Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Хурикская средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Формирование практических навыков учащихся как основа успешной подготовки к ГИА по биологии по теме «Корень»
(методические рекомендации)
Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна
Хурик, 2018 год
Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования помимо перехода к системно-деятельностному подходу в обучении включает и переход на новые модели контрольных измерительных материалов. ФГОС содержит требования к предметным результатам, которые являются целевыми установками и отражают те способы действий, на формирование которых направлено обучение предмету. В соответствии с требованиями ФГОС должны оцениваться предметные результаты, выраженные в деятельностной форме. Для достоверной оценки результатов предметных и метапредметных компетенций, итоговый контроль должен включать такие модели заданий, которые смогут обеспечить полноту их проверки. На сегодняшний день ФИПИ предоставляет демонстрационные варианты КИМов, которые позволяют оценить у учащихся не только уровень предметных знаний, но и уровень владения некоторыми способами действий. Одним из требований ФГОС является формирование у школьников познавательных умений при выполнении проектных и исследовательских работ, а именно: формулировать цель, задачи и гипотезу эксперимента, предлагать варианты исследования, делать выводы из проделанной работы. На сегодняшний день процедура ОГЭ и ЕГЭ не позволяет специально организовать наблюдения за выполнением учащимися конкретного проектного или исследовательского задания, но в рамках письменной экзаменационной работы могут оцениваться отдельные умения, такие как составление плана проектной или исследовательской работы, выдвижение гипотезы, интерпретация результатов исследования и др.
В перспективе такие задания планируется ввести уже в 2020году. Соответственно и учитель, и учащиеся должны быть готовы к этому.
К сожалению, на сегодняшний день сокращается количество часов на изучение биологии в 6-х и 7-х классах, возможные свободные часы используются во многих школах на «подтягивание» обязательных предметов- русского языка и математики. Кроме того, нехватка необходимого оборудования для лабораторных и практических работ делает обучение биологии оторванным от современных требований. Тем не менее, биология, как предмет, формирует естественнонаучное мировоззрение, развивает когнитивные способности, способствует пониманию необходимости использования новых технологий в медицине, пищевой промышленности, сохранению природы и т.д. Но эти цели могут быть достигнуты только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, их самостоятельному добыванию.
Одним из способов формирования познавательного интереса к предмету, развития метапредметных компетенций в области выполнения исследовательских и проектных работ и восполнения нехватки времени на уроках может стать выполнение домашних исследовательских лабораторных работ. Домашняя экспериментальная деятельность учащихся — это проведение опытов, наблюдений, лабораторных работ с использованием минимальных подручных средств с целью удовлетворения познавательных потребностей и интересов и развитие практических навыков.
Если начинать 6-ом, 7-ом классах, то на первых порах стимулом к работе может стать любопытство, которое будет подталкивать сначала к любознательности, а затем и научному поиску. Параллельно ученик будет усваивать элементы, необходимые для оформления проектных и исследовательских работ, которые планируется проверять на ГИА.
Домашние практические работы имеют следующие преимущества:
1. Способствуют повышению активности и развитию логического мышления учащихся.
2. Выполнение домашних работ вырабатывает стремление собственными силами получать знания.
3. Домашние лабораторные и практические работы убеждают учащихся, что их знания применимы к решению практических вопросов в биологии.
4. Разбор и обсуждение результатов опытов формирует критический подход к результатам, привычку обращать внимание на условия выполнения.
5. Способствуют формированию алгоритма выполнения лабораторных и практических работ.
Выполнение домашних экспериментов, приучит учащихся к самостоятельности как для получения глубоких и прочных знаний, так и для формирования определяющих черт характера и развития умственных способностей. В целом, домашняя экспериментальная работа через познавательный интерес и самостоятельность должна развивать мышление учащихся, что будет способствовать осознанному освоению предмета. Проведение домашних экспериментальных работ желательно проводить при участии родителей.
Выполнение домашних экспериментальных работ позволит сформировать у учащихся следующие умения:
-формулировать цель и гипотезу эксперимента;
-выявлять условия, необходимые для достижения поставленной цели;
-подбирать необходимое оборудование;
-составлять план и проводить опыты в запланированной последовательности;
-анализировать результаты и формулировать выводы.
Последовательная работа в классе и дома создаст условия для формирования устойчивых навыков учащихся по выполнению и правильному оформлению исследовательских работ.
Таблица 1. Тематика домашних лабораторных работ по теме «Корень»
Тема | Название опыта |
Корень | 1. нужен ли корням воздух? 2. Определение направления роста корня 3. Роль кончика корня в определении силы тяжести. 4. Роль корня в потреблении воды растением 5. Определение роли корнеплода в жизни растения. |
Рекомендации к проведению практических работ по теме: «Корень».
название опыта | проблемный вопрос | цель опыта | гипотеза | оборудование | ход работы | Выводы |
нужен ли корням воздух? | Для чего рыхлят почву вокруг растения? | выявить причину потребности растения в рыхлении; | на рыхлой почве растения растут лучше, так как имеется доступ воздуха к корням. | емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | 1.Два комочка почвы-очень плотный и рыхлый погрузить в воду и наблюдать за выделением из них пузырьков воздуха. 2. Нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместить в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетать воздух к корешкам, вторую оставить без изменения, в третью — на поверхность воды налить тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдать за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет). | растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха. |
Определение направления роста корня | Может ли корень расти вверх? | выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени. | корень всегда растет по направлению к земле, так как действует сила тяжести. | стакан, фильтровальная бумага, семена гороха. | взять стакан, полоску фильтровальной бумаги и свернуть из нее цилиндр. Вставить цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместить несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налить на дно стакана немного воды и поставить в теплое место. Через 3-4 дня наблюдать появление корешков | корешки вырастают по направлению к земле, так как действует сила тяжести Земли. |
Роль кончика корня в определении силы тяжести. | Какая часть корешка воспринимает действие силы тяжести | выяснить закономерности роста корней | так как зона роста находится на кончике корня, то направление роста определяет кончик корня | брусок, иголки, ножницы, семена гороха | Несколько проросших горошин прикрепить к бруску. У двух проростков отрезать кончики корней ножницами. На другой день можно заметить, что изогнулись и стали расти вниз только те корешки, у которых остались кончики. Корешки с удаленными кончиками не изогнулись. | в кончиках корней имеются вещества, которые обуславливают их рост по направлению к земле. |
Роль корня в потреблении воды растением | Можно ли увидеть движение воды через корни? | доказать, что корни растения всасывают воду | корни выполняют несколько функций, среди которых-всасывание воды из почвы | черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем | черенки герани или бальзамина с корешками, помещают в подкрашенную чернилами воду на несколько дней. затем делают срез корня, на котором видны следы чернил Можно сделать срез и на стебле, на котором следы чернил будут также видны | через корни вода поступает в растение |
определение роли корнеплода в жизни растения. | Почему морковь, свекла не похожи на обыкновенные корни, и называются корнеплоды? | установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. | Морковь и корень и плод, так как выполняет две функции: закрепляет растение в почве и имеет запас питательных веществ, необходимых для роста растения. | плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла, | определить название корнеплода. Затем поместить корнеплод в теплое светлое место и наблюдать за появлением зелени. Обрезают корнеплод до половины высоты, помещают в плоскую емкость с водой, ставят в теплое светлое место. Наблюдать за ростом зелени, пока зелень не начнет вянуть, а корнеплод станет мягким, вялым | содержимое корнеплода израсходовано на рост листьев. |
Выводы.
1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта включает переход на новые модели контрольных измерительных материалов.
2. В 2020 году планируется введение в КИМы ОГЭ заданий, проверяющих у школьников познавательных умений, связанных с выполнением проектных и исследовательских работ.
3.Формирование познавательных компетенций, связанных с выполнением проектных и исследовательских работ, необходимо начинать в 6- классах при изучении темы «Растения» путем выполнения домашних исследовательских работ.
4. Поэтапная организация домашней экспериментальной деятельности в 6-ом классе заложит основы для дальнейшей самостоятельной работы по предмету и подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Литература
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.); Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.
3. Решетникова О. А. Разработка новых моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена //Педагогические измерения -2018.-№1.
4.Суматохин С. В. О разработке содержания школьного биологического образования / С. В. Суматохин // Биология в школе. –2011. – № 9. – С. 17-27.
5. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно - исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе 2013, № 5.
6.Торков С.Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. – №8.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http: //минобрнауки.рф /документы /938/файл /749/10.12.17 -Приказ_1897.pdf.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.