МАОУ «Политехнический лицей» имени Героя Советского Союза И.И.Стрельникова
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения
Шагимарданова Р.Р.
Проблемные ситуации на этапе актуализации
знаний и умений
Минутка чистописания
Определи букву, которую будем писать.
- В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук . Бумага, гиря, ряд
- Найди лишнюю букву
р м с д г ж «с» -обозначает глухой согласный звук х ш ч щ ц «х» обозначает два звука
- продолжи закономерность и продолжи ряд
Мя Мю Мэ М…М…
- Найди общую букву в словах …
- Найди общую букву в словах …
- Найди общую букву в словах …
- Найди общую букву в словах …
- Найди общую букву в словах …
Проблемные ситуации на этапе актуализации
знаний и умений
Словарно-орфографическая работа Последовательно соедините буквы, являющиеся в данных словах орфограммами. Т о пор, зву к , др о ва, со л нце, св о бода.
- Убери мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке
П ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а
- Определи два слова, с которыми мы познакомимся
о з а т б в т е р а д к ь
этап проблематизации
- Прочитай слова: Дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта. - Поставьте и запишите данные существительные в форме множественного числа.
Дерево - деревья Птица - птицы Пирог - пироги Нельзя поставь в форму мн.ч.: Мед Молоко Доброта
Проблемные ситуации на этапе целеполагания и мотивации
Медведь
Месяц
Лопата
Ягода
Девочка
Ворона
Верблюд
Проблемные ситуации на этапе изучения нового материала
со л ю-со л ью, по л ёт-по л ьёт, се м я-се м ья.
- Сравни произношения звуков, обозначенных выделенными буквами.
- Твёрдые они или мягкие?
- Слитно или раздельно они произносятся со следующими за ними звуками?
- Какой звук слышится при раздельном произношении после согласного звука?
- Какими буквами показано на письме раздельное произношение звуков?
Обобщение по плану: -Когда пишется разделительный ь? -Перед какими буквами он пишется.
Проблемные ситуации на этапе закрепления учебной информации
Задание. Разделите слова на 2 группы. Докажите свой выбор.
Мякиш_, плач_, молодёж_, приёмыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Физкультминутка: 1 ряд приседает на слова мужского рода, 2 ряд – на слова женского рода, 3 ряд на слова среднего рода.
Зима, улица, час, наряд, минута, дерево, дочь, дрозд, перо, озеро, ночь, тишь, чиж.
Проблемные ситуации на этапе применения новой информации.
Распредели слова в две группы: неодушевленные и одушевленные
гусеница, роза, мышка, моряк, кит, дельфин, медуза, грусть, звезда, лисичка, книга.