значение организации походов, экскурсий, путешествий по родному краю.

Чувственно-эмоциональное восприятие красоты природы позволяет обращаться непосредственно к чувствам воспитанника, закладывает прочный фундамент таких ценных человеческих качеств, как любовь к природе своей Родины, чувство патриотизма. В походе подросток учится видеть материальный мир единым, не разделенным на объекты изучения отдельных наук. Процесс воспитания нужно построить так, чтобы он ощущал себя как составную часть целостного мира природы.

Опытный педагог легко может показать на доступных объектах окружающей природы единство и многообразие существующих взаимодействий в сложной системе «природа-общество». Понимание этих взаимозависимостей помогает школьнику оценить свое место в мире и свое участие в его преобразовании.

Даже в походе выходного дня нужно запастись необходимым оборудованием, чтобы не навредить природе, а еще лучше не разводить огонь вовсе, объяснив школьникам, что костер нужен только в случае необходимости, а не ради баловства или сиюминутного «хочу». Увидев, как ребенок принес зеленые ветки к костру, нельзя оставлять это без внимания, как и нельзя просто запретить. Необходимо раскрыть всю цепочку причинно-следственных связей. Сломал ветви – дерево может засохнуть или быть поражено грибком, а дальше гибель дерева и как следствие – ухудшение среды обитания человека.

Во время проведения похода ребята часто встречают результаты хозяйственной деятельности человека. Нужно на каждом конкретном предмете показать цель такого использования, необходимость этой деятельности, а также следствие вмешательства человека в природу. Очень важно, чтобы школьники научились сопоставлять эти три фактора и сами сделали вывод о результатах экологической и хозяйственной деятельности.

И все-таки самое главное средство в экологическом воспитании подрастающего поколения – это любовь. Любовь к родной природе. Нет ничего более мощного и эффективного. Если ребенок научится радоваться ветру и солнцу, наслаждаться вечерней зарей и восхищаться пением птиц, ему никогда не захочется разрушать эту красоту. Ведь защищать и беречь можно только то, что любишь.

Но эта любовь не должна сводиться к пассивному созерцанию. В туристско-краеведческих походах всегда найдется возможность внести хотя бы небольшую лепту в деятельность по охране природы.

Как правило, даже младшие школьники в походах по родному району, городу моментально замечают огромное количество мусора, оставляемое человеком. Важно акцентировать их внимание на этой проблеме, чтобы воспитать хорошую привычку нигде не оставлять после себя мусор.

Любовь к природе не может быть отстраненной и созерцательной, а значит и экологическое воспитание неизбежно должно включать в себя элементы деятельного участия по ее благоустройству. Ведь если человек чувствует свое превосходство над природой, он должен доказать его бережным отношением к ней.

Традиционной формой летней работы являются туристско-спортивные соревнования "Дни туриста", организуемые для летних оздоровительных лагерей образовательных учреждений города. В них приняли участие лагеря дневного пребывания средних школ, учреждений дополнительного образования.

Ежегодно педагогами центра проводятся туристские соревнования.

В каникулярное время коллектив центра активно работает над организацией досуга школьников. Проводятся различного рода мероприятия познавательно- развлекательного « День России», «День защиты детей» характера экологической направленности для обучающихся городских школ. Основной задачей при этом для педагогов центра являлась организация содержательного досуга, дающего пищу как сердцу, так и уму детей.

.

Одним из важнейших средств реализации проекта служит экологическая тропа «Зеленая планета», разработанная для учащихся разного возраста и призванная расширить знания обучающихся по экологии водных ресурсов, формировать навыки наблюдения, проведения х эксперимента, экологического мониторинга. Учебная экологическая тропа создана центром собран интересный краеведческий материал. Здесь начиналась история нашего города.

Педагогически организованное общение детей с окружающей природой, их теоретические знания из школьных курсов биологии, из учебных курсов экологических кружков и объединений подкрепляются чувственно наглядным опытом, связываются с жизненной практикой.

По результатам устного опроса, анкетирования обучающихся и педагогов города, эколого-туристская тропа является настоящей «книгой природы», где от остановки к остановке, как от страницы к странице, обучающиеся познают тайны природы и проникаются любовью к ней. Маршрут эколого-туристской тропы разработан с учетом возрастных категорий школьников.

Большую роль в реализации нашего проекта играет совместная работа с МОУ «Новоазовская школа №2» .

Совместно мы проводим, привлечение птиц путём развешивания кормушек и скворечников (акции - «Птичья столовая», «Здравствуй, птица», «Кормушка», «Покорми птиц зимой»).

Мои воспитанники участвуют в организации и проведении городского мероприятия, посвящённого Международному экологическому празднику «День птиц».

Несомненно, повысился интерес детей к изучению основ экологии, о чем свидетельствует положительная динамика посещаемости занятий курса «Юные туристы-экологи», что может быть объяснено положительными отзывами уже посещающих секцию детей.

Мною был изучен предварительный и итоговый уровень экологических параметров по ранее описанным критериям. Результаты анкетирования показали, что после реализации проекта у большинства моих воспитанников возник устойчивый интерес к экологии и экологическим исследованиям. Прочность усвоения экологических знаний значительно возросла с 1 уровня и до 4 уровня. Большинство детей (60%) считают достаточным свой уровень практического опыта экологической работы. Ранг экологических ценностей школьников переместился с 1 и 2 уровня на 2 и 3. Явно повысилась самооценка и самостоятельность деятельности воспитанников.

Это непосредственно отразилось на творческой активности моих воспитанников. Наблюдалась положительная динамика числа участников городских акций «Первоцветы» (февраль), «День Воды» (22 марта), «День птиц» (1 апреля), «День Земли» (22 апреля), «Всемирный день охраны природы» (5 июня).

Теоретическая значимость проекта состоит в обобщении теоретических концепций по проблеме современного подхода в эколого-воспитательном процессе в соответствии с требованиями нового времени к выпускникам школы.

Результаты данной работы можно использовать при планировании и организации воспитательной деятельности (особенно внешкольной), ориентированной на «ключевые компетенции» (в частности, экологическую), что даст более точные ориентиры для разработки измерителей уровня экологической культуры школьников.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет быстрее и результативнее постичь азы экологической грамотности, чем на уроках биологии и географии в стенах школы; не по учебнику, а наяву прикоснуться к тайнам природы, полюбить ее, убедиться в том, что к земле, рекам, лесам, ко всему окружающему, ко всему живому человек относится не всегда правильно. Один туристский поход – это институтский курс по охране природы…Это зарубка в памяти ребенка на всю жизнь.

Таким образом, знания по экологии родного края в объединениях туристско-краеведческого профиля в системе дополнительного образования помогают воспитанникам правильно оценить действия людей в природных условиях, разбираться в проблемах не только своего региона, но и страны в целом.

Литература:

  1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.

  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемешова Е .М., Снитко И .В.,

Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : Учебное пособие. –М .: Педагогическое сообщество России, 2001.-64с.

  1. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.-М.: Просвещение ,1990.-121с.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!