«Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников с помощью сетевых проектов»

Категория: Всем учителям

Региональный  конкурс «Учитель года – 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Думнова И.А.

г.Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников с помощью  сетевых  проектов»

На информационном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня актуальной становится задача индивидуального развития ученика с творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, сформированным умением ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Особенности нового  ФГОС:

  1. Ориентирован на достижение трёх групп результатов: предметных, личностных и метапредметных;
  2. Деятельностный подход;
  3. Приоритет внеурочной деятельности.

Многие учителя активно используют проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных  результатов. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Новое качество образования связывают с информатизацией, именно поэтому нынешняя образовательная система может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность,  которая обладает значительными ресурсами в достижении результатов, потому что она интегративна. Она объединяет в себя познавательную, исследовательскую, игровую, учебную деятельность, что будет способствовать  формированию предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников, что и определяет актуальность нашей темы: «Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников с помощью  сетевых  проектов».

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом  следует понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (д.п.н., проф. Е.С. Полат)

Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального положения дел в школе позволили нам выявить  противоречия:  между  необходимостью совершенствования процесса обучения, в рамках нового  ФГОС НОО, ориентацией на деятельностную основу обучения и недостаточным использованием ресурсов сетевой проектной деятельности в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования -  сетевые проекты будут влиять на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников при следующих условиях:

Будет соблюдена особая последовательность включения детей в сетевые проекты (предварительный, подготовительный,  основной и заключительный этапы);

Будет реализовано сотрудничество между всеми участниками сетевых проектов (ученик – родитель – учитель – организаторы)

Будут формироваться соответствующие умения, связанные с реализацией сетевых проектов.

Цель исследования – определить условия  и разработать  методику организации сетевых проектов как средства формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

Предмет исследования – сетевые проекты как средство формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

В ходе работы мы доказывали, что  сетевые проекты влияют на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников по следующим причинам:

Темы проектов затрагивают увлечения детей и удовлетворяют познавательные потребности;

В ходе проекта дети занимаются интересными и новыми видами деятельности, что связано с мотивацией;

Овладевают проектными умениями, которые можно сопоставить универсальными учебными действиями, что позволяет  реализовывать познавательный интерес в других видах деятельности.

Таблица 1.Сопоставение проектных умений и УУД (модифицированная таблица)

Проектные умения

Содержание умений

УУД

организационные

умение планировать и организовывать свою работу

регулятивные

коммуникативные

умение работать совместно, налаживать сотрудничество

коммуникативные

Творческие (в том числе и исследовательские)

умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний

познавательные

презентационные

умения подготовить и продемонстрировать результат работы, дать оценку своей и чужой работе

регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные

IT умения

умения вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию,

умения работать с электронной почтой, умение безопасно работать в Интернете, изучать новые  компьютерные сервисы и программы

регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные

 «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Северска стала базой для исследования, которое проводилось с сентября 2009 года  по май 2014 года. В эксперименте на разных его ступенях приняли участие 49 учащихся 7-10 лет,  45 родителей. Организация исследования проводилась в три этапа.

Во время эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опросно-диагностические методы, (наблюдение, анкетирование, тестирование), диагностика мотивационной сферы  Н.Г. Лускановой,  Гинзбурга, педагогический эксперимент.

Получены результаты диагностики  первой и второй групп. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо развивать и   повышать познавательную  мотивацию,  для этого нужно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята  хотели учиться, шли в школу с желанием узнавать, общаться.  Как же вовлечь в сетевые проекты, чтобы они стали средством повышения мотивации и формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым. К каждому проекту организаторы предлагают:

  • визитку проекта (образец);
  • буклет для координатора (содержат необходимую информацию);
  • вводную презентацию (для погружения детей в проект);
  • пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта);
  • инструкции (по ходу прохождения проекта - образец);
  • форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта)

Имея полный пакет документов, можно заранее скоординировать  свой календарно-тематический план по предметам.

Этапы включения детей в сетевые проекты

  1. Предварительный этап – идет выбор  и знакомство с правилами участия в сетевом проекте.  
  2. Подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, подготовительные задания;  

На родительском собрании знакомим всех родителей с буклетом, который содержит необходимую информацию,  далее  они дают  разрешение  детям на участие в проекте и помогают   открыть электронную почту на Google, пройти  процедуру регистрации на сайте Nachalka.com. 

На этом этапе определяются дети, желающие участвовать в проектах, это становится отправной точкой для формирования: коммуникативных умений (дети учатся работать в группе, согласовывать свои идеи), IT  умений (работа с почтой, знакомство с сайтом). Учитель должен наладить сотрудничество: координатор – дети - родители.

  1. Основной этап – участие в проекте

Участники приходили в школу не к 9:00, а к 8:30, так как перед уроками им необходимо было вместе на сайте прочитать задания  и совместно их выполнять. Другие задания в рамках проекта выполнялись  после уроков.

Как изучалось задание:

для того, чтобы выполнить любое задание, организаторы дают подробные инструкции, которые необходимо внимательно прочитывать. Так формируются первоначальные умения работать с информацией.

Как выполнялось задание:

Далее по ходу проекта идет выполнение заданий. Подробно об этом мы написали в «Методических рекомендациях». Идет формирование умения работать с текстовой информацией.

Как дети взаимодействовали с координатором, между собой, как общались с организаторами:

На протяжении всего проекта идет электронная переписка администраторов конкурса с участниками на форумах или в комментариях к работам, сделанных командой. Обращаем внимание на вежливое, культурное общение, учимся оставлять  грамотные и содержательные комментарии к работам.

Какие трудности возникли

Первые трудности  - чтение инструкций.

Вторая трудность – обучение работы на  новых сервисах.

Третья  трудность – на первых проектах отсутствие  доступа Интернет в классе, поэтому для участия в проекте нам приходилось ходить либо в компьютерный класс (не всегда удобно, там проходят уроки для старшей школы), либо домой к учителю. Теперь у нас в классе есть Интернет.

Какие проектные умения формировали

  • Организационные: умение планировать и организовывать свою работу;
  • Коммуникативные: умение работать совместно, налаживать сотрудничество;
  • Творческие: умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний;
  • Презентационные: умения подготовить и продемонстрировать результат работы, давать оценку своей и чужой работе;
  • IT умения: умения вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию, умения работать с электронной почтой, умение безопасно работать в Интернете, изучать новые  компьютерные сервисы и программы
  1. Заключительный этап  - Подведение итогов. Рефлексия.

После проекта самые активные ребята получают знаки отличия (это такие «картинки», которые выставляют организаторы проекта на личную страничку участника),  а команда – сертификат. И всё-таки главным итогом мы считаем, не количество пройденных станций или значков, а гораздо более важный результат: мы получили возможность всем вместе делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого. 

Что можно освоить в ходе сетевого проекта? В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и  очень познавательно.  Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере, а отсюда сетевое образование позволяет экономить ресурсы. Именно там  имеется возможность делиться знаниями, спрашивать и учиться у других людей, искать единомышленников и совершать действия, которые не под силу совершить в одиночку. Кроме того, сетевые проекты это дистанционное обучение, использование современной образовательной технологии, повышение ИКТ-компетентности педагога и ученика за счет освоения  новых сервисов.  Кроме того, именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания  по  истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях.

Освоили образовательные ресурсы:

Первая экспериментальная группа за время исследования стала участником восьми сетевых проектов.После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты, мы составили  диаграмму «Чему ты научился в ходе проекта». Когда ребенок понимает, что он не только сам научился, но теперь может научить других, у него появляется уверенность в своих силах и желание узнать новое.

В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, составили диаграмму, из которой видно, как проект не только повышает познавательную активность, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.

Диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы с обеими группами показала, что  количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился, а уровень низкой школьной мотивации понизился. 1 группа: количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 5 до 52 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 38 до 0% (1 диаграмма).  Количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 12 до 33 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 8 до 0%  (2 диаграмма)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие младших школьников в сетевых проектах будет способствовать  повышению мотивации  к учению и познанию. Кроме того, проанализировав  индивидуальный маршрут каждого участника сетевого проекта, можно констатировать, повышение уровня учебной мотивации, что, несомненно, отражается в учебно-познавательной деятельности на уроках. Также можно констатировать тот факт, что участие ребят в сетевых проектах  положительно отразилось на качестве учебы. Об этом свидетельствуют результаты административных контрольных работ и диктантов, подтверждается мониторингами качества знаний. Муниципальный мониторинг по математике, качество 100%, региональные мониторинги качества знаний по русскому языку - 95 %,  по математике - 100 %.

Актуальность сетевых проектов заключается в том, что они закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться учебно-познавательная мотивация. В ходе  проекта  видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.

Результаты исследования нашли отражение в публикациях, в выступлениях с докладом  на конференциях, курсах повышения квалификации, семинарах для студентов и учителей. Сама я точно знаю дальнейший свой маршрут в самообразовании: организация сетевого проекта. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.

 

Список литературы:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе/ М., 2000. 47 с.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты млад­ших школьников / Е.Н. Землянская //
  3. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /  Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.
  6. Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. В. 10 . С. 66.
  7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников с помощью сетевых проектов»»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР  Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников с помощью сетевых проектов Учитель начальных классов высшей категории МАОУ «СОШ № 76»  Думнова И.А.

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов

младших школьников с помощью

сетевых проектов

Учитель начальных классов

высшей категории МАОУ «СОШ № 76»

Думнова И.А.

Достижение высоких учебных результатов обучения возможно тогда, когда у учащихся будет сформирована мотивация к приобретению необходимых новых внутренних качеств в учебной деятельности

Требования к результатам освоения ООП

Миссия школы – содействовать переводу обучающегося в режим саморазвития

Предметные результаты

Личностные результаты

На информационном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня актуальной становится задача индивидуального развития ученика с творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, сформированным умением ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Особенности нового ФГОС:

Ориентирован на достижение трёх групп результатов: предметных, личностных и метапредметных;

Деятельностный подход;

Приоритет внеурочной деятельности.

Многие учителя активно используют проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Метапредметные результаты

/ 2 2

Модель стандартизации системы образования Деятельность - единственный путь к знанию. Джордж Бернард Шоу Системно-деятельностный подход предполагает: Готовность учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики Признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания мира, способов организации учебной деятельности Новое качество образования связывают с информатизацией, именно поэтому нынешняя образовательная система может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении результатов, потому что она интегративна. Она объединяет в себя познавательную, исследовательскую, игровую, учебную деятельность, что будет способствовать формированию предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников, что и определяет актуальность нашей темы. 3 / 2 2

Модель стандартизации системы образования

Деятельность - единственный путь к знанию.

Джордж Бернард Шоу

Системно-деятельностный подход предполагает:

Готовность учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики

Признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания мира, способов организации учебной деятельности

Новое качество образования связывают с информатизацией, именно поэтому нынешняя образовательная система может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении результатов, потому что она интегративна. Она объединяет в себя познавательную, исследовательскую, игровую, учебную деятельность, что будет способствовать формированию предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников, что и определяет актуальность нашей темы.

3 / 2 2

Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год Сетевой проект.  Что это? C етевой  (телекоммуникационный) проект  – это сетевое удаленное взаимодействие учащихся из разных регионов и стран. У участников проекта должны быть едиными: Под  сетевым (телекоммуникационным) проектом   следует понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (д.п.н., проф. Е.С. Полат) 3

Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год

Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год

Сетевой проект. Что это?

C етевой (телекоммуникационный) проект это сетевое удаленное взаимодействие учащихся из разных регионов и стран.

У участников проекта должны быть едиными:

Под  сетевым (телекоммуникационным) проектом   следует понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (д.п.н., проф. Е.С. Полат)

3

Условия Гипотеза 3 / 2 2  Сетевые проекты будут влиять на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов 1) Последовательность включения детей в сетевые проекты (предварительный, подготовительный, основной и заключительный этапы); 2) Сотрудничество между всеми участниками сетевых проектов (ученик – родитель – учитель – организаторы); 3) Будут формироваться соответствующие умения, связанные с реализацией сетевых проектов. Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального положения дел в школе позволили нам выявить противоречия : между необходимостью совершенствования процесса обучения, в рамках нового ФГОС НОО, ориентацией на деятельностную основу обучения и недостаточным использованием ресурсов сетевой проектной деятельности в общеобразовательной школе.

Условия

Гипотеза

3 / 2 2

Сетевые проекты будут влиять на формирование

предметных, личностных и метапредметных результатов

1) Последовательность включения детей в сетевые проекты (предварительный, подготовительный, основной и заключительный этапы);

2) Сотрудничество между всеми участниками сетевых проектов (ученик – родитель – учитель – организаторы);

3) Будут формироваться соответствующие умения, связанные с реализацией сетевых проектов.

Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального положения дел в школе позволили нам выявить противоречия : между необходимостью совершенствования процесса обучения, в рамках нового ФГОС НОО, ориентацией на деятельностную основу обучения и недостаточным использованием ресурсов сетевой проектной деятельности в общеобразовательной школе.

Объект исследования 3 / 2 2 Цель исследования – определить условия и разработать методику организации сетевых проектов как средства формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников. сетевые проекты как средство формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников  3

Объект исследования

3 / 2 2

Цель исследования – определить условия и разработать методику организации сетевых проектов как средства формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.

сетевые проекты как средство формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников

3

Проектные умения

Организационные

Содержание умений

Коммуникативные

УУД

умение планировать и

организовывать свою работу

регулятивные

умение работать совместно,

налаживать сотрудничество

Творческие

(в том числе и исследовательские)

Презентационные

коммуникативные

умения, связанные с работой

по поиску и обработке

информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний

познавательные

умения подготовить и продемонстрировать

результат работы

IT умения

регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные

умения вводить, сохранять информацию,

умения работать

с электронной почтой и т.д.

регулятивные, коммуникативные,

познавательные, личностные

В ходе работы мы доказывали, что сетевые проекты влияют на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников по следующим причинам:

 

Темы проектов затрагивают увлечения детей и удовлетворяют познавательные потребности;

В ходе проекта дети занимаются интересными и новыми видами деятельности, что связано с мотивацией;

Овладевают проектными умениями, которые можно сопоставить универсальными учебными действиями, что позволяет реализовывать познавательный интерес в других видах деятельности.

Экспериментальная работа Контрольный этап Формирующий этап Подтверждение гипотезы;  Написаны методические рекомендации учителям по участию в сетевых проектах.   Констатирующий этап   Проверка гипотезы исследования, на основе включения детей в сетевую проектную деятельность.         Изучение литературы;  Определение основ исследования;  Выявление уровня мотивации;       «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Северска стала базой для исследования, которое проводилось с сентября 2009 года по май 2014 года. В эксперименте на разных его ступенях приняли участие 49 учащихся 7-10 лет, 45 родителей. Организация исследования проводилась в три этапа. Во время эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опросно-диагностические методы, (наблюдение, анкетирование, тестирование), диагностика мотивационной сферы Н.Г. Лускановой, Гинзбурга, педагогический эксперимент.  / 2 2

Экспериментальная работа

Контрольный

этап

Формирующий этап

  • Подтверждение гипотезы;

  • Написаны

методические рекомендации учителям по участию в сетевых проектах.

Констатирующий этап

Проверка гипотезы исследования,

на основе включения детей в сетевую проектную деятельность.

  • Изучение литературы;
  • Определение основ исследования;

  • Выявление уровня мотивации;

«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Северска стала базой для исследования, которое проводилось с сентября 2009 года по май 2014 года. В эксперименте на разных его ступенях приняли участие 49 учащихся 7-10 лет, 45 родителей. Организация исследования проводилась в три этапа.

Во время эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опросно-диагностические методы, (наблюдение, анкетирование, тестирование), диагностика мотивационной сферы Н.Г. Лускановой, Гинзбурга, педагогический эксперимент.

/ 2 2

1 группа – 25 учащихся, которые обучались с 2009 по 2013 гг.с 1 по 4 класс  / 2 2 2 группа – 24 учащихся, которые обучаются с 2013г.  по н.в. Получены результаты диагностики первой и второй групп. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо развивать и повышать познавательную мотивацию, для этого нужно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята хотели учиться, шли в школу с желанием узнавать, общаться. Как же вовлечь в сетевые проекты, чтобы они стали средством повышения мотивации и формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.

1 группа – 25 учащихся, которые обучались с 2009 по 2013 гг.с 1 по 4 класс

/ 2 2

2 группа – 24 учащихся, которые обучаются с 2013г.

по н.в.

Получены результаты диагностики первой и второй групп. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо развивать и повышать познавательную мотивацию, для этого нужно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята хотели учиться, шли в школу с желанием узнавать, общаться. Как же вовлечь в сетевые проекты, чтобы они стали средством повышения мотивации и формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.

Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год Надо выбрать проект Организаторы предлагают: визитку проекта(образец); буклет для координатора (содержит необходимую информацию); вводную презентацию (для погружения детей в проект); пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта); инструкции (по ходу прохождения проекта - образец); форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта) Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka . com . Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым . К каждому проекту организаторы предлагают:  / 2 2

Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год

Надо выбрать проект

Организаторы предлагают:

  • визитку проекта(образец);
  • буклет для координатора (содержит необходимую информацию);
  • вводную презентацию (для погружения детей в проект);
  • пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта);
  • инструкции (по ходу прохождения проекта - образец);
  • форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта)

Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka . com . Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым . К каждому проекту организаторы предлагают:

/ 2 2

Этапы включения детей в сетевые проекты  / 2 2 Предварительный этап – идет выбор и знакомство с правилами участия в сетевом проекте;

Этапы включения детей в сетевые проекты

/ 2 2

  • Предварительный этап

идет выбор и знакомство с правилами участия в сетевом проекте;

"Космические ученики" - Северск. Этап 1. Предполётная подготовка

2) Подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, первые задания;

На этом этапе определяются дети, желающие участвовать в проектах, это становится отправной точкой для формирования: коммуникативных умений (дети учатся работать в группе, согласовывать свои идеи), IT умений (работа с почтой, знакомство с сайтом). Учитель должен наладить сотрудничество: координатор – дети - родители.

Проект "Про палочку выручалочку, мешок яблок и дружбу"

Этапы включения детей в сетевые проекты 3) Основной этап – участие в сетевом проекте: Как изучалось задание? Как выполнялось задание? Как шло взаимодействие? Какие трудности возникли? Какие проектные умения формировали:  Северчане-Северск. Проект

Этапы включения детей в сетевые проекты

3) Основной этап участие в сетевом проекте:

Как изучалось задание?

Как выполнялось задание?

Как шло взаимодействие?

Какие трудности возникли?

Какие проектные умения формировали:

Северчане-Северск. Проект "Дом, который построил..."

  • Организационные
  • Коммуникативные
  • Творческие
  • Презентационные
  • IT умения

Участники приходили в школу не к 9:00, а к 8:30, так как перед уроками им необходимо было вместе на сайте прочитать задания и совместно их выполнять. Другие задания в рамках проекта выполнялись после уроков.

/ 2 2

4) Заключительный этап – подведение итогов, рефлексия  / 2 2 После проекта самые активные ребята получают знаки отличия (это такие «картинки», которые выставляют организаторы проекта на личную страничку участника), а команда – сертификат. И всё-таки главным итогом мы считаем, не количество пройденных станций или значков, а гораздо более важный результат: мы получили возможность всем вместе делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого. Рефлексивные тексты

4) Заключительный этап

подведение итогов, рефлексия

/ 2 2

После проекта самые активные ребята получают знаки отличия (это такие «картинки», которые выставляют организаторы проекта на личную страничку участника), а команда – сертификат. И всё-таки главным итогом мы считаем, не количество пройденных станций или значков, а гораздо более важный результат: мы получили возможность всем вместе делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого.

Рефлексивные тексты "Я в проекте "

Таблица личного участия в проекте

/ 2 2

Что можно освоить в ходе сетевого проекта

В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и очень познавательно. Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере, а отсюда сетевое образование позволяет экономить ресурсы. Именно там имеется возможность делиться знаниями, спрашивать и учиться у других людей, искать единомышленников и совершать действия, которые не под силу совершить в одиночку. Кроме того, сетевые проекты это дистанционное обучение, использование современной образовательной технологии, повышение ИКТ-компетентности педагога и ученика за счет освоения новых сервисов. Кроме того, именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания по  истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях.

Освоили образовательные ресурс ы  Ментальная карта на http://www.spiderscribe.net «Ломоносов – гений русской науки» Лента времени http://www.dipity.com/  «Отечественная война 1812года» Фотошоу на http://photopeach.com/

Освоили образовательные ресурс ы

Ментальная карта на http://www.spiderscribe.net

«Ломоносов – гений русской науки»

Лента времени http://www.dipity.com/ «Отечественная война 1812года»

Фотошоу на http://photopeach.com/ "И жизнь, и смерть, и подвиг, и любовь! "

Интерактивные задания на http://learningapps.org/ «Кроссворд «Типи»

Карты Google «Экскурсия «Северск-город атомщиков»

Хранилище презентаций http://www.slideboom.com/

«Картинный словарь Северского редута»

Аудиоспектакль по книге Дж. Родари "Какие бывают ошибки "

Совместные презентации участников проекта «Слон-больше, чем животное»

Облако слов http://www.wordle.net/ команды «Северский обоз»

Видеоспектакль на канале http://www.youtube.com/ «Осень на пороге»

/ 2 2

Участие в проектах за три года  / 2 2 Чему ты научился в ходе проекта Первая экспериментальная группа за время исследования стала участником восьми сетевых проектов. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты, мы составили диаграмму «Чему ты научился в ходе проекта». Когда ребенок понимает, что он не только сам научился, но теперь может научить других, у него появляется уверенность в своих силах и желание узнать новое.

Участие в проектах за три года

/ 2 2

Чему ты научился в ходе проекта

Первая экспериментальная группа за время исследования стала участником восьми сетевых проектов.

После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты, мы составили диаграмму «Чему ты научился в ходе проекта». Когда ребенок понимает, что он не только сам научился, но теперь может научить других, у него появляется уверенность в своих силах и желание узнать новое.

Самым интересным в проекте было В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, составили диаграмму, из которой видно, как проект не только повышает познавательную активность, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.  / 2 2

Самым интересным в проекте было

В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, составили диаграмму, из которой видно, как проект не только повышает познавательную активность, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.

/ 2 2

 Результаты контрольного этапа с 1 группой  / 2 2  Результаты контрольного этапа со 2 группой Диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы с обеими группами показала, что количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился, а уровень низкой школьной мотивации понизился. 1 группа: количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 5 до 52 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 38 до 0%. (1 диаграмма). Количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 12 до 33 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 8 до 0%. (2 диаграмма)

Результаты контрольного этапа с 1 группой

/ 2 2

Результаты контрольного этапа со 2 группой

Диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы с обеими группами показала, что количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился, а уровень низкой школьной мотивации понизился. 1 группа: количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 5 до 52 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 38 до 0%. (1 диаграмма). Количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 12 до 33 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 8 до 0%. (2 диаграмма)

 / 2 2 Количественные показатели  достижения предметных результатов обучающихся Качество знаний обучающихся за 3 года Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие младших школьников в сетевых проектах будет способствовать повышению мотивации к учению и познанию. Кроме того, проанализировав индивидуальный маршрут каждого участника сетевого проекта, можно констатировать, повышение уровня учебной мотивации, что, несомненно, отражается в учебно-познавательной деятельности на уроках. Поэтому участие младших школьников в сетевых проектах способствует формированию мотивации младших школьников в учебно-познавательной деятельности. Также можно констатировать тот факт, что участие ребят в сетевых проектах положительно отразилось на качестве учебы. Об этом свидетельствуют результаты административных контрольных работ и диктантов, подтверждается муниципальными и региональными мониторингами качества знаний

/ 2 2

Количественные показатели достижения предметных результатов обучающихся

Качество знаний обучающихся

за 3 года

Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие младших школьников в сетевых проектах будет способствовать повышению мотивации к учению и познанию. Кроме того, проанализировав индивидуальный маршрут каждого участника сетевого проекта, можно констатировать, повышение уровня учебной мотивации, что, несомненно, отражается в учебно-познавательной деятельности на уроках. Поэтому участие младших школьников в сетевых проектах способствует формированию мотивации младших школьников в учебно-познавательной деятельности. Также можно констатировать тот факт, что участие ребят в сетевых проектах положительно отразилось на качестве учебы. Об этом свидетельствуют результаты административных контрольных работ и диктантов, подтверждается муниципальными и региональными мониторингами качества знаний

ФГОС Учебный процесс УУД СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ Деятельность ИКТ Межпредметные знания Признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации Целью любого проекта являются образовательные приращения участников проекта (личностные, предметные и метапредметные результаты) Актуальность сетевых проектов заключается в том, что они закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться учебно-познавательная мотивация. В ходе проекта видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.  / 2 2

ФГОС

Учебный

процесс

УУД

СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ

Деятельность

ИКТ

Межпредметные

знания

Признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации

Целью любого проекта являются образовательные приращения участников проекта (личностные,

предметные и

метапредметные результаты)

Актуальность сетевых проектов заключается в том, что они закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться учебно-познавательная мотивация. В ходе проекта видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.

/ 2 2

Публикации автора

«Участие в сетевых проектах педагога и учащихся как ресурс личностного роста и фактор повышения качества образования» (материалы Х VII Международной конференции «Наука и образование»(2013г.),

«Организация внеурочной деятельности младших школьников с использованием сетевых проектов для повышения мотивации к учению и познанию» (материалы II Всероссийского научно-практического симпозиума «Информационная среда школы как ресурс исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса» (2013г.)

Результаты исследования нашли отражение в публикациях, в выступлениях с докладом на конференциях, курсах повышения квалификации, семинарах для студентов и учителей. Сама я точно знаю дальнейший свой маршрут в самообразовании: организация сетевого проекта. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания  учителя  как  активного субъекта , познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится  перспективой развития ученика.

«Сетевые проекты как ресурс совместной деятельности педагога, ребенка и родителей» (материалы Всероссийской научно-практической конференция «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: работа с семьей» (2012г.)

/ 2 2

Список используемой литературы и сетевых ресурсов  для презентации Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 / , свободный. Критериальное оценивание О.Ф.Брыксина Сайт учебного сетевого проекта Полат Е.С, д.п.н., проф. , ИОСО РАО Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php  Сайт Летописи, ru  Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века Смирнова М.А. http://www.nachalka.com/network_projects  Логотип сайта Nachalka -  http://www.nachalka.com Рождественская Л.В. Создание интерактивной учебной э-среды для для формирования метапредметных умений учащихся  Рисунки и картинки, используемые в презентации: http://goo.gl/vDqQll Человечки http://1warezz.ru/1889-3d-figury-chelovechkov.html   / 2 2

Список используемой литературы и сетевых ресурсов для презентации

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. –

Режим доступа:  http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 / , свободный.

Критериальное оценивание О.Ф.Брыксина

Сайт учебного сетевого проекта

Полат Е.С, д.п.н., проф. , ИОСО РАО Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

Сайт Летописи, ru

Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века

Смирнова М.А. http://www.nachalka.com/network_projects

Логотип сайта Nachalka -  http://www.nachalka.com

Рождественская Л.В. Создание интерактивной учебной э-среды для для формирования метапредметных умений учащихся

Рисунки и картинки, используемые в презентации:

http://goo.gl/vDqQll

Человечки http://1warezz.ru/1889-3d-figury-chelovechkov.html

/ 2 2


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас