СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социальной адаптированности учащихся через личностные и метапредметные компетенции на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной адаптированности учащихся через личностные и метапредметные компетенции на уроках русского языка и литературы.»

Формирование социальной адаптированности учащихся через личностные и метапредметные компетенции на уроках русского языка и литературы.



Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

В настоящее время именно школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании ее нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

«Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции  - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Выделяют следующие метапредметные компетенции:

  • ценностно-смысловые компетенции;

  • общекультурные компетенции;

  • учебно-познавательные компетенции;

  • информационные компетенции;

  • коммуникативные компетенции;

  • социально-трудовые компетенции;

  • компетенции личностного самосовершенствования.

( классификация А.В. Хуторского (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва))


От прежнего потребления учеником информации, выдававшейся ему преподавателем, учебником, пособиями, техническими средствами обучения, происходит поворот к обучению тому, как самостоятельно добывать нужную информацию и как выражать к ней своё отношение.
В век высоких технологий и повального увлечения компьютерами не часто встречаются дети, увлеченные филологическими науками. Поэтому перед учителем русского языка и литературы стоят нелегкие задачи: привить интерес к своему предмету, воспитать вкус к слову, чтобы наши ученики не мыслили только математическими формулами. Не все из них станут писателями и журналистами, важно, чтобы они в будущем не испытывали страха перед чистым листом бумаги, на котором надо грамотно, логично, образно изложить свои мысли, чтобы они не боялись выступать перед большой аудиторией, не испытывали трудностей в общении с людьми из-за языкового барьера. А самое главное – чтобы они нашли правильные нравственные ориентиры для себя, заботились бы не только о собственном благополучии, но и прониклись бы заботой о мире, о человечестве.

Методы формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.

Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Существенную роль здесь могут сыграть следующие способы организации деятельности учащихся:

  • Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи.

  • Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи).

  • Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся.

  • Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

  • Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения.

  • Учебные задачи с избыточным условием.

  • Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.

  • Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты.

  • Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.

  • Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.


Методы формирования общекультурной компетенции.

К общекультурной компетенции относится понимание духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, понимание роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Реализовать указанные компетенции можно

  • Через научные объединения школьников, позволяющие реализовать интеллектуальный потенциал учащихся, повышать их культурный уровень, формировать навыки исследовательской работы;

  • Через организацию творческих объединений учащихся;

  • Через внеклассные мероприятия различных тематических направлений и форм проведения: выставки, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.д.



Методы формирования информационной компетенции.

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

  • задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

  • задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

  • задания на упорядочение информации; составление планов к тексту;

  • подготовка вопросов к тексту;

  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

  • подготовка докладов, сообщений по теме;

  • подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу;

  • подготовка учебных пособий по теме;

  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

  • составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;

  • информационные учебные проекты

  • выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.


Методы формирования коммуникативной компетенции.

  • все формы учебного диалога;

  • доклады и сообщения;

  • ролевые и деловые игры;

  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

  • обсуждения, дискуссии, диспуты;

  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.


Методы формирования социально- трудовой компетенции.

  • самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися);

  • групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);

  • групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);

  • любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества».

  • индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей;

Смысловое чтение – это «изучающее чтение», цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Главные задачи смыслового чтения - поиск и осмысление информации, преобразование, оценка и интерпретация информации.


Упражнения и задания, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы для формирования навыков смыслового чтения.

  1. Прочитай сложное предложение в тексте и произнеси его более простыми словами (вариант задания: передай содержание абзаца простыми предложениями)

  2. Уточни предложение, упрости его так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»). Подобные упражнения уместно использовать при обучении учащихся написанию сжатого изложения.

  3. Поставь вопросы к выделенному абзацу.

  4. Заполни пропуски в тексте, используя информацию учебника («слепой текст»).

  5. Заполни таблицу, используя информацию учебника.

  6. Создай таблицу (схему) по материалам параграфа.

  7. Составь интеллект–карту для изучения темы, объясни тему с её помощью своим одноклассникам.


На уроках литературы школьники учатся сотрудничать, делиться своими мыслями, вступать в диалог, уважительно относиться к другому мнению. Учатся выступать перед аудиторией, владеть искусством спора. 

В наших руках сильное оружие – слово. Не важно, кто ты по профессии: инженер, строитель или бизнесмен, менеджер, продавец или врач – всем нужно уметь научиться владеть своими чувствами, научится ими управлять, нужно научиться разбираться в человеке. Этому и учит предмет литературы. Только на уроках литературы можно говорить о любви и дружбе, о радости и горе, о смысле жизни, говорить о том, что хорошо и что плохо.



При работе с текстом хорошо работает прием «Двойной дневник»

Учитель предлагает изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

З-Х-У

Стратегия Знаю-Хочу узнать-Узнал была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;

  • умение анализировать информацию;

  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех стадиях урока.

Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся вносят в нее те сведения, которые им известны. Таким образом ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые.

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После объяснения учителя или прочтения и обсуждения текста параграфа( и т.д.), учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».


Прием «Инсерт»

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

Учащимся предлагается текст для изучения.

Приём используется в три этапа:

1. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" " - уже знал; " " - новое; " " - думал иначе; " " - не понял, есть вопросы);

2. Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

3. Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.


Прием «Лови ошибку»

Универсальный прием, активизирующий учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов или персонажей литературного произведения. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору или герою произведения. Доказывают свое мнение, опираясь на художественный или литературоведческий текст.


Прием «Логические цепочки»

Этот прием помогает проверить усвоение любой информации, логичность её расположения .

Например, при подготовке к изложению, сочинению можно предложить ученикам план будущего текста, пункты которого поменять местами либо добавить или исключить некоторые пункты, и попросить проверить правильность изложения информации.

Также данный приём можно использовать для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например:

План морфологического разбора существительного

  1. Одушевленное или неодушевленное

  2. Собственное или нарицательное

  3. Указать вопрос и что обозначает слово

  4. Указать постоянные признаки: род, падеж, спряжение

  5. Указать непостоянные признаки: число.

  6. Указать синтаксическую роль: подлежащее, дополнение.

После восстановления последовательности действий при морфологическом разборе существительного и нахождении ошибок в определении морфологических признаков (у существительного нет спряжения, а есть склонение, падеж - непостоянный признак) стоит спросить учеников, зачем мы проводили эту работу. Учащиеся ответят, что важно соблюдать логичность в построении ответа, это помогает избежать фактических ошибок.


«Мини-проекты»

Мини-проект - это один из самых эффективных видов проектов, т.к. предполагает активное мышление и быстрый результат. Он создается в течение одного урока. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, синквейны, интервью с героями и т.п. Над такими проектами целесообразно работать в группах. Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, а сильный сумел сделать «маленькое открытие», значит, цель достигнута.

Пример

При изучении темы «Лексика» в 5 классе можно выполнить мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем: учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.


Еще одним способом включения учащихся в активную работу уже на этапе ввода новой темы может стать осмысление эпиграфов. Пусть несколько эпиграфов будут темой. Ученикам предлагается выбрать один, наиболее полно, с их точки зрения, отражающий суть проблемы, а в конце урока вернуться к выбранному эпиграфу и оценить верность выбора уже с точки зрения нового знания.

Частично-поисковый, исследовательский методы на уроках русского языка и литературы будет, с одной стороны, методами преподавания, а с другой - уровнем, до которого школьники могут подняться в своей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!