СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные приемы способствуют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:

    1. учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;
    2. ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;
    3. делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
    4. добывают новые знания из различных источников и разными способами;
    5. перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных универсальных учебных действий»

«Формирование познавательных универсальных учебных действий».

Учителя биологии МКОУ Филиппенковской ООШ Чалого Н.С.



1.Задачи на составление описаний и характеристик.

«Органы цветковых растений».

Предлагается учащимся выступить в роли ученых исследователей (элементы ролевой дидактической игры). Ученикам выдаются гербарии, которые необходимо исследовать, провести анализ в соответствии с темой. Рассмотрев их, учащиеся составляют индивидуальные программы учебных действий. После того как каждый выполнит данную работу, предлагаю обсудить варианты программ исследования, то есть создаю условия корректировки индивидуальной программы, ее уточнения, конкретизации.

Затем ставлю следующие цели работы, например, выполнение программы, фиксация результата, анализ результата, выводы на основании исследования. И только после этого учащимся предлагаю открыть текст параграфа учебника и проверить правильность и степень научности своих выводов в сопоставлении их с законами фундаментальной науки, выписать из учебника точные определения понятий, формулировки законов.

Ценность такого вида учебной работы не только в исследовательском творческом мышлении ученика, но и в обучении шестиклассников умению поэтапного целеполагания (осмыслении методологии умственного труда).

Формирование умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Совместное открытие знаний.

  1. Какие главные функции выполняют клетки растений? Записываю на доске варианты ответов.

  2. Как клетки приспосабливаются, чтобы выполнить ту или иную функцию? (1–2 примера.)

  3. Какие из перечисленных функций выполняет каждая клетка?

  4. А какие функции одна клетка выполнить не может?– Какой же выход? Как это можно преодолеть?

  5. Работа с текстом учебника. Предварительное обсуждение в парах.

  • Что такое ткань?

  • Какие виды тканей бывают?

  • Какие функции они выполняют?

  1.  Как растение получает минеральные вещества? Откуда?

  2. Где должны находиться покровные ткани? Какими они должны быть, чтобы не мешать друг другу?

  3. Какие клетки образуют основную ткань?

  4. Какая ткань помогает растению не сминаться? Как она должна быть устроена?

  5. Все вещества растение получает благодаря двум тканям – всасывающей и основной. А как распределить эти вещества между всеми частями растения?

  6. Если растение находится в одних и тех же (неизменяющихся) условиях, ему нужны изменяющиеся части? Почему? (Пример растения.)

  7. А если условия непостоянны?

Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.



2.Задачи на обучение сравнению.

Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).

Заполнить сравнительную таблицу (вторую колонку заполнить при изучении темы «Питание и пищеварение» на одном уроке, а третью - при изучении темы «Выделение» на другом уроке). Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы.


Вопросы для сравнения

Пищеварение

Выделение

Значение для организма



С какой системой связано



Что удаляется во внешнюю среду






Очень часто дети объединяют и путают процессы выделения и пищеварения, а это два абсолютно разных процесса.

Предлагаю заполнить сравнительную таблицу (вторую колонку заполнить при изучении темы «Питание и пищеварение» на одном уроке, а третью - при изучении темы «Выделение» на другом уроке). Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы.

Этот приём формирует умение устанавливать черты различия.

Тема «Бесполое размножение» целесообразно предложить задание: «Установить соответствия между растениями и формами вегетативного размножения».

Луковица смородина

Стеблевой черенок ландыш

Отводки малина

Усы ирга

Клубни яблоня

Прививка картофель

Корневые отпрыски земляника

Корневище крыжовник

Корневой черенок гиацинт

Листовой черешок фиалка

Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций как анализ и сравнение.


Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.  

Строение растительной и бактериальной клетки

Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.


Этот приём формирует умение устанавливать черты различия.

7 класс.При изучении нового материала по теме «Выделение» возможно организовать работу в группах с последующим обсуждением результатов. Задача группы: изучить теоретический материал по учебнику, относящейся к определенному для них животному и заполнить свой столбец разработанной ими таблицы по имеющимся данным.

Таблица 2. Эволюция выделительной системы животных

Группы животных

(представители)

Простейшие

Плоские черви

Кольчатые черви

Насекомые

Позвоночные

Чем представлены органы выделения

Схематический рисунок

После работы в группе учащиеся представляют результаты своей работы в виде устного сообщения, заполняют таблицу на доске и делают общий вывод об изменении выделительной системы в процессе эволюции.


  1. Задачи на «Составление определений».

«Бактерии».

Демонстрируется микропрепарат.

 

Вопросы:

  1. К какому царству относят данные организмы?

  2. Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

  3. Какие особенности строения бактерий вы заметили?

  4. С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

  5. Где обитают данные организмы?

  6. Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

  7. Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

  8. Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

3. Определяю (в процессе диалога) ключевые слова урока и записываю их на доске.

Учащихся рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.


  1. Задачи на обобщение понятий.


В разделе «Жизнедеятельность организмов» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника, составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Например, по теме «Дыхание» результатом работы учащихся по данному алгоритму могут быть следующие высказывания:

«Органом дыхания у китов и дельфинов являются легкие, следовательно, время от времени они должны подниматься к поверхности воды».

«Киты и дельфины быстро поднимаются к поверхности, так как у них хвостовой плавник расположен в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у рыб».

Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.


5.Задачи на обучение составлению классификаций.

Тема «Питание и пищеварение» предлагаю учащимся выполнить задание: используя рисунок и текст учебника на странице 68 разделить животных на две группы, используя схему:

Животные – паразиты

эктопаразиты (внешние) эндопаразиты (внутренние).

После выполнения задания ответить на вопросы:

- Как вы считаете, какие наиболее опасны и почему?

- Что необходимо соблюдать, чтобы ими не заразиться?

Такие упражнения развивают умение классифицировать понятия и явления.



Тема «Рост и развитие животных» встречается много новых терминов, которые необходимо запомнить. Они отражают последовательность этапов эмбрионального развития. На этапе закрепления предлагаю составить иерархическую цепочку, используя карточки с терминами, а затем объяснить соподчиненность элементов в цепочке.

Образец карточки: оплодотворение, зигота, бластула, гаструла, нейрула, дробление, впячивание, однослойный зародыш, двуслойный зародыш, эктодерма, энтодерма.

Результат выполненного задания:

дробление впячивание

Оплодотв. зигота бластула гаструла нейрула

однослойный двуслойный

зародыш зародыш



эктодерма энтодерма

Данный прием развивает умение выявлять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.



6.Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1)  Самым интересным сегодня на уроке было...

2)  Самым сложным для меня сегодня было...

3) Сегодня на уроке я почувствовал

4) Сегодня я понял...

5) Сегодня я научился...

6) Сегодня я задумался....

7) Сегодняшний урок показал мне

8)  На будущее мне надо иметь в виду

Предложенные приемы способствуют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим результатам:

    1. учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;

    2. ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;

    3. делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

    4. добывают новые знания из различных источников и разными способами;

    5. перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!