СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование гражданского патриотизма средствами дисциплин общественного – гуманитарного цикла»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе отражен опыт    преподавателя  по формированию  гражданского патриотизма  в организациях  технического и профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«"Формирование гражданского патриотизма средствами дисциплин общественного – гуманитарного цикла»»

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа»

В.П. Астафьев .

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры , создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей нации, этносов, народностей. У каждого народа сложилась самобытная культура воспитания. «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности , нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - утверждал специалист по этнопедагогике Г.Н. Волков.

Задачи нравственно- эстетического –воспитания студентов колледжа решаются сегодня всех учебных предметов, все системы работы колледжа. Нельзя обучать, не воспитывая. Высокие понятия патриотизма нельзя внушать языком нравоучений, назиданий и укоров. Главное внимание должно быть сосредоточено на изучении духовно – нравственного опыта народа

Важную роль в процессе воспитания патриотизма играет формирование у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Потребности у человека в совершенствовании возникают тогда , когда он под влиянием каких-либо обстоятельств переживает противоречие , между тем, какой он есть, и каким ему надлежит быть. Решить эту проблему можно на различных уроках ( нестандартных, стандартных, различных типах лекций) подбирая яркий материал о людях, оставивших след в патриотическом служении родине, своему народу. В настоящее время изменились некоторые нравственные категории. Изменилась и сущность положительной мотивации. Значит, нужны новые герои, новые примеры.

Задача педагога – помочь каждому учащемуся ощутить, что дает ему его Родина. А ведь она гораздо больше, чем мы порой осознаем: здесь рождаются первые понятия о добре и зле, красоте и уродстве, радости и грусти, счастье и печали.

Так зарождается и растет прекрасное, святое чувство, называемое любовью к своей родной земле, отчему дому, так появляется интерес к родине предков.

Огромное значение имеет проведение социологического опроса в группах. Можно поставить следующие вопросы: «Какие чувства испытываете, что являетесь казахстанцем?» или « С чего начинается Родина?». Вариации ответов, данные учащимися , могут быть самыми различными. Многие отвечают, что Родина начинается с близких людей. С того места, где родился , где живешь.

Поэтому первым направлением патриотического воспитания является воспитание у людей различных национальностей любви ктем места, где они родились и живут.

Олжас Сулейменов сказал: « Возвысить степь, не унижая горы»- вот формула казахстанского патриотизма. Поэтому необходимо уважать людей различных национальностей, соблюдать нравственный такт по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, стремится развивать общечеловеческих ценностей.

Важно воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственному языку, другим языкам, на которых говорят народы Казахстана, почитать и уважать атрибуты государства- флаг, герб, гимн. Воспитывать верность Родине, гордость за социальные и культурные достижения страны, стремление отстаивать ее свободу и независимость, воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому Родины, традициям, сохранять памятники истории и культуры.

Особое внимание необходимо уделить изучению казахского фольклора- поговоркам, загадкам, пословицам, сказкам, героическим эпосам, произведениям акынов и жырау. Этому способствуют конкурсы « Қыз сыны», « Сен мақал- мәтелді білесің бе?» ( «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?») и другие.

Целесообразно проведение конкурсов чтецов « Тихая моя Родина». Студенты колледжа с удовольствием участвуют в конкурсе, посвященному Дню Независимости. При подготовке к конкурсу студенты не ограничиваются заучиванием произведений казахстанских авторов. На конкурс могут представлены и произведения русской литературы.

В курсе казахской литературы анализируются произведения казахских писателей –от Чокана Валиханова до Олжаса Сулейменова. Важное место в этом занимают книги, посвященные казахской истории, становлению казахской нации.

На уроках гуманитарного цикла, в частности уроках русского языка, целесообразно проводить тематические уроки, посвященные изучению народных традиций, обычаев. Можно использование на таких уроках текстов по теме « Наурыз», « Зачем нужны символы?», « Моя Родина – Казахстан», выдержки из работ Президента Н .А. Назарбаева. Такие тексты позволяют проводить анализ, выделить тематику текста, способствовать формированию собственного взгляда на отдельные вопросы, помимо орфографической и пунктуационной работы над текстом.Результатом такой работы может стать создание собственных работ, посвященных теме Родины. Например,

Железинка родная,

Красива ты порой,

Когда река сияет

Вечернею зарей.

На небе ярко звезды блещут,

Твой темный лес шумит листвой.

И что-то тихо волны шепчут

Услышав песни твой покой.

Иртыш волною серебрится,

На берег пала тишина.

И словно сказочная птица,

Плывет над Иртышем луна.

(КривоносенкоГ. )

Большую роль в воспитании играет краеведческая работа. В нашем колледже собран материал об истории колледжа, о сотрудниках , выпускниках. На основе такой работы был создан музей колледжа, который также стал центром патриотической работы. Тесную связь колледж поддерживает с районным краеведческим музеем. Традиционными стали встречи, посвященные неделям тюркской и славянской письменности. В рамках недель проводятся встречи с национальными культурными центрами: славянским, татаро-башкирским, немецким, Лигой женщин мусульманок.

Не теряет своего значения поисковая работа. Формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений способствуют участие ребят в различного рода художественно - творческой деятельности, декадах, вечерах, встречах, праздниках народного творчества.

Чтобы такая работа стала эффективной, она должна стать содержательной, характеризироваться высокой эмоциональностью. В нашем колледже стало традицией проводить встречи с почетными гражданами Железинского района Прокопцовым В.Н., Гасановым М.М., Пашковской Д.Е. другими.

Встречи с Заслуженным учителем Казахской ССР Пашковской Д.Е. стали ежегодными. Учащиеся колледжа ознакомились с богатым материалом о Новоселове Е. М, ученом- краеведе Железинского района, проведена лекция перед студентами колледжа о Герое Советского Союза Талгате Бигельдинове. Такие встречи, безусловно, способствуют развитию внимания, гордости, любви к истории государства и своей малой родине.

Способствуют развитию культуры, уважению к национальной культуре и литературе, формированию национального характера мероприятия, проводимые в рамках акции « Бір ел - бір кітап».Широко используются поэтические и прозаические минутки, литературные гостиные, художественно- литературные композиции, конкурсы чтецов и т.д. В мероприятиях участвуют как студенты, так и преподаватели.

Неоднократно студенты колледжа являлись участниками районных конкурсов рефератов и сочинений по патриотическому воспитанию, проводимыми районным филиалом партии « Нұр Отан». В различные годы победителями и участниками таких конкурсов стали Витковская Дарья (2 место), Склярова Анна ( 3 место), команда колледжа стала победительницей в районном конкурсе « Язык –средство дружбы», Козеева В.- участница областного конкурса на знание государственного языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа должна носить регулярный и содержательный характер, органически сочетаться с развитием у студентов потребности – мотивационной сферы и эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, что способствует развитию и упрочению убеждений и выработке многостороннего опыта поведения, с проявлением и совершенствованием этих важнейших моральных качеств.

Аннотация.

Автор рассматривает направления патриотического воспитания, основанные на изучении духовно – нравственного опыта народа. В докладе изложен собственный опыт, приведены примеры, полученные результаты.



Список литературы.


  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985.

  2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1979.

  3. Вопросы воспитания: Системный подход : Сб. статей / Под ред. Л.И. Новиковой. — М.: Прогресс, 1981.

  4. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980.

  5. Хмелюк Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. — Киев-Одесса: Вища школа, 1978.




































КМКМ «Железин аграрлы- техникалық колледжі»

КГКП «Железинский аграрно- технический колледж»











"Азаматтық патриотизмді қоғамдық – гуманитарлық цикл пәндер бойынша құралдарымен қалыптастыру ".

«Формирование гражданского патриотизма средствами дисциплин общественного – гуманитарного цикла».










Железин аграрлы- техникалық

колледжінің окутышысы

Преподаватель Железинского аграрно- технического колледжа

Смагулова Гульнара Салыковна.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!