«Чоки-оки, чоки-чок,
Я теперь снеговичок,
Ты снежки в меня бросай
И словечко называй.
Кто последний назовет,
Смело в круг ко мне встает.
Дети по очереди бросают снежки и называют родственные слова к слову СНЕГОВИК.
игра «Мой—моя—мое—мои»
Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
Ход игры:
Логопед называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»). Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш и т.д.
Упражнение 1
ЦЕЛЬ: Учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол
Речь с движением:
1) Ехали мы, ехали, в лес ЗАехали,
Лес ПРОехали, дальше ПОехали.
Ехали мы, ехали, к речке ПОДъехали,
Речку ПЕРЕехали и дальше ПОехали.
Ехали мы, ехали, к горе ПОДъехали,
Гору мы ОБъехали и дальше ПОехали.
Ехали мы, ехали, в город Въехали,
По городу ПРОехали, из города Уехали.
2) Влас с корзинкой в лес ПОшёл,
Всю полянку ОБОшёл,
К старой ёлке ПОДОшёл,
И огромный гриб Нашёл.
Упражнение 2
ЦЕЛЬ: Согласование числительных ОДИН, ДВА, ПЯТЬ с существительными
Скажи верно:
Было ДВЕ белки – стало ПЯТЬ… (белок)
Было ДВЕ лисы – стало ПЯТЬ… (лис)
Было ДВА зайца – стало ПЯТЬ… (зайцев)
Было ДВА медведя – стало ПЯТЬ… (медведей) и т.д.
Упражнение 3
ЦЕЛИ: Учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой.
РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ:
Слон сильнее двух коров,
Толще бегемот трёх львов,
Лошадь быстрее пяти лягушат,
Выше жираф четырёх медвежат.
Вопросы по тексту: Слон сильнее кого? Бегемот толще кого? И т. д.
Упражнение 4
ЦЕЛИ: Образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде.
СОДЕРЖАНИЕ:
Из мяса можно приготовить: мяснОЙ бульон, мяснЫЕ котлеты, мяснОЕ суфле.
Из молока можно приготовить: молочнУЮ кашу, молочнЫЙ суп, молочнЫЙ йогурт.
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение
Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок»
г. Орск
_______________________________________________________
462430 г. Орск, Оренбургская область
ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537)28-06-19, 27-13-43
E-mail: orsk-mdou-99@rambler.ru
Тема: Формирование грамматического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста посредством
словесных игр.
Подготовила: Воспитатель
Хлудова Л.Г.
2017 г.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей:
1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Пути формирования правильной речи:
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок в речи детей.
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:
- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
- игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:
словесным дидактическим играм;
словесным упражнениям;
играм-ситуациям;
рассматриванию картин;
пересказ коротких рассказов и сказок;
использование ИКТ.
игра «Наша улица»
Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».
Наглядный материал: макет улицы из фетра.
Ход игры:
На столе мы видим макет улицы из фетра, гаража, домов и т.д. Дети выполняют игровые действия с машиной и комментируют их. Например:
- Машина выехала ИЗ гаража, НА проезжую часть, доехала ДО светофора и т.д.
Инсценировка сказки
«Большущий и маленький».
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов -ИЩ, -ИК.
Ход игры:
Совместно с логопедом дети разыгрывают следующую сценку.
- Однажды на полянку прискакал зайчик. И стал он хвастаться перед другими животными:
- Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не хвост, а… (хвостище), не зубы, а …(зубищи) и т.д.
игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:
Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
И синичек без … (рукавичек).
Игра «Словесные снежки».
Задача: подобрать как можно больше родственных слов к слову «СНЕГОВИК»
Ход игры:
Дети становятся в круг, у каждого в руке снежок. В центр круга выходит водящий, произносит небольшое стихотворение: