Раздаточный материал:
конверты с буквами и словами;
разноцветные полоски
Оборудование: столы (3 штуки) стоят полукругом, 10 стульев,
Ход занятия:
Введение в занятие
Дети встают в круг.
Психолог:
-Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
-Уважаемые коллеги, меня зовут Татьяна Александровна. Я психолог в начальной школе. Сегодня вы увидите фрагмент занятия с одарёнными детьми «Маленькие умнички».
Психолог к детям:
- Предлагаю начать нашу работу со слов, которые помогут нам успешно провести занятие. Что бы вы хотели взять с собой?
(ваставляют вперёд руки )
Психолог:
-Хорошее настроение
Дети
-Успех
-Смелость
-Трудолюбие
-Удачу
-Умения
-Дружбу
Настрой на занятие (йоговская гимнастика)
Психолог:
- Предлагаю немного отдохнуть. Представьте такую ситуацию: Вы ложитесь спать.
«Заводим будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
«Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
А сейчас просыпаемся и приводим себя в порядок.
«Лепим личико» - проводят руками по краю лица.
«Лепим волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
«Лепим бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
«Лепим глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
«Лепим носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
«Лепим ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
«Лепим подбородок» - поглаживают подбородок.
«Рисуем носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик – жжик – жжик».
Произнесем все вместе: «Я хороший, добрый и умный», гладят себя по голове.
Упражнение «Головоломка»
Ход упражнения:
На доска размещены буквы.
Психолог: - Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, составьте из букв слово, которое и будет предметом нашего разговора – МЫШЛЕНИЕ.
СЛАЙД 1 «Развитие мышления»
Дети садятся на стулья.
Мини-лекция на тему «Как развить мышление?»
Психолог:
Когда вы что-то узнаете новое, вы начинаете о чем-то думать, размышлять. Еще древние греки говорили:СЛАЙД «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает». Умный человек может заранее предвидеть развитие некоторых событий.
- А для того чтобы стать умным, научиться четко мыслить и логично излагать свои мысли, нужно учиться, нужно развить свое мышление, и учитывать следующие рекомендации:
СЛАЙД 2 «Как развивать мышление?»
1. Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
2. Мышление начинается с вопросов.
Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
3. Способность сравнивать предметы или явления между собой - необходимое свойство мышления.
4. Игры на сообразительность, решение логических задач, головоломок, разгадывание загадок способствуют развитию мышления.
5. Мышление и речь неразрывны.
СЛАЙД
Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Психолог:
- Посмотрите на слайд и найдите среди предложенных картинок лишнюю.(4 картинки)
Упражнение «Соберите слова» (работа в группах)
Дети разбиваются методом жеребьевки (полоски зелёные и жёлтые) на две группы. Выберите капитана команды.
Психолог: - На парте лежат слова. В зависимости от лексического значения слов объедините их в группы.
Готовы- (поднимают руки)
-Проверьте себя (самопроверка) - (на слайде ответы)::
СЛАЙД
Профессии людей: учитель, строитель, тракторист, лётчик.
Инструменты рабочего : молоток, лопата, топор.
Музыкальные инструменты: гитара, рояль, баян, скрипка.
Спортивные игры: хоккей, теннис, шахматы.
Игра «Расскажем и покажем»
Психолог:
Хорошо поработали, а теперь отдохнём. Повторяйте за мной
Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
Руку правую – на плечо,
Руку левую – на бочок,
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую – на плечо,
Руку правую – на бочок.
Руки вверх, руки вниз,
И налево повернись.
Упражнение «Найдите пару» все вместе
В конвертах лежат слова. Соберите пары на стол посередине.
Подберите к каждому слову противоположное по значению (антоним)
СЛАЙД
Старт - финиш
Ласковый - грубый
Верх - низ
Прибавить - отнять
Длинный - короткий
Покупать - продавать
Медленно - быстро
Правда - ложь
Упражнение «Ищем ошибки»
Дети садятся на стулья
Психолог: - Я сейчас прочитаю рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу - хлопните в ладоши и исправьте мою ошибку.
Рассказ с нелопостями
Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА(собака) что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ(не бывает) заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА(залаяла), а заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО(не бывает), а собака за ним ПОЛЕЗЛА(не бываен). Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО(быстро). Тогда моя собачка стала копать норку, а в той норке жила ВОРОНА(не живёт в норе). Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА(побежала) дальше. А я отправилась вслед за ней. Захотелось тут мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ(рюкзак) два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ(бутербродов) я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА(поезда), значит, близко железная дорога.
Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ(лыжи), достала из ЧЕМОДАНА(рюкзака) деньги и купила билет. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА(поезда) и отправились в обратный путь.
Заключительный этап
Психолог:
- Вот и подошло наше занятие к концу.
Обсуждение
-Вам понравилось занятие?
-Сложно ли было выполнять задания?
СЛАЙД
Ритуал прощания
Психолог:
-Ребята встаньте в круг.
Протяните руки вперёд, давайте вместе попрощаемся
ДО-СВИ-ДА-НИ-Я.