СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста постредством словесных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста постредством словесных игр»

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр .   Подготовила:воспитатель Хлудова Л.Г. 2017г.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр .

Подготовила:воспитатель

Хлудова Л.Г.

2017г.

Термин «грамматика»  употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых , он обозначает грамматический строй языка, во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.

Во-первых , он обозначает грамматический строй языка,

во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Грамматический строй языка  – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.  Морфология  изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.  Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.  Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

Грамматический строй языка  – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.

Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

А.Г. Арушанова отмечает:  На третьем году  жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. На четвертом году  жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение. Пятый год жизни  – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.  Шестой и седьмой год жизни  – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

А.Г. Арушанова отмечает:

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.

Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.

Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.

О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют  типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников : 1. Неправильные окончания имен существительных: а) в форме родительного падежа, множественного числа б)  форма родительного падежа, единственного числа ; в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных ; г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода 2. Склонение несклоняемых имен существительных 3. Образование множественного числа существительных, обозначающих  детенышей животных 4. Изменение рода существительных 5. Образование глагольных форм: а) повелительное наклонение б) изменение основы глагола в) спряжение глаголов 6. Неправильная форма причастия 7. Образование сравнительной степени прилагательного 8. Окончания местоимений в косвенных падежах 9. Склонение числительных

О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют  типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :

1. Неправильные окончания имен существительных:

а) в форме родительного падежа, множественного числа

б)  форма родительного падежа, единственного числа ;

в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных ;

г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода

2. Склонение несклоняемых имен существительных

3. Образование множественного числа существительных, обозначающих  детенышей животных

4. Изменение рода существительных

5. Образование глагольных форм:

а) повелительное наклонение

б) изменение основы глагола

в) спряжение глаголов

6. Неправильная форма причастия

7. Образование сравнительной степени прилагательного

8. Окончания местоимений в косвенных падежах

9. Склонение числительных

 Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях : 1)    помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка; 2)    помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте; 3)    сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях :

1)    помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;

2)    помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3)    сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования

Пути формирования правильной речи : создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения;исправление грамматических ошибок в речи детей.

Пути формирования правильной речи :

  • создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;
  • специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
  • формирование грамматических навыков в практике речевого общения;исправление грамматических ошибок в речи детей.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если: игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка; игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;  руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:

  • игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
  • игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
  • руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать: образец,  объяснение,  указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать:

  • образец,
  • объяснение,
  • указание,
  • сравнение,
  • повторение.

Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят: словесным дидактическим играм; словесным упражнениям; играм-ситуациям; рассматриванию картин; пересказ коротких рассказов и сказок; использование ИКТ.

Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:

  • словесным дидактическим играм;
  • словесным упражнениям;
  • играм-ситуациям;
  • рассматриванию картин;
  • пересказ коротких рассказов и сказок;
  • использование ИКТ.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет: - создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями. - стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта. - сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет:

- создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.

- стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

- сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

 Усвоение грамматических форм  – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

игра «Наша улица» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт». Наглядный материал: макет улицы из фетра.

игра «Наша улица»

Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».

Наглядный материал: макет улицы из фетра.

  игра «Угадай» ЦЕЛЬ: Учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА .

  игра «Угадай»

ЦЕЛЬ: Учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА .

игра «Кормушка» Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

игра «Кормушка»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

Игра «Назови действия выполняемые автомобилем» Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций

Игра «Назови действия выполняемые автомобилем»

Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций

Инсценировка сказки «Большущий и маленький» Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов -ИЩ, -ИК.

Инсценировка сказки

«Большущий и маленький»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов -ИЩ, -ИК.

Использую в работе для формирования грамматического строя речи : Картотеки дидактических игр и упражнений, методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи. Практические задания по формированию грамматического строя речи по лексическим темам. «Играйка», автор: Н. В. Нищева. Альбомы «Дидактический материал на развитие лексико-грамматических категорий у детей 5 - 7 лет», автор: Н.С. Русланова. Пособие по формированию грамматических категорий у детей с ТНР

Использую в работе для формирования грамматического строя речи :

  • Картотеки дидактических игр и упражнений, методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
  • Практические задания по формированию грамматического строя речи по лексическим темам.
  • «Играйка», автор: Н. В. Нищева.
  • Альбомы «Дидактический материал на развитие лексико-грамматических категорий у детей 5 - 7 лет», автор: Н.С. Русланова.
  • Пособие по формированию грамматических категорий у детей с ТНР


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!