Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр .
Подготовила:воспитатель
Хлудова Л.Г.
2017г.
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях.
Во-первых , он обозначает грамматический строй языка,
во-вторых, – науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.
Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
А.Г. Арушанова отмечает:
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Активно осваивается звукопроизношение.
Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве.
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :
1. Неправильные окончания имен существительных:
а) в форме родительного падежа, множественного числа
б) форма родительного падежа, единственного числа ;
в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных ;
г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода
2. Склонение несклоняемых имен существительных
3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных
4. Изменение рода существительных
5. Образование глагольных форм:
а) повелительное наклонение
б) изменение основы глагола
в) спряжение глаголов
6. Неправильная форма причастия
7. Образование сравнительной степени прилагательного
8. Окончания местоимений в косвенных падежах
9. Склонение числительных
Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях :
1) помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка;
2) помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;
3) сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования
Пути формирования правильной речи :
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;исправление грамматических ошибок в речи детей.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации.
Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.
Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании игр, если:
- игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;
- игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;
- руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать:
- образец,
- объяснение,
- указание,
- сравнение,
- повторение.
Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят:
- словесным дидактическим играм;
- словесным упражнениям;
- играм-ситуациям;
- рассматриванию картин;
- пересказ коротких рассказов и сказок;
- использование ИКТ.
Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками позволяет:
- создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
- стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
- сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
игра «Наша улица»
Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт».
Наглядный материал: макет улицы из фетра.
игра «Угадай»
ЦЕЛЬ: Учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД, НАД, ЗА .
игра «Кормушка»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
Игра «Назови действия выполняемые автомобилем»
Цель: образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций
Инсценировка сказки
«Большущий и маленький»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов -ИЩ, -ИК.
Использую в работе для формирования грамматического строя речи :
- Картотеки дидактических игр и упражнений, методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи.
- Практические задания по формированию грамматического строя речи по лексическим темам.
- «Играйка», автор: Н. В. Нищева.
- Альбомы «Дидактический материал на развитие лексико-грамматических категорий у детей 5 - 7 лет», автор: Н.С. Русланова.
- Пособие по формированию грамматических категорий у детей с ТНР