СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматического строя речи по средствам словесных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи по средствам словесных игр»

«Чоки-оки, чоки-чок, 
Я теперь снеговичок, 
Ты снежки в меня бросай
И словечко называй.
Кто последний назовет,
Смело в круг ко мне встает.
Дети по очереди бросают снежки и называют родственные слова к слову СНЕГОВИК.

игра «Мой—моя—мое—мои»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

Ход игры:

Логопед называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»). Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш и т.д.

Упражнение 1

ЦЕЛЬ: Учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол

Речь с движением:

1) Ехали мы, ехали, в лес ЗАехали,

Лес ПРОехали, дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, к речке ПОДъехали,

Речку ПЕРЕехали и дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, к горе ПОДъехали,

Гору мы ОБъехали и дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, в город Въехали,

По городу ПРОехали, из города Уехали.

 2) Влас с корзинкой в лес ПОшёл,

Всю полянку ОБОшёл,

К старой ёлке ПОДОшёл,

И огромный гриб Нашёл.

Упражнение 2

ЦЕЛЬ: Согласование числительных ОДИН, ДВА, ПЯТЬ с существительными

Скажи верно:

Было ДВЕ белки – стало ПЯТЬ… (белок)

Было ДВЕ лисы – стало ПЯТЬ… (лис)

Было ДВА зайца – стало ПЯТЬ… (зайцев)   

Было ДВА  медведя – стало ПЯТЬ… (медведей) и т.д.

Упражнение 3

ЦЕЛИ: Учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой.

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ:

Слон сильнее двух коров,

Толще бегемот трёх львов,

Лошадь быстрее пяти лягушат,

Выше жираф четырёх медвежат.

 Вопросы по тексту: Слон сильнее кого? Бегемот толще кого? И т. д.

Упражнение 4

 ЦЕЛИ: Образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде.

 СОДЕРЖАНИЕ:

Из мяса можно приготовить: мяснОЙ бульон, мяснЫЕ котлеты, мяснОЕ суфле.

Из молока можно приготовить: молочнУЮ кашу, молочнЫЙ суп, молочнЫЙ йогурт.



Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение

Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок»

г. Орск

_______________________________________________________

462430 г. Орск, Оренбургская область

ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537)28-06-19, 27-13-43

E-mail: orsk-mdou-99@rambler.ru






Тема: Формирование грамматического строя речи

у детей старшего дошкольного возраста посредством

словесных игр.



Подготовила: Воспитатель

Хлудова Л.Г.





2017 г.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей:

1)    помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2)    помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3)    сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования правильной речи:

-  создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;

-  специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

-         формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

-         исправление грамматических ошибок в речи детей.



Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:

- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;

- игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;

- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:

  • словесным дидактическим играм;

  • словесным упражнениям;

  • играм-ситуациям;

  • рассматриванию картин;

  • пересказ коротких рассказов и сказок;

  • использование ИКТ.


игра «Наша улица»

Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».

Наглядный материал: макет улицы из фетра.

Ход игры:

На столе мы видим макет улицы из фетра, гаража, домов и т.д. Дети выполняют игровые действия с машиной и комментируют их. Например:

- Машина выехала ИЗ гаража, НА проезжую часть, доехала ДО светофора и т.д. 


Инсценировка сказки

«Большущий и маленький».

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов -ИЩ, -ИК.

Ход игры:

Совместно с логопедом дети разыгрывают следующую сценку.

- Однажды на полянку прискакал зайчик. И стал он хвастаться перед другими животными:

- Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не хвост, а… (хвостище), не зубы, а …(зубищи) и т.д.

игра «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (носков),

И щенков без … (тапочек),

И синичек без … (рукавичек).
Игра «Словесные снежки».

Задача: подобрать как можно больше родственных слов к слову «СНЕГОВИК»

Ход игры:

Дети становятся в круг, у каждого в руке снежок. В центр круга выходит водящий, произносит небольшое стихотворение:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!