СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование умения целеполагания у младших школьников на уроках математике»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование умения целеполагания у младших школьников на уроках математике»»


Я, Красникова Наталья Владиславовна, работаю учителем начальных классов в МБОУ «Школа №9» города Дзержинска. Стаж работы 22 года.

Обратить внимание на здоровье учащихся заставил анализ показателей состояния их здоровья, изучение социального состава семей и уровня подготовки учащегося к школе.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе. Современная школа стала «школой болезней». Ухудшение здоровья обучающихся связано, прежде всего, с возрастанием объема и усложнением учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием детей, наличием частых стрессов, а также несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса. Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им приходится сталкиваться с проблемами, которые не всегда по силам даже взрослым.В результате существующая система образования имеет здоровьезатратный характер. Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы. Таким образом, перед учителем встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузки во время урока способствовать сохранению здоровья ученика. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете, зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Этим обусловлен выбор моей работы «Создание условий для сохранения здоровья у младших школьников через использование в урочной деятельности здоровьесберегающих технологий».

Идея гармоничного и здорового развития подрастающего поколения существует с древних времен, еще Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям. А большой знаток и любитель искусств Пифагор использовал музыку, танцы и поэзию для предупреждения душевных расстройств. Он утверждал, что под их влиянием "происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей".

Проблема сохранения здоровья четко вырисовывается и в трудах Авиценны. Он считал, что основной задачей медицины является сохранение здоровья, а лечение - лишь тогда, когда появится болезнь или травма.

Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Проблему состояния здоровья учащихся и влиянии на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя". Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вихровым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены. Если обратиться к трудам наших современников, то проблема обеспечения здоровья, обучающихся в образовательном процессе раскрыта в работах М.М. Безруких, В.Ф. Базарного, Л.П. Уфимцевой, Н.К.Смирнова, В.Д. Сонькина и др. В последние годы появилось понятие «Здоровьесберегающие образовательные технологии. Родоначальником понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». На практике по его определению здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов.

Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология доктора медицинских наук, педагога-новатора В.Ф. Базарного.Он разработал «Систему сенсорной свободы и раскрепощения». В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние-сидение», смена ближнего зрения на дальнее, разработал специальные упражнения и таблицы, снимающие зрительное утомление. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока помню заповедьздоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”

В моей педагогической практике накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. По своей методической теме я работаю уже давно. Моя задача не выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а применять технологии, позволяющие построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, а, напротив, укрепить и сохранить его.В первом классе всегда провожу мониторинг здоровья учащихся при помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинскими картами детей. Выясняю имеющиеся отклонения, заболевания детей, особенности характера и учитываю их при работе. Это дает возможность подобрать для каждого ученика индивидуальный подход, повысить учебную мотивацию, создать ситуацию успеха для каждого ученика. Здоровьесберегающие технологии реализую на основе личностно-ориентированного подхода.

При построении своих уроков учитываю создание благоприятных условий для организации учебного процесса, которые зависят от санитарно-гигиенических условий.Обстановка и гигиенические условия в классе соответствуют норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). Так же важное значение имеет аромотерапия. В классе выращиваем герань (снимает неуверенность в себе);хлорофитум (хорошо очищает воздух); кактус (нейтрализует радиоактивность). Вовремяэпидемии гриппа в классе раскладываю свеженарезанный лук и чеснок.

Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут.Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног, поэтому один раз в месяц меняю местами учеников.  Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

аким образом, традиционная организация образовательного процесса

создает удетейпостоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к

поломке механизмов саморегуляциифизиологических функций и

способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая

система образования имеет здоровьезатр

Психологический климат. Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата.

аким образом, традиционная организация образовательного процесса

создает у детей постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к

поломке механизмовсаморегуляции физиологических функций и

способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая

система образования имеет здоровьезатр

Немаловажную роль играют для здоровьесбережения положительные эмоции, которые получают учащиеся на уроке. На моих уроках присутствуют

эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.После звонка, во время организационного момента, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого учащегося стараюсь найти доброе слово и полезный совет.

Физминутки«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» К.Д.Ушинский.Для учеников начальной школы физкультминутки -это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий, лучшее лекарство от гиподинамии, так как дети младшего школьного возраста очень быстро утомляются. Главное достоинство физминуток в том, что они включают в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Я в системе использую физминутки, которые в разное время получала на курсах или находила в литературе, нахожу в интернете сейчас. Давно пользуюсь книгой И.В. Ковалько «Школа физминуток». Знание большого количества физкультминуток просто необходимо. Стараюсь пополнять и обновлять этот багаж как можно чаще.

Все виды физкультминуток провожу согласно следующим требованиям:

физкультминутка проводится на начальном этапе утомления; комплексы подбираются в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке, его содержания; варианты выполнения физкультминуток различны: сидя за партой, стоя около парты. Каждый комплекс пауз здоровья состоит из 2 физкультминуток продолжительностью 1-3 минуты.

Традиционные. Сюда можно отнести Физкультурно-спортивные.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов.

Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Двигательно-речевые.

Этот вид физкультминуток самый популярный у меня на уроках. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Развлекательные (танцевальные).

Особенно любимые детьми движения, всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто, как умеет, при этом желающие поют. Часто использую электронные физминутки. Анимационные физминутки способны отвлечь ребенка, переключить его внимание, снять усталость. Материал в этом случае подается ярко, красочно на большом экране.

Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. В свои уроки включаю элементы технологии доктора медицинских наук В. Ф Базарного.

Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию использую фтальмотренажеры. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Занимают все эти упражнения не более 3-4 –х минут урока.

На уроках провожу и простые упражнения для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Предлагаю детям следить за движением моей руки или посмотреть в окно. Моим ученикам нравится просто, закрыв глаза, немножко «подремать». Дети любят электронные физминутки для глаз.

В своей работе использую нестандартные формы оздоровления. Это прежде всего палюпры- пальчиковые кинезиологические упражнения. В 1 классе ежедневно на уроках письма и развития речи, трудового обучения перед выполнением того или иного задания делаем пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук и играем в пальчиковые игры. Часто эти упражнения выполняются под музыку. Когда пальцы устают, можно покатать ребристую ручку между ладоней, в классе имеются специальные тренажеры, “Ежики”. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры даю комплекс более сложных упражнений. Упражнения выполняются сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Это способствует к детской стрессоустойчивости и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.На уроках, которые требуют от детей наибольшего внимания, провожу кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения.

Не забываю и о дыхании. В минутах отдыха на уроках использую элементы оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой Особенностью этой дыхательной гимнастики является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы-диафрагмы. Метод помогает в лечении органов дыхания, сколиозов. (упр. «Ладошка» «Погончики «и др.) А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. В периоды повышенной нагрузки, когда наше психологическое состояние становится особенно уязвимым, провожу упражнения на релаксацию. Многие упражнения очень просты, а главное безвредны.

Особенно подходят детям упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Такие упражнения выполняем после напряжения, связанного с выполнением письменных работ или в конце любого урока. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья выступает умение вовремя «сбрасывать напряжение». Делаю это сама, учу этому детей. Это энергетические упражнения, которые помогают избавиться от всякого «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Например:

-Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули. Фу! Ну и денек!

-Снегопад. Ловим воображаемые снежинки, может на себе, друг на друге.

Использую музыкотерапию, что означает «лечение музыкой». Лирическая спокойная музыка звучит на уроках технологии, изобразительного искусства. Дети сохраняют спокойное и бодрое расположение духа. Музыка успокаивает, укрепляет иммунную систему.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Часто на уроках организую групповую работу, ученики работают стоя. Так же использую:

- работу в парах;

- игровые приёмы;

- приёмы с элементами соревнования.

-на этапе самостоятельной работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.При повторении, изучении нового материала дети обращаются к карточкам. Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах. В процессе такого поиска ребята совершают движения головой, глазами, туловищем. При этом им приходится поворачиваться в разные стороны для поиска материала. Отдыхают глаза, меняется поза ребенка.

Я стараюсь, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью.

Основы, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, заложены ив учебном материале, который изучается на уроках окружающего мира. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, заботиться о своем здоровье. При разработке уроков по данным разделам, на мой взгляд, является преодоление сухости в изучении сведений по физиологии и анатомии. Поэтому на своих уроках стараюсь использовать дополнительно занимательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, что помогает развивать познавательную активность, поддерживать интерес к изучаемому, задуматься о бережном отношении к своему здоровью. Так же привлекаю к проведению урока детей. Они готовят сообщения, рассказывая о недюжинной силе, выносливости русских богатырей (Тема: «Опора тела и движения»), о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова (Тема: «Зубы и уход за ними») и др.Оживить уроки помогает яркая и интересная наглядность, которая прочно заляжет в памяти ребенка, увлекая за собой все привязанные к ней объяснения.

При изучении базовых понятий анатомии и физиологии кроме традиционных методов и приемов пользуюсь сокровищницей малых форм фольклора, показывающими, как народ оценивал значимость каждой части тела или внутреннего органа. Словарь пословиц можно рассматривать как учебник жизни. Например, пословицы: железо съедает ржа, а сердце печали; Своя шея - куда хочу, туда головой кручу; Сколько голов - столько умов, глаза - зеркало души и др.; фразеологизмы (отдать в хорошие руки, как без рук, в ногах правды нет, поставить на ноги, беречь как зеницу ока и др.).

Темы уроков окружающего мира – богатая почва для занятий проектной деятельностью с учащимися: мини-проекты «Здоровое питание», «Режим дня», «Уход за зубами», «Здоровая пища», «Каша- пища наша» и др.

Работу по формированию ответственности детей за сохранение своего здоровья продолжаю и на уроках русского языка, математики, включая в учебный процесс материалы, связанные со здоровьем, связывая их с изучением разных орфограмм и применяя на разных этапах урока.Например, на уроках русского языка часто выбираю тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов. У меня собран сборник диктантов (тексты о здоровой пище, ведении здорового образа жизни, пословицы, поговорки. При решении примеров для проверки правильности ответов зашифровываю слова (например: спорт, витамины, соки, жвачка, грипп) и даю короткие соответствующие сообщения.

Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки - путешествия, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-исследования. и другие.  

Заключение

Опыт показывает, что регулярное использование мною здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся:

  • более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве;

  • раскрыть свои творческие способности, успеваемость классов 100%, качество знаний стабильно.

  • улучшить психологический климат в детском коллективе. (Диаграмма). В ней представлены полученные результаты обследования эмоционального состояния обучающихся.

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий привело к снижению показателей заболеваемости детей, особенно заболеваний верхних дыхательных путей, уменьшилось число часто и долго болеющих детей.

(Диаграмма представлена медицинским работником школы).

Большая часть класса вовлечена в спортивные кружки, ходят в бассейн.


Мои дети принимают участие в школьных, городских соревнованиях и достигают успехов. В своей параллели в спортивных состязаниях мы всегда занимаем 1 место. Работа по здоровьесбережению на уроке провожу систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей

А мне, освоившей эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для педагогического творчества.



Не менее важно самосовершенствование и постоянный поиск новых идей, новых решений, для осуществления здоровьесберегающего обучения, где цель – здоровье обучающихся.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!