СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС»

Доклад на МО нач. классов Маркеловой Т.И.

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих задач в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.

По словам Д.Н. Богоявленского, орфографический навык, как и любой другой, – это “автоматизированные компоненты сознательной деятельности”. “Сознательная деятельность” осуществляется на основе знания правил и правильного их применения”.

В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные!!! Считается, что одна из главных целей научить ребенка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи.

Поэтому большое внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости /умение видеть орфограмму в слове/ и орфографического слуха /умение слышать орфограмму в слове/.

Орфографический слух – наиболее сложное явление, поэтому первоначально отрабатывается орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить орфограмму в слове на слух.

Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности /сочинение, изложение, диктант / учащиеся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.

Анализируя работы детей, всякий раз замечалась следующая закономерность: распределение орфографических ошибок сосредоточено в последних словах предложения и в словах – сказуемых.

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематически, только тогда может быть положительный результат.

Для выработки орфографической зоркости упражнения располагаю в определенной последовательности в зависимости от сложности и самостоятельности: письмо с проговариванием, списывание,

комментированное письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо под диктовку, письмо по памяти, творческие работы. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра “Огоньки”.

На доске написано предложение. Ученики “зажигают” огоньки над изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложения в тетрадь.

Но для большей эффективности занятий использую упражнения творческого характера. Словарно-орфографическая работа – один из способов формирования орфографической зоркости. В связи с этим использую такой вид работы.

* * *

п ф б к т х е
ш с р ч е
з ц а

Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое это слово? /береза/

С полученным словом провожу аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.

– Береза – это дерево.

– Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?

– Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.

– Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.

– Береза – это лиственное дерево.

– Назовите его существенные признаки.

– У березы белая кора и листья в виде сердечка.

– Что же обозначает слово – береза?

– Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.

Дается информация о березе.

– Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.

Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с двумя безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Большим интересом у учащихся пользуется стихотворные упражнения по орфографии:

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.

ЧК, ЧН

Козочка, горочка, 
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!

Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Выявление трудной орфограммы

2. Постановка перед учащимися проблемы: “усилить” орфограмму! Как лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

3. Самостоятельный поиск учащимися способов “усиления”

4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов

5. Выбор каждым учащимся индивидуально приемов запоминания.

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов “усиления” орфограммы:

1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета

2) “усиление” путем составления ребусов

В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, учащиеся формируют навыки грамотного письма за счет выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащихся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный одной орфограммой. Карточки раздаются группе детей одного ряда или варианта /от 5 до 15/.

Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока- закрепление орфограммы или ее отработка.

Работа с карточками дает полную картину усвоения изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.

Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой, ребенок должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, выполняя разноуровневые задания. Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты.

Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!