Тема. Фразеологизмы. Фразеологические обороты
Цели:
Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;
Усвоение категориального признака фразеологического оборота – устойчивости; учить осознавать метафорический компонент фразеологизма, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам;
Обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;
Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;
Воспитывать интерес к занятиям через использование нестандартных заданий и приёмов.
Оборудование: карточки, картинки
Ход занятия
1. Организационный момент:
Мимическая гимнастика:
Прозвенел звонок
Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
Подготовка руки.
Запись даты.
2. Введение в тему занятия.
- Молодцы! Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.
3. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.
- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):
У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)
Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)
Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)
Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)
Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)
Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)
- Верно! Если бы мы разложили данные выражения на отдельные слова, то их смысл оказался бы совсем иным, чем тот, который вы предложили, то есть эти предложения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё предложение в целом. Такие предложения употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах.
- Соберите это понятие из отдельных букв, ориентируясь на цифровой код:
Карточки:
- Что такое “Фразеологизм”.
-Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением, устойчивые словосочетания”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.
4. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:
- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами. Объясните, когда так говорят. Запишите фразеологизмы в тетради.
У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(РУКАВИЦАХ)
Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги… (В РУКИ)
5. Работа по определению фразеологических оборотов.
Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).
1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.
6. Работа по подбору фразеологизмом (карточки).
Вместо точек вставь нужное слово.
Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); намылить ... (руки, шею, голову); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); ... соли съесть(пуд, фунт, килограмм); выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
7. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением (устно):
- Какие фразеологические обороты спрятались на картинках? Объясни их значение.
-А теперь самостоятельно определи какие фразеологические обороты нарисованы.
8. Физминутка
- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):
Голоден как …(ВОЛК)
Хитёр как … (ЛИСА)
Труслив как … (ЗАЯЦ)
Здоров как … (БЫК)
Надут как … (ИНДЮК)
Упрям как … (ОСЁЛ)
*9. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):
- Прочитайте фразеологизмы на карточках. Подберите к фразеологизму первого столбика:
1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы (синонимы)
2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы (антонимы)
*Лексическое упражнение «Замени фразеологический оборот словом-синонимом» (по карточкам).
Фразеологизм (предлагает педагог) | Слова-синонимы, которыми можно заменить данный фразеологизм (подбирают дети) |
Со всеми потрохами | Абсолютно, совсем, полностью |
Устроить овацию | Хлопать, аплодировать |
Уплетать за обе щеки | Аппетитно |
Носить на руках | Баловать, нежить, лелеять |
Во все глаза | Зорко, бдительно |
Гол как сокол | Бедный, нищий, убогий |
Бить баклуши | Бездельничать |
Как у Христа за пазухой | Беззаботно, беспечно |
Работать за спасибо (за так, за здорово живёшь) | Бесплатно, даром |
Хуже малого ребёнка | Беспомощный, слабый, бессильный |
Всё вверх дном | Беспорядок, неразбериха, кавардак, ералаш |
Как пить дать | Бесспорно, конечно, разумеется, естественно |
Без зазрения совести | Бесстыдство, наглость, бессовестность, нахальство, бесцеремонность, развязность |
| |
Фразеологизм | Слова-синонимы, которыми можно заменить данный фразеологизм |
Драть как сидорову козу | Бить, лупить, колотить, сечь, стегать |
Смотреть снизу вверх | Благоговеть, преклоняться, боготворить |
Быть наверху блаженства | Наслаждаться, нежиться |
Под, боком, рукой подать | Близко, рядом, недалеко, вблизи, по соседству |
Молочные реки, кисельные берега | Богатство, изобилие, довольство, обеспеченность |
Денег куры не клюют | Богатый, зажиточный, состоятельный |
Денежный мешок, новый русский | Богач, богатей, толстосум, миллионер |
Быть прикованным к постели, лежать пластом | Болеть, хворать, недомогать, занемочь |
Трусливый как заяц | Боязливый, пугливый, робкий, несмелый |
Глазом моргнуть не успеешь, со всех ног, на всех порах, одна нога здесь, другая там | Быстро, стремительно, скоро, живо, стремглав, моментально, мгновенно, мигом, молниеносно |
Не ровен час | Вдруг, внезапно, неожиданно |
Готов в огонь и воду | Верный, преданный, постоянный |
Быть на ножах | Враждовать |
| |
Фразеологизм | Слова-синонимы, которыми можно заменить данный фразеологизм |
Подложить свинью | Вредить |
Ноздря в ноздрю | Наравне, вровень |
Денно и нощно, испокон веку, до гробовой доски, до последнего дыхания, по гроб жизни | Всегда, вечно, когда угодно, неизменно |
Указать на дверь, дать по шапке | Выгнать, вытурить, прогнать, удалить |
Плод воображения, бабьи сказки | Выдумка, вымысел, фантазии, небыль |
Свести счёты, срывать зло, отплатить той же монетой, взять реванш | Выместить, отплатить, отомстить, расквитаться |
Выйти из положения | Выпутаться, вывернуться, выкрутиться |
Без сучка, без задоринки, как по маслу | Гладко, без затруднений |
Медвежий угол | Глушь, глухомань, трущоба, захолустье |
Класть зубы на полку | Голодать |
С пылу, с жару | Горячий |
Биться головой об стену, рвать на себе волосы | Горевать, тужить, печалиться, огорчаться |
С распростёртыми объятиями | Гостеприимно, радушно |
*Соедини стрелками фразеологизмы-антонимы.
одержать победу выбиться из сил
обратить внимание выйти из себя
приносить пользу входить в колею
взять себя в руки потерпеть поражение
выбиваться из колеи оставить без внимания
засучив рукава хоть пруд пруди
капля в море набраться сил
на скорую руку спустя рукава
лишиться чувств наносить вред
на совесть прийти в себя
10. Работа по определению значений фразеологических оборотов.
О каком человеке так говорят в народе?
Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна. Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.
11. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Работа на уровне предложений.
а). Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.
- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.
*б). Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
- Кирилл целый день бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас обманывает.
- Первого сентября Ульяна проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
12. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Формирование образной речи.
- Прочитайте текст. Запиши текст, заменив фразеологические обороты их значениями.
Мой друг.
Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
*-Запиши текст, заменив выделенные слова фразеологическими оборотами, подчеркни их.
После школьных уроков мы устали. На занятиях у логопеда мы сосредоточились. Работали, не отвлекаясь. Показали, что в нас развито чувство товарищества. Справка: не хлопая ушами, валились с ног, взяли себя в руки, чувство локтя. |
13. Итог занятия.
- О каких необычных предложениях мы сегодня говорили?
- Продолжите начатую мною фразу: “Фразеологизмы – это….”.
14. Пароль на выход.
Соедини стрелками фразеологизмы и их значения.
брать голыми руками дать по рукам валится из рук без устали из рук в руки как без рук не покладая рук мастер на все руки подать руку дать руку на отсечение | не работается легко одолеть проучить не клеится беспомощно непосредственно умелец поручиться помочь наказать |
локти кусать проглотить пилюлю каша в голове не в своей тарелке лаптем щи хлебать уписывать за обе щеки на мякине не проведёшь | беспорядок в мыслях не одурачишь сожалеть о непоправимом есть с большим аппетитом испытывать неудобство прозябать в невежестве терпеливо снести обиду |
*Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.
................................. носа не подточит | брать ....………………………….. за рога |
как…………... в воде | черная …………………………. пробежала |
делать из ……………………..... слона | куда Макар …………………... не гонял |
когда ......................... на горе свистнет | белая ......................................................... |
………………………………... на смех | …………………………... в овечьей шкуре |
как …………………………….. на сене | вертеться как …………………….. в колесе |
биться как ................................... об лед | как ...................................................... дробина |
как сонная ……………………………. | подложить ……………………………… |
……………………………….. отпущения | показать где ……………………….. зимуют |
стреляный ………………………………... | драть как ………………………………………. |
как ………………………………... в бочке | Как сидорову ……………………………….. |
как угорелая ............................................... | писать как .............................................. лапой |
пускать ………………………... в огород | не в………………………………….. ... корм |
делить шкуру неубитого .............................. | |