СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фрагмент урока по литературному чтению на тему В. Бианки «Мышонок Пик»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.   

Просмотр содержимого документа
«Фрагмент урока по литературному чтению на тему В. Бианки «Мышонок Пик»»

Тема: В. Бианки «Мышонок Пик», 2 класс.


Приём: "зигзаг-2".


Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.
Литература: сказка В.Бианки "Мышонок Пик" (глава "Постройка дома")

Автор: Бегункова О.В., учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани
Ход урока:

На стадии вызова можно предложить учащимся следующее задание:
Сделайте предположение, как может выглядеть домик маленького мышонка.
Учащиеся рисуют домики на небольших индивидуальных листах, сравнивают свои рисунки в команде, рисуют один рисунок на большом листе, затем проходит презентация.
Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи рисунков. Работа ведется индивидуально - в парах - в группах.

Смысловая стадия. Класс делится на 5 команд по 5 учеников в каждой команде - по количеству вопросов к тексту.

Вопросы могут быть следующими:

1. На какой остров попал Мышонок Пик?

2. Как Мышонок Пик строил себе дом?

3. Какой домик получился у Мышонка Пика?

4. Как Мышонок Пик устроил себе спаленку?

5. Для чего Мышонок Пик строил дом?

Каждый вопрос записан на карточке определенного цвета. Учащиеся берут по 1 вопросу, изучают текст рассказа в «родной» группе с целью найти ответ на свой вопрос, подчеркивают этот ответ в тексте, затем собираются при помощи цветовых карточек в «экспертные» группы, обсуждают, приходят к общему мнению.

На стадии размышления идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.

Вернувшись в «родную» группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят «родную» группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту. Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы последовательно отвечают на вопросы, дополняя друг друга.
Стадию размышления можно усилить творческим заданием. Например, попросив учеников вернуться к первоначальным рисункам - предположениям и нарисовать «новый» дом Мышонка Пика (Ученики рисуют, как выглядит дом мышонка, затем проходит презентация).

Зигзаг

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

  • анализировать текст совместно с другими людьми;

  • вести исследовательскую работу в группе;

  • доступно передавать информацию другому человеку;

  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Стратегия «Зигзаг» используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

 1. Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом.

2. Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов.

3. Стадия размышления: работа в группе «экспертов».

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Зигзаг 2, автор Славин. Этот прием применяется на текстах меньшего объема. В отличие от первого «Зигзага», текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы – вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!