СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках физики в соответствии с ФГОС.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные и общественные задачи, вырабатывать свою точку зрения и уметь критически мыслить, заниматься самообразованием и самосовершенствованием.Об этом и идёт речь в публикации - как и какие УУД надо формировать на уроке физики. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках физики в соответствии с ФГОС.»

Алла Витальевна Абдуллаева,

учитель физики, высшая квалификационная категория, 

МАОУ СОШ №43 г. Калининград, Калининградской области, РФ

 

Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках физики в соответствии с ФГОС.

Краткая аннотация эссе:

Особенность современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде   умения учиться, самостоятельно приобретать знания.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, производственные, общественные задачи; вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить; систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования. Именно об том идёт речь в эссе - как и какие УУД можно и нужно формировать на уроках физики.

Содержание 

1. Введение

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

2.1. Личностные УУД

2.2. Регулятивные УУД

2.3. Познавательные УУД

2.4. Коммуникативные УУД

3. Формирование универсальных учебных действий во внеурочное время

4. Заключение

5.Список литературы

1. Введение.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам постиндустриального информационного общества. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).

Актуальность концепции развития универсальных учебных действий обусловлена следующими факторами: — необходимостью ускоренного совершенствования образовательного

пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; — задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации; — необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Функции универсальных учебных действий включают: 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

•обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 

Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики. 

Физика как учебный предмет формирует систему знаний о природе, об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание должно уделяться не передаче готовых знаний, как мы привыкли делать это раньше, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем и задач, требующих от учащихся самостоятельной работы по их решению.

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования в одном из пунктов, касающихся результатов освоения основной образовательной программы по физике, химии, биологии предполагает приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения природных явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к изучаемому предмету. В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.

2.1. Личностные универсальные учебные действия.

Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.

Личностные УУД способствуют формированию:

• жизненного, личностного, профессионального самоопределения;

• способности к ценностно-смысловой ориентации учащихся;

• готовности к жизненному и личностному самоопределению;

• знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.

Учитель на уроке физики должен ставить такие цели и задачи, чтобы они были ориентированы, прежде всего, на развитие личности ученика, чтобы выработать у своих учеников личное и ценностное отношение к физике, к окружающим, к себе. Одновременно с этим, ученик должен видеть и понимать закономерности изучаемых явлений, обобщённую и целостную картину окружающего мира.

На уроках физики должны сформироваться самостоятельность мышления, умение самостоятельного приобретения новых знаний, практических умений, готовность к осмысленной постановке перспективных личных целей, к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники, о потребности общества в инженерно-технических работниках.

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. 

Регулятивные универсальные учебные действия -действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:

• целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ и физических практикумов, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. 

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

 2.3. Познавательные универсальные учебные действия. 

Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД.

1) Общеучебные УУД включают в себя: 

• самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 
• поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом; 
•  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; 
• действие со знаково- символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.

2)Универсальные логические действия. 

Под логическим мышлением при обучении в средней школе понимают способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). 

Метод проектов, сама проектная деятельность играет большую роль в формировании познавательных УУД. При подготовке ребят к выступлениям

на школьной научно-практической конференции «Поиск и творчество», представление своих проектов на секциях в рамках недели физики происходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В состав коммуникативных действий входят:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; 
• постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; 
• управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи. 

Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.

Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере уроков - конференций. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (заполнение различных таблиц по материалам докладов, обсуждение докладов и их оценивание). На уроках-конференциях ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. 

Ежегодно в нашей школе проводится общешкольная научно-практическая конференция «Поиск и творчество». Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за рамки страниц школьных учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в библиотеке, в сети Интернет. Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся активно выступают на защите, хорошо владеют представляемым материалом, отвечают на задаваемые вопросы, готовят презентации, мультимедийные разработки. Значит метод проектов формирует и ИКТ-компетентность обучающихся.

3. Формирование УУД во внеурочное время

Большую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. Наша школа сотрудничает с Информационным Центром по атомной энергии. Ученики СОШ №43 активно участвуют в многочисленных проектах. Для школьников начальной школы большой интерес представляют проекты «Фиксики», в рамках которого ученики 1-4 классов проводят различные физические опыты. На данных занятиях дети более раскрепощены, более инициативны и с интересом приобретают новые знания. «Клуб британских учёных» позволяет учащимся среднего звена оценить мировые изобретения, обсудить бесполезные изобретения и исследования. В «Киностудии» учащиеся 5-9 классов могут прослушать вводную лекцию об использовании атомных технологий в повседневной жизни и на основе новых знаний создать свой киноролик. После интерактивных киносеансов («Безопасное обращение с радиоактивными отходами». «Атомный ледокольный флот», «Путешествие в мир атомной энергии», «Земля – планета Солнечной системы», «История освоения космоса») ребята среднего и старшего звена активно участвуют в проектной деятельности, у многих повышается интерес к изучению физики. Учащиеся 11-го профильного физико-математического класса заняли 1 место в организованной Центром квест-игре памяти Стива Джобса. Очень интересно прошло очередное заседание в «Физмат-кафе». Ребята с большим желанием принимали участие в викторинах, конкурсах, защите своего проекта на тему «Колонизация Марса», где получили диплом победителя. Такая внеурочная деятельность помогает ранней и обдуманной профориентации, значит и правильного определения своего места в жизни, в обществе в целом.

Учителя физики постоянно ищут новые формы и методы внеаудиторной и профориентационной работы со старшими школьниками. Так, в октябре этого года учащиеся 10 физико-математического класса прошли обучение в «Школе юного физика» на базе физико-технического института Балтийского Федерального Университета им. И.Канта. На базе БФУ ребята выполняли лабораторные работы на современном высокотехнологичном оборудовании, посещали лекции и семинары. Теперь практические и лабораторные работы по школьной программе выполняются с интересом и пониманием. Поэтому учителя физики уделяют данным видам сотрудничества большое значение.

Очень интересны и разнообразны мероприятия, проводимые в школе на предметной неделе физики. Школьники 7-х классов показали спектакль “Суд над силой трения»”. Среди 8-х классов был проведён физический КВН. Учащиеся 10-х и 11 классов поставили мюзикл «О физика, наук царица». Девятиклассники украсили школу газетами «О физике и физиках». В начальную школу вышли волонтёры из числа старших учащихся, продемонстрировав ребятам физические опыты, рассказали об интересных фактах из мира физики, чтобы развить любознательность у малышей, показать им огромные возможности физики, заставить их с нетерпением ждать встречи с этим предметом. В ходе этих мероприятий было продолжено формирование интереса к предмету, как науке о природе, о её гуманистической сущности, помогающей человеку решать глобальные проблемы, решались вопросы коммуникативности, формировались личностные УУД.

4. Заключение.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.

  Использование современных педагогических технологий на уроке и во внеурочное время позволяет повысить уровень познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, наблюдается повышение интереса обучающихся к предмету «Физика». Труд, затраченный на управление познавательной деятельности с помощью использования различных форм, приемов и методов обучения, оправдывает себя – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии. Он помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.  Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым в соответствии с реализацией ФГОС.

Таким образом, структура современных уроков должна быть более разнообразной, чтобы повысить интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесс.

5.Литература

1.Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. 107 с.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/6683 3.

3 Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

4.Воронцова А. Б. Сборник проектных задач (работаем по стандартам) М.: Просвещение, 2011г.

5.Господникова М. К. Проектная деятельность в школе: Издательство «Учитель», 2008г.

6. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.

7. Бухольцев С.Н. “Проектная деятельность на уроках физики” http://www.profistart.ru/ps/blog/20252.html

8. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002. с. 44-57.

9.http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&option=com_content&view=article&catid=68&id=1085

10.http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/08/30/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh-fiziki-v

11. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98683985















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!