ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А.О.Сорокина
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»
[email protected]
В данной статье кратко описывается исследование развития и формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка, а также внеурочной деятельности.
В течение многих лет современное общество переживало большие изменения в понимании целей самого процесса образования и путей их достижения. Начиная с принятия того, что знания, умения и навыки (ЗУН) выступает результатом образования. Происходит постепенный переход к тому, что процесс обучения школьников - это процесс подготовки их к настоящей реальной жизни, умению активно решать сложные задачи, которые стоят на пути, умению сотрудничать и способности быстро адаптироваться в новой сфере деятельности.
В следствии того, что образование – это своего рода фундамент, который в дальнейшем помогает личности найти устойчивую позицию в жизни, к быстрому обновлению знаний и умению сотрудничать, то исходя из этих всех признаков федеральный государственный образовтельный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил основными результатами не только предметные, но ещё и личностные, а также метапредметные результаты обучения.
Важным моментом в системе образования являются Универсальные учебные действия (УУД), дающие школьникам способность саморазвиваться в различных сферах. Если на уроке больше всего внимания уделяется на достижение предметных результатов обучения, то во внеурочной деятельности акцент делается на достижение личностных, а так же метапредметных результатов. Во внеурочной деятельности ребёнку даётся право искать себя в любой сфере, а также самосовершенствоваться.
Планируемые результаты ФГОС НОО второго поколения устанавливают кроме предметных также метапредметные и личностные результаты. Важные результаты обучения младших школьников - развитие универсальных способов действий, воспитание интереса к обучению, прогресс школьника в определённых сферах личностного развития – сфере познавательной и эмоциональной. Принятие универсальных учебных действий приводит к формированию способности младших школьников самостоятельно и достаточно успешно усваивать полученные новые знания, умения, также самостоятельно уметь организовать процесс усвоения полученного материала.
Как известно, выделяют такие функции универсальных учебных действий (УУД) как:
Предоставление учащимся возможности осуществлять деятельность учения самостоятельным способом, искать различные способы его достижения, исправлять, а также оценивать процесс деятельности учащихся;
Предоставление нужных условий для того, чтобы личность гармонично развивалась, её самореализация, способность к беспрерывному получению знаний.
Важность в современном мире умения учиться выделяется практически во всех документах, которые связаны с реформирование системы образования.
Со временем данные показатели учебной деятельности приобретают характер одних из главных универсальных способностей современного человека – желание в саморазвитии. Уметь учиться – это важный фактор, который помогает повысить эффективность освоения школьниками знаний по предметам, формирование умений, а также компетенции, понятия и образа ценностно-смысловых основ морального выбора личности.
Исходя из федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) образовательные учреждения реализуют основную образовательную программу начального общего образования, также с помощью внеурочной деятельности.
Реализуя ФГОС НОО во внеурочной деятельности необходимо помнить, что образовательная деятельность реализуется в формах, которые имеют различия от классно-урочной формы, которые устремлены на приобретение планируемых результатов принятия основной образовательной программы начального общего образования. В то время, которое является свободным от обычных уроков школьники имеют право выбора, как самого досуга, которым они будут заниматься, но и формы его проведения, которые способствуют пополнению знаний в области различных предметов.
Это устанавливает также специфику внеурочной работы, в процессе которой ученик должен узнать, а ещё важнее научиться действиям, чувствам и принятию решений. Внеурочная работа направлена на создание атмосферы для того, чтобы ученики определённого класса или же между классами, которые являются параллельными общались неформально, также внеурочная работа имеет, как воспитательную, так и социо-педагогическую направленность.
Внеурочной деятельность имеют три формы: индивидуальная, групповая, массовая. Они все имеют связь друг с другом.
Кроме этого, можно выделить, что внеурочная работа учеников начальной школы помогает решит важный круг задач:
Гарантировать хорошую адаптацию детей в школе;
Улучшить учебную нагрузку школьникам, расширить знания и лингвистическую комптенцию;
Оптимизировать условия для развития обучающихся;
Принять во внимание особенности школьников как возрастные, так и индивидуальные.
Развить у учащихся любознательность, инициативу, самостоятельность в поиске новых знаний.
Жизнь требует от современных школ подготовить таких учеников, которые смогли бы быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Ученики должны быть коммуникабельны и конкурентоспособными людьми. Тщательная работа с детьми является крайне необходимой, ведь от детей во многом зависит будущее нашей страны.
В первую очередь задача педагога состоит в том, что ему нужно найти такой подход к работе с детьми, который будет заставлять их креативно мыслить и воплощать свои идеи.
Как в урочной, так и внеурочной работе по русскому языку учителя используют традиционные и современные способы для работы с учениками: исследовательский метод, поисковой метод и проектный. Нужно как можно чаще пытаться разбавить занятия различными формами деятельности:
Основные методы формирования универсальных учебных действий являются: проект, групповая, работа парами, деятельностный подход в обучении, ИКТ- компетентность.
Применение разных методик и форм работы с детьми должны отвечать по требованию современного школьного образования. Это поможет достичь качественный результат деятельности, так же мотивировать детей на дальнейшую деятельность, что в процессе поможет раскрыть скрытые способности учеников.
Все теоретически представленное выше можно реализовать на практике. Для формирования познавательных УУД подойдёт такая форма работы с детьми, как кружок. Такая форма работы позволит показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Некоторые проблемы обучения, чаще всего связаны с тем, что учащиеся неподготовлены к выполнению заданий, владеют в недостаточной совершенстве обработки различной информации. Именно поэтому, во внеурочной деятельности современным педагогам нужно создать такие условия для деятельности учеников, которые будут стараться направить только на желание приобрести всё больше и больше новых знаний в процессе своей собственной деятельности.
Используемые источники
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2015. – 96 с.
Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва, 2015. – 120 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС/А.А. Казакова. – Москва: Просвещение, 2019. – 53 с.
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. / А. Г. Асмолов. – Москва: «Просвещение», 2013. – 151 с.
Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. – Москва, 2014. – № 5.