СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование системы духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию разных видов деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

О формировании духовно-нравственного воспитания

Просмотр содержимого документа
«Формирование системы духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию разных видов деятельности»

МОУ гимназия №16

Учител русского языка и литературы

Жукова Лариса Николаевна

Формирование системы духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию разных видов деятельности



Понятие «духовность» производно от «духа». Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - «материи». «В словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Духовность, по мнению Н. Бердяева, не может быть исключительным направлением энергии человека на самого себя, она должна направляться на других людей.

Bладимир Соловьев был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия «нравственность» и «духовность» в его работах синонимичны.

С формированием духовности и нравственности большинство представителей гуманитарных наук связывает выход человечества из нравственно-экологического кризиса. Именно поэтому одну из задач образовательной деятельности гимназии мы определяем, как «Формирование системы духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию разных видов деятельности».

Создание системы дело не одного года работы. В педагогических справочниках духовность рассматривается как ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов. Поэтому считаем, что одно из главных направлений в реализации этой задачи – это организация благотворительной деятельности. Включение детей в эту деятельность способствует формированию чувства сопричастности к чужой беде и сострадания чужому горю.

Но система – это целый ряд последовательно выстроенных видов деятельности. Исходя из особенностей возраста наших студентов деятельность должна быть разной, тогда она интересна и увлекает и отвлекает от дурного и ненужного.

Система воспитания, в нашем случае духовно-нравственного, - это создание условий для формирования духовно-нравственных ориентиров, условий для самореализации через благие дела. В этом направлении мы работаем. Реализуя направления воспитательной работы, мы более тщательно продумываем организацию деятельности учеников, стараясь наполнять новым содержанием даже старые формы работы.

Возьмем традиционные календарные праздники. Новогодний концерт объявляется благотворительным и приходящие зрители несут в качестве платы все, что нужно для наших подопечных птиц зимой.

Отечественные мыслители конца XIX - начала XX в. рассматривали духовность как божественную сущность в человеке и как обогащение разума научными ценностями, идеями добра и красоты. Мы решили немного помочь, натолкнуть обучающихся на размышления о вечных ценностях, о понимании в себе доброго и светлого. Для этого каждую тему на уроках литературы мы стараемся разбирать в современном контексте. Дети очень активно включаются в рассуждения о добре и зле и их проявлениях в современности. Эти беседы помогают отделить истинную красоту, духовность от показушной кичливости.

В психологии понятие «духовность человека» характеризуется как «выраженность в структуре личности двух потребностей: потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других». Создавать условия для формирования этих потребностей и определяет способ организации разных видов деятельности для формирования духовно-нравственных ценностей учеников нашей гимназии. Работа в данном направлении мною, как преподавателем и будущим классным руководителем еще только начата.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!