СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование классного коллектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:"Формирование классного коллектива"

Просмотр содержимого документа
«"Формирование классного коллектива"»

Доклад на тему: «Формирование классного коллектива».

Классный руководитель 3 «Б» класса Караякова Л.И.








Природа формирования коллектива и коллективных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

В коллективе человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. В школе происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть времени дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми. Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.

Проявляя социальную активность, каждый школьник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию школьников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

От построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений.

Цель: детально рассмотреть процесс формирования детского коллектива. Выявить и рассмотреть положительное влияние совместной внеурочной деятельности, спортивных мероприятий на сплоченность, межличностные отношения между сверстниками, психологический климат класса и их влияние на процесс формирования коллектива.

Задачи:

·  изучить литературу по теме исследования;

·  анализ теоретических основ формирования коллектива;

·  изучить психологические особенности семиклассника;

·  изучить особенности формирования коллектива на данном этапе школьного возраста;

·   изучить характер взаимоотношений детей в данной возрастной группе и его влияние на формирование психологического климата коллектива класса;

·  определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками как фактор влияния на формирование сплоченности коллектива класса;

·  изучить положительное влияние совместного проведения различных мероприятий на формирование коллектива класса.

Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.

Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.

А если человек загадывает на века – он воспитывает детей

Старинная японская мудрость


Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия учителя, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.

Помочь ребенку и научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.   Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

  • открытость - совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся + родители);

  • привлекательность будущего дела;

  • деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

  • свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии);

  • обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

  • сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

  • Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), поговорила с учителями, преподающими в классе, наблюдала за детьми в учебной и внеучебной деятельности. В этом учебном году  класс был сформирован из обучающихся трёх классов на основании результатов собеседования, что повлекло за собой тяжелый адаптационный период. По этой причине в начале учебного года наблюдалось раздробление класса, каждый ребенок был сам по себе. Также были выявлены трудности в обучении у многих детей, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей и т.п.).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

  1. Адаптация детей к обучению в профильном классе;

  2. Формирование и сплочение классного коллектива;

  3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

  4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

  5. Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

  6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

  7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;

  8. Активная работа с семьёй.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

Закладывались основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными у нас стали День матери России, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Новый год, День юмора и другие). На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс, на мой взгляд, успешен на пути поиска своего место в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы, праздники, научно-практические конференции, шефская работа в начальной школе и т.д.).

На следующих стадиях формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные. Огромную помощь в проведении тематических часов мне оказывает библиотекарь школы – Богомолова Г.М. Ребятам очень нравятся классные часы, проведённые ею.

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.

Если у детей нет праздника, то его надо придумать. И сделать его традиционным. Такими праздниками у нас стали «Наша дружная семья», «День Матери», «Масленица» и др.

Праздники не только помогают совместными усилиями решить поставленные задачи, но и даёт бесценную информацию классному руководителю о детско-родительских отношениях, о потенциале семьи, о возможностях личностного развития для каждого члена семьи.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!