СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование навыка правописания словарных слов на уроках русского языка, посредством словарно – орфографических упражнений, у младших школьников.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическая словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на первой ступени обучения обеспечивает повышение орфографической грамотности ребят, способствуют развитию их словорного запаса, развивает логическое мышление и воспитывает культуру речи.

Просмотр содержимого документа
««формирование навыка правописания словарных слов на уроках русского языка, посредством словарно – орфографических упражнений, у младших школьников.»»

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОСРЕДСТВОМ СЛОВАРНО – ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.»

Гродно, ГУО «Гимназия №10 г. Гродно» Жилинская Анна Ивановна, учитель начальных классов.

Русский язык – один из богатейших языков мира. Однако вряд ли можно найти человека, который владел бы всем словарём современного русского языка. В своей практической деятельности человек употребляет лишь определённое количество слов. Актуальность проблемы заключается в том, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах направлена на расширение активного словаря детей и на формирование умения использовать в своей речи доступные их возрасту и развитию слова родного языка. Овладение словарным составом литературного языка является для учащихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания.

Вопрос изучения словарной работы в начальной школе был поставлен методистами прошлого века (Ф.И.Буслаевым, К.Д.Ушинским, Д.И.Тихомировым). Ф.И.Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. К.Д.Ушинский считал, что творческие упражнения во время словарной работы, интересны детям, «представляя для них нечто вроде игры в слова», подготавливая к орфографии. Д.И.Тихомиров указывал на необходимость организации наблюдения над составом слова с целью глубокого проникновения в его смысл. Учёные методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей. Отсюда следует, специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Словарная работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно. Словарная работа может преследовать цели грамматические, а именно: усвоение детьми в отдельных словах некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Так, например, учащиеся неправильно образуют грамматические формы таких глаголов как стереть («стери» с доски), бежать (они «бежат» вместо "бегут"), падежные формы существительных (был у «сестре», купили «яблоков»). Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей правильному орфоэпическому произношению отдельных слов и прежде всего соблюдению в словах нормативного ударения, например: гусеница, магазин, километр, ракушка.

Уже первоклассники наблюдают написание таких слов как воробей, ворона, сорока, запоминают правописание слов: Минск, учитель, ученик, собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамматического употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.

Обязательно нужно соблюдать последовательность.

  1. Сначала предлагаю учащимся рассмотреть картинку с изображением предмета (например, березы, капусты и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Или же другой вариант начала работы над словом: читается загадка, дети отгадывая её, объясняют отгадку. Также изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.

  2. Затем ребята произносят словарное слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

  3. На доске вывешивается карточка со словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

  4. Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? как проверить эту букву? можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

  5. Затем дети подбирают к изучаемому слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с лексическим анализом. На доске записываются однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.

  6. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение.

Наиболее распространенным видом словарно - орфографических упражнений остаются обучающие и контролирующие диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором.

Картинный диктант:

  1. Показываю карточку - картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.

  1. Показываю карточку - картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Предлагаю детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слово на слух и задание:

  • записать в первый столбик слова - названия животных, во второй - слова - названия растений;

  • записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную Е, во второй – слова с гласной О, в третий - слова, в написании которых надо запомнить гласную А ( берег, магазин, космонавт..);

Диктант с использованием загадок. Читаю загадки, дети отгадывают их и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадках. Записывают слово - отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

Диктант по памяти ( записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор); записать по памяти слова, в которых в безударном слоге пишется гласная буква Е.)

Диктант с комментированием (называю слово из «Словаря» или однокоренные слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.)

Творческий диктант (заменить развернутые определения одним словом.)

Четвертый день недели (четверг); прием пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко); помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

Составьте текст - описание (Как я помогал убирать урожай. Как приготовить салат. Новый год.) Составьте текст-рассуждение ( Почему я хочу стать художником. Учитель - самая лучшая профессия.)

Эти упражнения позволяют мне заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Один из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным и выразительным.

  1. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово.

Ветер - ураган, труд - ....... , холод - ........ .

2) Спишите, заменяя прилагательное близким по значению словом из скобок.

- Прыгала быстрая (маленькая, проворная, веселая) белочка.

На поляну вышел неуклюжий (огромный, косолапый, лохматый) медведь.

- Студеный (холодный, быстрый, прозрачный) ручеёк течет по лесу.

3) К именам существительным подобрать существительные, близкие по значению.

Сильная метель - ..............., большое несчастье -............., полная тишина - ............, буря на море - ..... .

4) Заменить прилагательными, близкими по значению. Пасмурная погода - ................, занимательный рассказ - ..........., смышленый ученик - .............

5) Подбери подходящее по смыслу слово:

Утром к дому прилетела ..... (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело …. (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Оля ......(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ..... (сползли, слезли, слетели) с крыши. Они ..... (бегали, ходили, скакали, прыгали) и ........ (ели, глотали, кушали, клевали) крошки.

Конечная цель упражнений над синонимами состоит в том, чтобы приучить учащихся выбирать синонимические слова из своего словарного запаса при выражении собственных мыслей.

Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии.

Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, т.к. этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно. Эта работа формирует правильное понимание учащимися лексического значения слов и избавит их от большого количества орфографических ошибок. Будет облегчена работа с терминами, обозначающими научные понятия, если строить ее с опорой на этимологию.

Все упражнения, которые выполняются на уроках, формируют определённые языковые умения, воспитывают орфографическую зоркость, навыки сравнения и оценки фактов языка, навыки самоконтроля, развивают чувство языка, а также способствуют речевому развитию учащихся.

Результативность словарной работы отражается в творческих работах учащихся 4 класса. Сочинения пишут на любую тему легко и свободно. Свободно владеют умением найти нужный материал в словарях, энциклопедиях.

Систематическая словарно – орфографическая работа в начальных классах, организованная с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, не только обеспечивает повышение орфографической грамотности ребят, но и способствует развитию их словарного запаса, усвоению норм лексической сочетаемости слов русского языка, развивает логическое мышление, прививает интерес к процессу обучения и воспитывает культуру речи.

Литература

1.Верниковская, А.В. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс / А.В.Верниковская. – Минск: Народная асвета, 1990г. – 110с.

2.Волина, В. В., Весёлая грамматика / В.В. Волина. – Москва: Знание, 1995г. – 335с.

3.Волина, В.В., Пословицы, поговорки, ребусы / В.В. Волина. – Санкт – Петербург: Дидактика Плюс,1997г. – 350с.

4.Канакина, В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – Москва: Просвещение, 1991г. – 112с.

5.Лукашук, Н.П. Занимательный материал по русскому языку 2-3 классы / Н.П. Лукашук. – Минск: Народная асвета, 1980г. – 48с.

6.Львов, М.Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов – Москва: Просвещение, 1990. – 160с.

7.Мохначёва, Г.И. Разработка стимулирующих занятий по русскому языку. 3 класс / Г.И. Мохначёва. – 2-е изд. – Мозырь: Белый ветер, 2012г. – 61с.


Приложение

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

ЯЗЫК

1.Подвижный мышечный орган в полости рта, являющейся органом вкуса.

(Язык не лопатка, знает, что сладко.)

2.Орган человека, участвующий в образовании звуков речи. (Язык до Киева доведёт.)

3.Система словесного выражения мыслей, которая обладает определённым звуковым и грамматическим строем и служит средством общения в мире. (Он знал много иностранных языков.)

4.Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. (Партизаны взяли языка и узнали о планах фашистов.)

5.Металлический стержень в колокольчике, ударяясь о стенку издаёт звук.

- Подбор однокоренных слов. (язык, язычок, языкастый, языковой)

-Какой бывает язык? (трудный, красивый, звучный, русский, английский; литературный, книжный, научный)

-Когда так говорят? ( подбор фразеологизмов)

ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ –кто-то болтлив, говорит лишнее.

ЯЗЫК ХОРОШО ПОДВЕШЕН –умеет хорошо говорить.

ЯЗЫК ЗАЧЕСАЛСЯ –неудержимо хочется что-то сказать.

ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК –перестать говорить, замолкнуть.

-Загадки:

1)Тридцать два молотят, один поворачивает.

2)Всегда во рту, а не проглотишь.

-Пословицы и поговорки: Не спеши языком, торопись делом. Языком болтай, а рукам волю не давай. Острый язык – дарование, длинный –наказание. Язык болтуна не доведёт до добра.

-Предложения.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками. ( И.Тургенев)


БЕРЁЗА

Лиственное дерево с белой корой.

К истокам слова. Это слово исконно русское, восходит к корню «bhe», что означает блеск, белизна, т.к. кора берёзы – береста носит название, связанное с тем же корнем.

Однокоренные слова. Берёза, берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик, березняк.

Какая берёза? Высокая, огромная, тонкая, ветвистая, сухая, молодая…

Что делает берёза? Растёт, гнётся, засохла, качается, танцует с ветром, мечтает о весне, ждёт полива…

Пословицы: Где дубняк, там и березняк.

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Загадки: Стоят в поле сестрицы, платье белены, шапочки зелены.

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Фразеологизмы: Дать берёзовой каши – наказать розгами, выпороть.

Предложения: Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин)

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шелковые косы. (С.Есенин)

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. (И.Соколов –Микитов)

Солнце спускается на знакомый березняк. (И.Гончаров).

Эпизод урока со здоровье – сберегающими технологиями.

МОЛОКО – продукт питания (белая жидкость, получаемая от коров и коз )

Загадка: Чиста, да не вода; клейка, да не смола;

Бела, да не снег; сладка, да не мёд.

От рогатого берут да малым детям дают.

-Какое молоко? (вкусное, свежее, парное, кипячёное, топлёное, кислое, жидкое, жирное, холодное, горячее, тёплое, сухое, сгущённое, коровье, козье)

-Фразеологизмы: КРОВЬ С МОЛОКОМ – о свежем румяном лице, о человеке с румяным лицом; МОЛОКО НА ГУБАХ НЕ ОБСОХЛО – о молодом, неопытном человеке; МОЛОКО УБЕЖАЛО.

-Что интересного знаете про молоко?

Молоко нужно употреблять ежедневно, особенно детям. В молоко входят белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Эти компоненты сбалансированы и полностью усваиваются. Среднесуточная потребность молока и молочных продуктов: до 6 лет – 600-700 мл в день; от 7 до 14 лет - 400 – 500 мл в день; взрослые – 350-400 мл в день.

Восточные мудрецы считали, что если человек пьёт молоко на ночь с мёдом, то он становится более разумным, начинает понимать окружающий мир, приобретает правильное видение добра и зла.

Всё начинается с материнского молока, с которым в организм новорожденного поступает всё необходимое для развития и роста.

Молочные комбинаты есть во всех городах Беларуси. В Гродно молкомбинат перерабатывает за сутки 400 – 500 тонн. Новинка сезона стало молоко СТЕРИЛИЗОВАННОЕ (без добавления консервантов).

-Какие продукты делают из молока? (сметана, сливки, йогурт, творог, сыры..)


2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!