Даже слабо выраженные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии являются серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Одним из самых тяжелых и распространенных речевых дефектов, с которыми сталкивается школьный логопед, является общее недоразвитие речи, которое характеризуется несформированностью всех компонентов речи. Общее недоразвитие речи носит стойкий характер и требует длительного и грамотно построенного коррекционного воздействия.
создание предпосылок для успешной учебной деятельности у детей с нарушениями речи.
Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы риска:
Совершенно очевидно, что каждая из этих групп не может быть однородной, но вместе с тем, выделение основного признака речевого дефекта, наиболее типичного для каждой группы, придает им определенную
однородность.
Своеобразие проявлений общего недоразвития речи у обучающихся состоит в том, что ошибки в использовании лексико-грамматических средств языка наблюдаются на фоне правильно составленных предложений, текста. Иными словами, одна и та же грамматическая категория или форма в разных условиях может употребляться правильно или нет в зависимости от условий, в которых протекает речь детей, т.е. условий их коммуникации и предъявляемых к ней требований.
Эффективная помощь детям с общим недоразвитием речи, у которых недостатки произношения составляют одно из проявлений речевого недоразвития, возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях. Это - коррекция произношения, формирование полноценных фонематических представлений, развитие навыков анализа и синтеза, обогащение лексического запаса, овладение синтаксическими конструкциями разной сложности, развитие связной речи, осуществляемой в определенной последовательности.
Просветительская работа учителя-логопеда среди родителей способна помочь их детям в преодолении речевого несовершенства, овладении элементами и навыками речевой коммуникации. Цель различных видов деятельности учителя-логопеда по отношению к родителям - это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к логопедическому сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей реализуется через родительские собрания и индивидуальные консультации. Поводом для консультации может быть необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Целью может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных речевых проблем у их ребенка, либо серьезные эмоциональные переживания ребенка в связи с речевым недоразвитием.
Итогом консультационной работы является договор о совместных действиях родителей и логопеда в решении задач логопедического сопровождения ребенка в период становления его метаязыковых функций.
Не менее важной оказывается совместная работа по коррекции речевой патологии логопеда и учителя. Навыки, полученные в результате логопедической коррекции, закрепляются и совершенствуются во время уроков, на переменах, на прогулке. В частности, на уроках рекомендуется проводить речевые игры «Звуковая лесенка», «Песенка звуков», «Азбука веселых человечков», «Доскажи словечко». Эти игры способствуют развитию фонематического слуха, закреплению навыка анализа и синтеза слов. Для закрепления навыка мелкой моторики пальцев рук рекомендуются занятия бисером в кружке «Бисероплетение». Прогулки и перемены также целесообразно заполнять играми.
Все обозначенные направления работы в рамках системы логопедического сопровождения наполняются конкретным содержанием в соответствии с этапом работы.
Диагностический мониторинг механизмов форм речевых расстройств, состояния словарного запаса мелкой моторики, содержания латералиты, зрительных функций и пространственной ориентировки.
Выстраивать методику коррекционного обучения, опираясь на сохранные и щадя слабые звенья познавательной сферы.
3. Коррекционно-развивающая работа.
В содержании схемы-плана обучения необходимо подчеркнуть принципиальные моменты его организации и реализации:
4. Консультирование.
О.В. Елецкая. Логопедическое обследование
I этап. Ориентировочный.
II этап. Диагностический.
III этап. Аналитический.
IV этап. Прогностический.
V этап. Информационный.
Организация помощи детям с нарушениями речи в зависимости от логопедического заключения. Параметры обследования познавательно-речевого развития детей с дисфазией развития.
Шкала определения уровня познавательно-речевого развития.
№№ | № темы | Дата | Наименование темы | Цели, задачи | Используемая литература, технологии, методики |
| | 1-15.09 | Диагностика состояния речи, словарного запаса, грамматического стоя речи, пространственной ориентировки. зрительных функций. | Определение структуры и степени речевого дефекта с целью комплектования групп по ведущему признаку дефекта. | «Методика исследования речи младших школьников» Т.А. Фотековой. |
I ЭТАП. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ (75 занятий) |
1 | 1 | 18.09 | Вводное занятие. Органы речи. | Познакомить детей со способами образования звуков. | И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.102 |
2 | 2 | | Звуки речи. Строение артикуляционного аппарата. | Знакомить детей со строением артикуляционного аппарата | И.Н.Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.103 |
3 | 3 | | Звуки гласные и согласные. Способы образования звуков. | Ознакомление со строением артикуляционного аппарата, способами образования звуков. | Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», стр.111 |
4 | 4 | | Звуки гласные и согласные. Общие сведения. | Дать общие сведения о звуках речи. | Садовникова Л.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.106 |
5 | 5 | | Гласные звуки. Гласные первого ряда. | Познакомить с гласными первого ряда. | Ефименкова Л.Н.. стр.90. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» |
6 | 6 | | Выделение гласного первого ряда из слов. | Учить выделять на слух гласный звук. | Ефименкова Л.Н. . «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», стр.92 |
7 | 7 | | Гласные второго ряда. | Учить определять на слух гласные второго ряда. | Ефименкова Л.Н. . «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», стр.92 |
8 | 8 | | Гласные второго ряда. | Учить определять на слух гласные второго ряда. | Ефименкова Л.Н.. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», стр.92 |
9 | 9 | | Образовательный комплекс - слияние. | Учить определять порядок слогов в слове. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр33 «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» , стр. 166 |
10 | 10 | | Деление слов на слоги. Слог прямой и обратный. Слоговые таблицы. | Учить определять порядок слогов в слове на слух и соотносить с написанием. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.110. |
11 | 11 | | Слог ударный. Ударение. | Слова, слоги, ударение в слове | Ефименкова Л.Н., «Коррекция устной и письменной речи у младших школьников», стр.96 |
12 | 12 | | Дифференциация звуков, имеющих акустическое сходство | Учить правильно выполнять артикуляцию, различать звуки по их акустическому сходству. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 140 |
13 | 13 | | Дифференциация звуков, имеющих акустическое сходство | Учить правильно выполнять артикуляцию, различать звуки по их акустическому сходству. | СадовниковаИ.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.140 |
14 | 14 | | Дифференциация звуков, имеющих кинетическое сходство. | Учить определять буквы по их кинетическим сигнальным признакам. | СадовниковаИ.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.133 |
15 | 15 | | Закрепление знаний о гласных звуках. | Воспитывать зрительное и слуховое внимание. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр. На увеличение объема внимания «Лабиринты», «Пуговицы», стр.135 |
16 | 16 | | Гласные звуки и буквы. | Учить определять буквы по их кинетическим сигнальным признакам. | СадовниковаИ.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.133 |
17 | 17 | | Артикуляция и гласные звуки. | Закрепление знаний о звуках о способах образования звуков. | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, дифференцировать звуки слогов и слов, близких по звуковому составу Методика «Красная-черная таблица» |
18 | 18 | | Работа артикуляционного аппарата и произнесение гласных звуков. | Закрепление знаний о звуках о способах образования звуков. | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, дифференцировать звуки слогов и слов, близких по звуковому составу Методика «Красная-черная таблица» |
19 | 19 | | Буквы А-О в ударной позиции, звуки А-О в ударной позиции. | Учить произносить слова и на слух определять ударный звук. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.138. |
20 | 20 | | Дифференциация звуков У-И. | Учить удерживать артикуляцию гласного звука под счет, узнавать звук по показу без звука. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» стр.111. |
21 | 21 | | Дифференциация А-Я, звук А. | Учить удерживать артикуляцию гласного звука под счет, узнавать звук по показу без звука. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.128 |
22 | 22 | | Дифференциация Ы-И, А-Я. | Учить удерживать артикуляцию гласного звука под счет, узнавать звук по показу без звука. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» стр. 126. |
23 | 23 | | Парные гласные. Различие их, сходство. | Учить находить сходство, наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» стр.125. |
24 | 24 | | Дифференциация О-Е | Продолжать учить детей определять сходство и различие между гласными первого и второго ряда. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.124, 123. |
25 | 25 | | Дифференциация О-Е. | Продолжать учить детей определять сходство и различие между гласными первого и второго ряда. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.124, 123. |
26 | 26 | | Дифференциация У-Ю. | Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.124, 123. |
27 | 27 | | Дифференциация У-Ю | Продолжать учить детей определять сходство и различие между гласными первого и второго ряда. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.128, 129. |
28 | 28 | | Дифференциация У-Ю | Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.128, 129. |
29 | 29 | | Звукобуквенный анализ слов. | Учить проводить звукобуквенный анализ слов. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр. на распределение и избирательность внимания, стр.159. |
30 | 30 | | Звукобуквенный анализ слов. | Учить детей проводить анализ слов с опорой на различные анализаторы. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр. на распределение и избирательность внимания, стр.159 |
31 | 31 | | Анализ слов с опорой на цифровой ряд. | Учить детей проводить анализ слов с опорой на различные анализаторы. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр.34 «Мысленные образы и эмоции», стр.167 |
32 | 32 | | Звукобуквенный анализ с опорой на графическое изображение. | Учить детей проводить анализ слов с опорой на различные анализаторы. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр33»Мысленные образы , отвечающие понятиям прямо или косвенно» стр. 166 |
33 | 33 | | Фонетический анализ на слоговом материале. | Учить детей простым формам фонетического анализа. | Садовникова Л.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.110 - 112. |
34 | 34 | | Фонетический анализ на материале слов. | Учить детей простым формам фонетического анализа. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.110 - 112. |
35 | 35 | | Согласный звук и буква Й. | Познакомить со способом образования йотированных звуков. | «Сказка о находчивых звуках» Стр.106 н /м журнал «Логопед»№1,2007г. Методика формирования искусственных понятий» (по Л.С Выготскому-Л.С.Сахарову), стр.226 |
36 | 36 | | Дифференциация соноров Р, Л , М, Н. | Учить дифференцировать соноры. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр. на распределение и избирательность внимания, стр.159. |
37 | 37 | | Шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ. Артикуляция. | Познакомить детей со способом образования шипящих. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр. на распределение и избирательность внимания, стр.159. |
38 | 38 | | Сочетание ЖИ-ШИ. | Познакомить с правописанием жи-ши | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр33»Мысленные образы , отвечающие понятиям прямо или косвенно»стр. 166 КлимановаЛ.Ф. «Читалочка», стр44 |
39 | 39 | | Сочетание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Познакомить с правописанием орфограмм. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «как преодолеть трудности в обучении детей», упр33 »Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно» стр. 166 |
40 | 40 | | Закрепление темы «Шипящие». | Закрепить полученные навыки в произношении шипящих. | Климанова Л.Ф.»Азбука первоклассника», стр.46-50 |
41 | 41 | | Практические задания по закреплению знаний о шипящих. Произнесение, разница и сходство, артикуляционные особенности. | Учить применять правила написания орфограмм в практических заданиях. | Климанова Л.Ф. «Азбука первоклассника», стр.42-50 |
42 | 42 | | Звук и буква З. Мягкие варианты - Зь. | Познакомить со способом образования звонких. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.152. |
43 | 43 | | Звук и буква С, мягкие варианты. | Научить детей дифференцировать и правильно произносить с, сь . | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.153. |
44 | 44 | | Дифференциация З-С. | Учить слышать разницу в произносимых звуках. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.154. |
45 | 45 | | Автоматизация С в слогах, словах, предложениях. | Закрепление произношения звука в словах со стечением согласных, развитие фонематического анализа. | Филичева Т.Б., «Дети с ФФН» стр.62,63. |
46 | 46 | | Автоматизация С в словах, состоящих из 2-3 слогов, со стечением согласных. | Лексическая тема- дифференциация понятий овощи- фрукты, расширение и уточнение лексики по этим темам, | «Обучение грамоте», стр.69-70 |
47 | 47 | | Звук и буква Ж, Ш. Дифференциация в слогах, словах, предложениях. | Закрепление в речи правильных форм родительного падежа мн. числа, | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной речи», стр.206-207, |
48 | 48 | | Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах, предложениях. | Ввести в активный словарь слова с наличием звуков Ч, Щ. | стр.97-конспекты, Ястребова, стр.94 |
49 | 49 | | Сочетание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ в слогах, словах, предложениях. | Закрепление навыка произнесения поставленного звука. | Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной речи», стр.207-209, |
50 | 50 | | Сочетание, автоматизация в слогах, словах, предложениях. | Воспитание артикуляционных навыков и слухового восприятия. | стр.98-конспекты, Ястребова, стр.96 |
51 | 51 | | Дифференциация С-Ш в слогах, словах, предложениях. | Продолжать развивать артикуляционные навыки, учить дифференцировать на слух поставленные звуки. | Ефименкова Л.Н «Коррекция письменной речи», стр.217 |
52 | 52 | | Дифференциация З-Ж в слогах, словах, предложениях. | Автоматизировать поставленные звуки, вводить в 53активный словарь, во54спитывать грамматически правильную речь. | Колесникова Н.В.«От звука к букве» «Дефектология»№2, стр.45. |
53 | 53 | | Дифференциация С-З в слогах, словах, предложениях. | Продолжать развивать артикуляционные навыки, учить дифференцировать на слух поставленные звуки. | Колесникова Н.В «Звуко-буквенный анализ», стр.38-40 |
54 | 54 | | Дифференциация С-Ц в слогах, словах, предложениях. | Учить различать звуки в любой форме | ФиличеваТ.Б., « Дети с ФФН», стр.38-40. |
55 | 55 | | Дифференциация С-Щ в слогах, словах, предложениях. | Автоматизировать поставленные звуки, вводить в активный словарь, воспитывать грамматически правильную речь. | Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной речи», стр.207-209, |
56 | 56 | | Дифференциация Ч-Ть в слогах, словах, предложениях. | Учить вычленять звуки из речевых единиц, различать по образу произнесения. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», Стр.176 - 177. |
57 | 1 | | Звонкие и глухие парные согласные. В-Ф дифференциация в слогах, словах. | Автоматизировать поставленные звуки, вводить в активный словарь, воспитывать грамматически правильную речь. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.142 «Звонкие и глухие парные согласные». |
58 | 2 | | Дифференциация В-Ф в предложениях. Диктант. | Сравнивать по артикуляции, подчеркивая различия | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.142 «Звонкие и глухие парные согласные». |
59 | 3 | | Дифференциация П-Б в слогах, словах. | Учить вычленять звуки из речевых единиц, различать по образу произнесения. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.144 «Звонкие и глухие парные согласные». |
60 | 4 | | Дифференциация П-Б в предложениях, в тексте. Диктант. | Закрепить полученный навык правильного написания парных согласных и не путать их на письме. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», Стр.145 «Звонкие и глухие парные согласные». |
61 | 5 | | Дифференциация Д-Т в слогах, словах. Дифференциация Д-Т в предложениях, тексте. | Учить вычленять звуки из речевых единиц, различать по образу произнесения. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.146 «Звонкие и глухие парные согласные». |
62 | 6 | | Дифференциация Ть-Дь, Т-Д. | Учить обращать внимание на мягкие варианты произнесения парных. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.148-150 «Звонкие и глухие парные согласные». |
63 | 7 | | Дифференциация Д -Т , Дь-Ть на письме. Диктант. | Учить обращать внимание на мягкие варианты произнесения парных. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.145-152«Звонкие и глухие парные согласные». |
64 | 8 | | Дифференциация К-Г в слогах, словах. | Учить детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику, различать звуки по их акустическому звучанию. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.154-155«Звонкие и глухие парные согласные». |
65 | 9 | | Дифференциация К-Г в предложениях, связной речи. | Учить определять буквы по их кинетическим сигнальным признакам. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.142 «Звонкие и глухие парные согласные». |
66 | 10 | | Дифференциация К-Г-Х на письме. | Закреплять знания о звуках, способах их образования. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.156-157 «Звонкие и глухие парные согласные». |
67 | 11 | | Дифференциация Р-Л в слогах, словах, предложениях, на письме. | Учить выделять звуки в начальной позиции, сравнивать артикуляцию. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.170 «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство» |
68 | 12 | | Дифференциация Рь-Ль, Р-Л на письме. Диктант. | Соотносить буквы со звуками, дифференцировать звуки и буквы на слух и на письме. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.170 «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство» |
69 | 13 | | Обобщение, закрепление знаний о парных согласных». | Учить практически применять полученные знания в практических заданиях. | ЕфименковаИ.Н. »Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.139-162. |
70 | 14 | | Графический диктант «Трезор». | Закреплять умения различать звуки по артикуляции, на слух. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.172 «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство» |
71 | 15 | | Слуховой диктант «Летом». | Учить детей находить ошибку в собственных записях, ориентируясь на заспись на доске. | Садовникова И.Н., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.171 «Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство» |
72 | 16 | | Разделительный мягкий знак. «Мягкий знак-хитрый знак». | Познакомить детей со вторым способом обозначения мягкости согласных. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 130-131. |
74 | 17 | | Практические упражнения по теме «Мягкий знак» | Учить детей применять на практике навыки и умения, полученные в процессе обучения. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.131. |
75 | 18 | | Практические упражнения по теме «Мягкий знак» | Учить детей применять на практике навыки и умения, полученные в процессе обучения. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 132 |
II ЭТАП. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ (56 занятий) ( РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ) |
76 | 1 | | Выявление активного словарного словарного запаса. (Предметы, признаки, действия). | Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет умения активно пользоваться различными способами словообразования. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 132 |
77 | 2 | | Уточнение и расширение словарного запаса | Учить пользоваться способами словообразования для получения новых слов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 185 |
78 | 3 | | «Слова-сорняки», «слова-неприятели», «слова-близнецы», многозначность слов. | Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетания. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 188-191 |
79 | 4 | | Беседа по тексту сказки «Погрустили» Е.Измайлова. | Увеличение словарного запаса за счет ввода в речь новых понятий. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 192 |
80 | 5 | | Слова-«близнецы» (омонимы). | Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетания. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 194 |
81 | 6 | | «Сколько значений у слов». Многозначность слов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 195 |
82 | 7 | | Слоговой анализ и синтез слов. | Объяснить, что слог-часть слова, не заключающая в себе смысла, повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 197 |
83 | 8 | | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. | Учить правилам анализа и синтеза. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников», стр. 201 |
84 | 9 | | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов | Учить пользоваться правилами анализа и синтеза. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 202 |
85 | 10 | | Типы слогов. | Привлечь внимание уч-ся к последовательности слогов, являющейся слогоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 202-203 |
86 | 11 | | Практические упражнения по теме «Типы слогов». | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 204 |
87 | 12 | | Самостоятельная работа по теме «Слоги». | Закрепление навыков звуко-слогового анализа | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 203-204 |
88 | 13 | | Слоговой состав слова. тренировочные упражнения | Учить детей делить двухсложные слова на слоги. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.201-204 |
89 | 14 | | Слоговой состав слова. | Учить детей делить трехсложные слова на слоги. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей», стр.159 «Распределение и избирательность внимания» |
90 | 15 | | Слоговой состав слова | Закреплять понятия о слогообразующей роли гласного в слоге и слове. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей», упр.39 «Осознание словесного материала», стр.171. |
91 | 16 | | Слоговой состав слова. | Закреплять понятия о слогообразующей роли гласного в слоге и слове. | Ануфриев А.А.,Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей», упр.39 «Осознание словесного материала», стр.171. |
92 | 17. | | Графический диктант с выделением гласных. | Подведение итогов полученных знаний о слоге. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 207, №7 |
93 | 18 | | Типы слогов. Слоговой анализ и синтез слов. | Повторить на примере стихотворения Э.Успенского | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.198 |
94 | 19 | | Ударение в слове. | Учить воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 205 |
95 | 20 | | Безударные гласные. Правописание. | Учить находить различие в звучании гласного звука в ударной и безударной позиции | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 209 |
96 | 21 | | Слого-ритмическая структура слова. Схемы. | Учить составлять схемы слов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 208-209 |
97 | 22 | | Безударные гласные. | Учить детей голосом выделять гласные в слове, | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.211 |
98 | 23 | | Сказка «Ударение» | Воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога, | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.121. |
99 | 24 | | Состав слова. Морфемный анализ и синтез слов. | Узнавать слово по слуховой, зрительной схеме, | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 213 |
100 | 25 | | «Откуда хлеб пришел» | Усвоить некоторые орфоэпические нормы, | Конспект №56 |
101 | 26 | | Корень слова. | Определить безударный гласный, требующий проверки, | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр213 |
102 | 27 | | Корень слова. | Проверять безударный гласный ударением. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.214 |
103 | 28 | | Корень слова | Проверять безударный гласный ударением. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 215 |
104 | 29 | | Родственные слова. | Определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 214 |
105 | 30 | | Родственные слова. «Крепыш и скрепка» | Родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом значение слова. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.117. |
106 | 31 | | «Как растут слова». | Активно пользоваться различными способами словообразования. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.116. |
107 | 32 | | Сложные слова. | Дать понятие о родственных словах. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.116. |
108 | 33 | | Состав слова. Образование слов. Приставки. | Упражнять в подборе родственных слов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.118 Садовникова И.Н., стр.217 |
109 | 34 | | Приставки | Формировать умение и навык словообразования. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.118 Садовникова И.Н., стр.217 |
110 | 35 | | Приставки. | Формировать умение и навык словообразования. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.118.СадовниковаИ. Н, стр.217 |
111 | 36 | | Приставки. | Формировать умение и навык словообразования. | ЕфименковаЛ.Н. »Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.118 Садовникова И.Н., стр.217 |
112 | 37 | | Предлоги НА , В. Дифференциация. | Практическое знакомство с предлогами. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.254 |
113 | 38 | | Предлоги С (СО), ИЗ. Дифференциация. | Учить детей пользоваться предлогами в устной речи. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр.254 |
114 | 39 | | Предлоги ПО, К , ЗА, ИЗ-ЗА. | Проследить соотношение предлогов и приставок. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 254 |
115 | 40 | | Предлоги НА, ПОД, ИЗ-ПОД. | Обратить внимание на слитное и раздельное написание. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 255 |
116 | 41 | | Закрепление знаний о предлогах. | Закрепить правило о том, что перед глаголами не бывает предлогов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 255 |
117 | 42 | | Дифференциация предлогов и приставок. Практические упражнения. | Закреплять полученный навык в самостоятельной деятельности. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 255 |
118 | 43 | | Предлоги и приставки. | Учить отличать предлоги от приставок. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр255 |
119 | 44 | | Предлоги и приставки. Самостоятельная работа. | Учить использовать дифференциацию на письме предлогов и приставок. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 255 |
120 | 45 | | Суффиксы. Суффиксальные образования слов. | Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 219 |
121 | 46 | | Суффиксы. | Совершенствовать умение анализировать морфемный состав слова посредством самопроверки и самооценки. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 220 Ефименкова И.Н., стр120-121 |
122 | 47 | | Суффиксы. | Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 220 Ефименкова Л.Н., стр120-121 |
123 | 48 | | Суффиксы. «Домашние животные - два брата – ИЩ и – ИК». | Учить образовывать новые слова при помощи суффиксов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 220 Ефименкова Л.Н., стр120-121 |
124 | 49 | | Состав слова. Образование слов. | Продолжать работу по формированию языковых средств. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.118. |
125 | 50 | | Состав слова. Образование слов. | Формировать умение свободно пользоваться языковыми средствами. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.119. |
126 | 51 | | Состав слова. Образование слов. | Продолжать учить работать с карточками. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.120. |
127 | 52 | | Состав слова , практические задания. | Совершенствовать умение анализировать морфемный состав слов посредством самопроверки. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.121. |
128 | 53 | | Состав слова. Самостоятельная работа. | Совершенствовать умение анализировать морфемный состав слов посредством самопроверки. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.121. |
129 | 54 | | Сложные слова. | Прививать детям практические умения образования сложных слов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.122. |
130 | 55 | | Сложные слова. | Закрепить в практических заданиях правописание сложных слов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.123. |
131 | 56 | | Практические задания. «Осень». Обобщение. | Закрепить в практических заданиях правописание сложных слов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.123. |
IIIЭТАП. КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (53 занятия) |
132 | 1 | | Словосочетание и предложение. | Учить детей составлять предложения по опорным картинкам. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.19. |
133 | 2 | | Предложение | Показать необходимость согласования слов в предложении | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 225 |
134 | 3 | | Предложение. | Тренировать в наблюдении за интонацией голоса, | Ануфриев А.А., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей», упр. 35 «Осознание словесного материала», стр.168. |
135 | 4 | | Предложение. | Соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.22. |
136 | 5 | | Предложение. | Учить работать с графическим схемами. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.23. |
137 | 6 | | Предложение. | Обогащение фразовой речи путем ознакомления детей с явлениями многозначности. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.22-23. |
138 | 7 | | Предложение. | Обогащение фразовой речи путем ознакомления детей с явлениями многозначности. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.24-25. |
139 | 8 | | Предложение. | Обогащение фразовой речи путем ознакомления детей с явлениями многозначности. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.26-27. |
140 | 9 | | Предложение. | Обогащение фразовой речи путем ознакомления детей с явлениями многозначности. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.27-28. |
141 | 10 | | Грамматическое оформление предложения и его распространение. | Учить распространять предложение путем введения новых слов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.27-28. |
142 | 11 | | Согласование слов в числе. | Учить распространять предложение путем введения новых слов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр. 31. |
143 | 12 | | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. | Привести детей к пониманию связи слов в предложении. Добиваться исключения из речи аграмматизмов. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.33 |
144 | 13 | | Управление. «Раз. Два, три, четыре, пять - будем слово КОТ склонять». | Продолжать развивать навыки построения связного высказывания - | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 231 |
145 | 14 | | Винительный падеж (КОГО, ЧТО) | -программирования смысла и смысловой культуры высказывания, | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.37 |
146 | 15 | | Родительный падеж (КОГО, ЧЕГО) | -установления логики, | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.39 |
147 | 16 | | Дательный падеж ( КОМУ, ЧЕМУ) | -связности, последовательности. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.43 |
148 | 17 | | Предложный падеж ( о, в, на -КОМ,ЧЕМ) | - четкое формулирование мысли в процессе связного высказывания, | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 237. |
149 | 18 | | Творительный падеж (КЕМ, ЧЕМ). | -подбор языковых средств, адекватных языковой концепции. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.45 |
150 | 19 | | Распространение предложений. | Учить детей пользоваться приобретенными навыками словообразования | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.47 |
151 | 20 | | Закрепление падежных форм. | Продолжать подводить детей к пониманию связи слов в предложении. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 239. |
152 | 21 | | Связь слов в предложении. | Добиваться исключения из речи аграмматизмов. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 242.. |
153 | 22 | | Связь слов в предложении. | Добиваться исключения аграмматизмов на письме. | Садовникова И.Н «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», стр. 245. |
154 | 23 | | Текст. Виды текста. | Формировать умение четко излагать свои мысли с опорой на различные анализаторы. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.65 |
155 | 24 | | Пересказ «Воробей и ласточка». | Учить пересказу по вопросам. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.66 |
156 | 25 | | Пересказ «Храбрецы» | Учить пересказу по вопросам. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.66 |
157 | 26 | | Пересказ «Лето в лесу». | Формировать практическое представление о тексте. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.67 |
158 | 27 | | Пересказ «Лиса и рак». | Учить узнавать существенные признаки связного высказывания в процессе сравнения текста и наборов слов, текста и набора предложений. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.67 |
159 | 28 | | Пересказ «Цыпленок». | Учить пересказу по вопросам. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.65 |
160 | 29 | | Обучение рассказыванию. Как медведь сам себя напугал». | Учить устанавливать причино-следственных связей. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.67. |
161 | 30 | | Рассказ «Сиротка». | Учить последовательно пересказывать содержание рассказа. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.67 |
162 | 31 | | Рассказ «После грозы». | Учить детей составлять план рассказа, Использовать план при составлении рассказа. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.69 |
163 | 32 | | Рассказы-описания. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.69 |
164 | 33 | | Рассказ «Альма». | Учить детей составлять план рассказа, использовать план при составлении рассказа. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.73 |
165 | 34 | | Рассказ «Ласточка» | Учить устанавливать причино-следственных связей. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.75 |
166 | 35 | | Рассказ «На лугу». | Учить устанавливать причино-следственных связей. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.76 |
167 | 36 | | Пересказ с опорой на слова-действия «Как ловят обезьян». | Учить последовательно пересказывать содержание рассказа. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.77 |
168 | 37 | | Краткий пересказ «Пудик». | Учить находить главную мысль рассказа. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.79 |
169 | 38 | | Краткий пересказ «Водолаз и акула». | Учить находить главную мысль рассказа. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.78 |
170 | 39 | | Краткий пересказ «Откуда соль берется». | Продолжать обучать детей связному высказыванию. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.80 |
171 | 40 | | Сад, парк, луг. Лес - наше богатство. | Продолжать знакомить с частью живой природы. Рассказать о взаимозависимости человека и природы. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.69 |
172 | 41 | | Пересказ, план пересказа «Карандаш». | Привести детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому слову. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.81 |
173 | 42 | | Пересказ, план пересказа «Рыбки». | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.86 |
174 | 43 | | Рассказ «Бабочки». | Продолжать обучать детей связному высказыванию. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.81 |
175 | 44 | | Выборочный пересказ «Дружок и пушок». | Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаний слов, осознанное построение предложений. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.82 |
176 | 45 | | Пересказ «Храбрая девушка». | Учить детей понимать главную мысль в рассказе и составлять условие задачи | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.83 |
177 | 46 | | Творческие пересказы. | Учить детей пересказывать прослушанный текст и заканчивать его, завершая событие. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.83 |
178 | 47 | | Технология творческого пересказа. | Продолжать обучать детей связному высказыванию. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.84 |
179 | 48 | | «День рождения»- творческий рассказ. | Формировать умение четко излагать свои мысли с опорой на различные анализаторы. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.84 |
180 | 49 | | Устные сочинения. | Формировать умение четко излагать свои мысли с опорой на различные анализаторы. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.85 |
181 | 50 | | Составление рассказов по представлению. | Обогащать фразовую речь учеников путем ознакомления Их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций. | ЕфименковаЛ.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», стр.86 |
Диагностика «Исследование устной и письменной речи младших школьников», методика Т.Фотековой. Мониторинг динамики. |
для различного уровня демонстрационных мероприятий.
Методика Т.А. Фотековой «Диагностика речи младших школьников»,
2007 год.
Методика «Шкала моторной одаренности» Озерецкого Н.И., 1969г.
«Экспересс-диагностика речевых функций для нейропсихологической интерпретации природы лингвопатологических синдромов» Корнева А.Н.,2003г.
Методика «Определение уровня развития речи с использованием морфологических элементов», Визель Т.Г. , Бурлакова М.К.,1982г.
Методика «Практическое осознание основных языковых элементов» Поваляевой М.А.
Стандартизированная методика исследования навыков чтения и письма, СМИНЧ.
Стандартизированная методика «Тест определения оперативных единиц чтения, ТОПЕЧ.
Понимание текста может быть оценено путем самостоятельного пересказа или посредством ответов на вопросы.
Пересказ, отражающий не менее 70% содержания – норма.
Ответ на 7 вопросов из 10 - норма, при условии, что прочитано в 1А тексте не менее 98 слов, 1Б – не менее 110 слов, 2А - не менее 127 слов, в2Б – не менее 178 слов).
по стандартам текста 1А,1Б,2А,2Б.
оперативных единиц чтения, которые автоматизированы у ребенка.
Материал используется в работе с детьми первого класса и старше. Также эта методика позволяет определить момент, когда можно переходить к автоматизации более сложных слогов.
ИНСТРУКЦИЯ: «Читай эти слоги (буквы, цифры) как можно быстрее, но старайся при этом не делать ошибок».
Допущенные ошибки регистрируются.
Москва, 2004г., «Вако».
С-Петербург, изд-во «Речь».
Москва, изд-во «Аркти».