СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование практических навыков учащихся как основа успешной подготовки к ГИА по биологии по теме «Корень» (методические рекомендации)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематика домашних лабораторных работ по теме «Корень»

Тема

Название опыта

Корень

1. нужен ли корням воздух?

2. Определение направления роста корня

3. Роль кончика корня в определении силы тяжести.

4. Роль корня в потреблении воды растением

5. Определение роли корнеплода в жизни растения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование практических навыков учащихся как основа успешной подготовки к ГИА по биологии по теме «Корень» (методические рекомендации)»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Хурикская средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»









Формирование практических навыков учащихся как основа успешной подготовки к ГИА по биологии по теме «Корень»

(методические рекомендации)

















Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна


Хурик, 2018 год

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования помимо перехода к системно-деятельностному подходу в обучении включает и переход на новые модели контрольных измерительных материалов. ФГОС содержит требования к предметным результатам, которые являются целевыми установками и отражают те способы действий, на формирование которых направлено обучение предмету. В соответствии с требованиями ФГОС должны оцениваться предметные результаты, выраженные в деятельностной форме. Для достоверной оценки результатов предметных и метапредметных компетенций, итоговый контроль должен включать такие модели заданий, которые смогут обеспечить полноту их проверки. На сегодняшний день ФИПИ предоставляет демонстрационные варианты КИМов, которые позволяют оценить у учащихся не только уровень предметных знаний, но и уровень владения некоторыми способами действий. Одним из требований ФГОС является формирование у школьников познавательных умений при выполнении проектных и исследовательских работ, а именно: формулировать цель, задачи и гипотезу эксперимента, предлагать варианты исследования, делать выводы из проделанной работы. На сегодняшний день процедура ОГЭ и ЕГЭ не позволяет специально организовать наблюдения за выполнением учащимися конкретного проектного или исследовательского задания, но в рамках письменной экзаменационной работы могут оцениваться отдельные умения, такие как составление плана проектной или исследовательской работы, выдвижение гипотезы, интерпретация результатов исследования и др.

В перспективе такие задания планируется ввести уже в 2020году. Соответственно и учитель, и учащиеся должны быть готовы к этому.

К сожалению, на сегодняшний день сокращается количество часов на изучение биологии в 6-х и 7-х классах, возможные свободные часы используются во многих школах на «подтягивание» обязательных предметов- русского языка и математики. Кроме того, нехватка необходимого оборудования для лабораторных и практических работ делает обучение биологии оторванным от современных требований. Тем не менее, биология, как предмет, формирует естественнонаучное мировоззрение, развивает когнитивные способности, способствует пониманию необходимости использования новых технологий в медицине, пищевой промышленности, сохранению природы и т.д. Но эти цели могут быть достигнуты только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, их самостоятельному добыванию.

Одним из способов формирования познавательного интереса к предмету, развития метапредметных компетенций в области выполнения исследовательских и проектных работ и восполнения нехватки времени на уроках может стать выполнение домашних исследовательских лабораторных работ. Домашняя экспериментальная деятельность учащихся — это проведение опытов, наблюдений, лабораторных работ с использованием минимальных подручных средств с целью удовлетворения познавательных потребностей и интересов и развитие практических навыков.

Если начинать 6-ом, 7-ом классах, то на первых порах стимулом к работе может стать любопытство, которое будет подталкивать сначала к любознательности, а затем и научному поиску. Параллельно ученик будет усваивать элементы, необходимые для оформления проектных и исследовательских работ, которые планируется проверять на ГИА.

Домашние практические работы имеют следующие преимущества:

1. Способствуют повышению активности и развитию логического мышления учащихся.

2. Выполнение домашних работ вырабатывает стремление собственными силами получать знания.

3. Домашние лабораторные и практические работы убеждают учащихся, что их знания применимы к решению практических вопросов в биологии.

4. Разбор и обсуждение результатов опытов формирует критический подход к результатам, привычку обращать внимание на условия выполнения.

5. Способствуют формированию алгоритма выполнения лабораторных и практических работ.

Выполнение домашних экспериментов, приучит учащихся к самостоятельности как для получения глубоких и прочных знаний, так и для формирования определяющих черт характера и развития умственных способностей. В целом, домашняя экспериментальная работа через познавательный интерес и самостоятельность должна развивать мышление учащихся, что будет способствовать осознанному освоению предмета. Проведение домашних экспериментальных работ желательно проводить при участии родителей.

Выполнение домашних экспериментальных работ позволит сформировать у учащихся следующие умения:

-формулировать цель и гипотезу эксперимента;

-выявлять условия, необходимые для достижения поставленной цели;

-подбирать необходимое оборудование;

-составлять план и проводить опыты в запланированной последовательности;

-анализировать результаты и формулировать выводы.

Последовательная работа в классе и дома создаст условия для формирования устойчивых навыков учащихся по выполнению и правильному оформлению исследовательских работ.







Таблица 1. Тематика домашних лабораторных работ по теме «Корень»

Тема

Название опыта

Корень

1. нужен ли корням воздух?

2. Определение направления роста корня

3. Роль кончика корня в определении силы тяжести.

4. Роль корня в потреблении воды растением

5. Определение роли корнеплода в жизни растения.

Рекомендации к проведению практических работ по теме: «Корень».

название опыта

проблемный вопрос

цель опыта

гипотеза

оборудование

ход работы

Выводы

нужен ли корням воздух?

Для чего рыхлят почву вокруг растения?

выявить причину потребности растения в рыхлении;

на рыхлой почве растения растут лучше, так как имеется доступ воздуха к корням.

емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.


1.Два комочка почвы-очень плотный и рыхлый погрузить в воду и наблюдать за выделением из них пузырьков воздуха.

2. Нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместить в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетать воздух к корешкам, вторую оставить без изменения, в третью — на поверхность воды налить тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдать за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет).

растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Определение направления роста корня

Может ли корень расти вверх?


выяснить, куда направлен рост корешка при прорастании семени.

корень всегда растет по направлению к земле, так как действует сила тяжести.

стакан, фильтровальная бумага, семена гороха.

взять стакан, полоску фильтровальной бумаги и свернуть из нее цилиндр. Вставить цилиндр в стакан так, чтобы он прилегал к стенкам стакана. С помощью иглы поместить несколько набухших горошин между стенкой стакана и бумажным цилиндром на одной высоте. Затем налить на дно стакана немного воды и поставить в теплое место. Через 3-4 дня наблюдать появление корешков

корешки вырастают по направлению к земле, так как действует сила тяжести Земли.


Роль кончика корня в определении силы тяжести.

Какая часть корешка воспринимает действие силы тяжести


выяснить закономерности роста корней

так как зона роста находится на кончике корня, то направление роста определяет кончик корня

брусок, иголки, ножницы, семена гороха

Несколько проросших горошин прикрепить к бруску. У двух проростков отрезать кончики корней ножницами. На другой день можно заметить, что изогнулись и стали расти вниз только те корешки, у которых остались кончики. Корешки с удаленными кончиками не изогнулись.

в кончиках корней имеются вещества, которые обуславливают их рост по направлению к земле.


Роль корня в потреблении воды растением


Можно ли увидеть движение воды через корни?


доказать, что корни растения всасывают воду


корни выполняют несколько функций, среди которых-всасывание воды из почвы

черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем

черенки герани или бальзамина с корешками, помещают в подкрашенную чернилами воду на несколько дней. затем делают срез корня, на котором видны следы чернил Можно сделать срез и на стебле, на котором следы чернил будут также видны

через корни вода поступает в растение

определение роли корнеплода в жизни растения.


Почему морковь, свекла не похожи на обыкновенные корни, и называются корнеплоды?


установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.

Морковь и корень и плод, так как выполняет две функции: закрепляет растение в почве и имеет запас питательных веществ, необходимых для роста растения.

плоская емкость, корнеплоды: морковь, редька, свекла,

определить название корнеплода. Затем поместить корнеплод в теплое светлое место и наблюдать за появлением зелени. Обрезают корнеплод до половины высоты, помещают в плоскую емкость с водой, ставят в теплое светлое место. Наблюдать за ростом зелени, пока зелень не начнет вянуть, а корнеплод станет мягким, вялым

содержимое корнеплода израсходовано на рост листьев.





















Выводы.

1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта включает переход на новые модели контрольных измерительных материалов.

2. В 2020 году планируется введение в КИМы ОГЭ заданий, проверяющих у школьников познавательных умений, связанных с выполнением проектных и исследовательских работ.

3.Формирование познавательных компетенций, связанных с выполнением проектных и исследовательских работ, необходимо начинать в 6- классах при изучении темы «Растения» путем выполнения домашних исследовательских работ.

4. Поэтапная организация домашней экспериментальной деятельности в 6-ом классе заложит основы для дальнейшей самостоятельной работы по предмету и подготовки учащихся к итоговой аттестации.





















Литература

1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.); Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.

3. Решетникова О. А. Разработка новых моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена //Педагогические измерения -2018.-№1.

4.Суматохин С. В. О разработке содержания школьного биологического образования / С. В. Суматохин // Биология в школе. –2011. – № 9. – С. 17-27.

5. Суматохин С.В. Требования ФГОС к учебно - исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе 2013, № 5.

6.Торков С.Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. – 2012. – №8.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования http: //минобрнауки.рф /документы /938/файл /749/10.12.17 -Приказ_1897.pdf.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!