СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фразеологизмы. Фразеологические обороты

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеологизмы и фразеологические обороты.Крылатые Выражения

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Фразеологические обороты»

Тема. Фразеологизмы. Фразеологические обороты

Цели:

  • Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;

  • Усвоение категориального признака фразеологического оборота – устойчивости; учить осознавать метафорический компонент фразеологизма, подбирать синонимы и антонимы к фразеологизмам;

  • Обогащать пассивный и активный словарь учащихся фразеологизмами;

  • Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;

  • Воспитывать интерес к занятиям через использование нестандартных заданий и приёмов.

Оборудование: карточки, картинки

Ход занятия

1. Организационный момент:

Мимическая гимнастика:

Прозвенел звонок

Начинается урок!
Встаньте прямо.
Распрямитесь.
Удивитесь.
Рассердитесь.
Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

Подготовка руки.
Запись даты.

2. Введение в тему занятия.

- Молодцы! Не зная отдельных слов, нельзя понять, о чём говорится в предложении. Но, оказывается, есть предложения, смысл которых складывается не из значения отдельных слов, а только от их сочетания. И мы сегодня узнаем, как такие предложения называются.

3. Работа по теме. Введение понятия “фразеологизм”.

- Подумайте и кратко (одним словом) ответьте на вопрос: “О каком человеке говорят …” (предъявляется по очереди):

  • У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)

  • Он обведёт вокруг пальца кого-либо (ОБМАНЕТ)

  • Он ходит по струнке перед кем-то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)

  • Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)

  • Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)

  • Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)

- Верно! Если бы мы разложили данные выражения на отдельные слова, то их смысл оказался бы совсем иным, чем тот, который вы предложили, то есть эти предложения имеют не буквальное, а переносное значение. Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а всё предложение в целом. Такие предложения употребляются в постоянных, как бы навсегда застывших формах.

- Соберите это понятие из отдельных букв, ориентируясь на цифровой код:

Карточки:

- Что такое “Фразеологизм”.

-Фразеологизм иначе можно назвать “фразеологическим оборотом” или “крылатым выражением, устойчивые словосочетания”. Их нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи.

4. Подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз в стихотворении:

- Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами. Объясните, когда так говорят. Запишите фразеологизмы в тетради.

У маленького Паши
Ботинки просят….(КАШИ)

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда

В ежовых …(РУКАВИЦАХ)

Как много принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги… (В РУКИ)


5. Работа по определению фразеологических оборотов.

Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

6. Работа по подбору фразеологизмом (карточки).

Вместо точек вставь нужное слово.

Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); намылить ... (руки, шею, голову); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); ... соли съесть(пуд, фунт, килограмм); выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

7. Подбор фразеологизмов к картинкам с их прямым значением (устно):

- Какие фразеологические обороты спрятались на картинках? Объясни их значение.



-А теперь самостоятельно определи какие фразеологические обороты нарисованы.



8. Физминутка

- Закончите и изобразите фразеологизм (мимикой, движениями):

  • Голоден как …(ВОЛК)

  • Хитёр как … (ЛИСА)

  • Труслив как … (ЗАЯЦ)

  • Здоров как … (БЫК)

  • Надут как … (ИНДЮК)

  • Упрям как … (ОСЁЛ)

*9. Антонимы и синонимы среди фразеологизмов (работа в группах):

- Прочитайте фразеологизмы на карточках. Подберите к фразеологизму первого столбика:

1 группа – близкие по смыслу фразеологизмы (синонимы)

2 группа – противоположные по смыслу фразеологизмы (антонимы)

*Лексическое упражнение «Замени фразеологический оборот словом-синонимом» (по карточкам).

Фразеологизм (предлагает педагог)

Слова-синонимы, которыми можно заменить данный фразеологизм (подбирают дети)

Со всеми потрохами

Абсолютно, совсем, полностью

Устроить овацию

Хлопать, аплодировать

Уплетать за обе щеки

Аппетитно

Носить на руках

Баловать, нежить, лелеять

Во все глаза

Зорко, бдительно

Гол как сокол

Бедный, нищий, убогий

Бить баклуши

Бездельничать

Как у Христа за пазухой

Беззаботно, беспечно

Работать за спасибо (за так, за здорово живёшь)

Бесплатно, даром

Хуже малого ребёнка

Беспомощный, слабый, бессильный

Всё вверх дном

Беспорядок, неразбериха, кавардак, ералаш

Как пить дать

Бесспорно, конечно, разумеется, естественно

Без зазрения совести

Бесстыдство, наглость, бессовестность, нахальство, бесцеремонность, развязность



Фразеологизм

Слова-синонимы, которыми можно заменить данный фразеологизм

Драть как сидорову козу

Бить, лупить, колотить, сечь, стегать

Смотреть снизу вверх

Благоговеть, преклоняться, боготворить

Быть наверху блаженства

Наслаждаться, нежиться

Под, боком, рукой подать

Близко, рядом, недалеко, вблизи, по соседству

Молочные реки, кисельные берега

Богатство, изобилие, довольство, обеспеченность

Денег куры не клюют

Богатый, зажиточный, состоятельный

Денежный мешок, новый русский

Богач, богатей, толстосум, миллионер

Быть прикованным к постели, лежать пластом

Болеть, хворать, недомогать, занемочь

Трусливый как заяц

Боязливый, пугливый, робкий, несмелый

Глазом моргнуть не успеешь, со всех ног, на всех порах, одна нога здесь, другая там

Быстро, стремительно, скоро, живо, стремглав, моментально, мгновенно, мигом, молниеносно

Не ровен час

Вдруг, внезапно, неожиданно

Готов в огонь и воду

Верный, преданный, постоянный

Быть на ножах

Враждовать



Фразеологизм

Слова-синонимы, которыми можно заменить данный фразеологизм

Подложить свинью

Вредить

Ноздря в ноздрю

Наравне, вровень

Денно и нощно, испокон веку, до гробовой доски, до последнего дыхания, по гроб жизни

Всегда, вечно, когда угодно, неизменно

Указать на дверь, дать по шапке

Выгнать, вытурить, прогнать, удалить

Плод воображения, бабьи сказки

Выдумка, вымысел, фантазии, небыль

Свести счёты, срывать зло, отплатить той

же монетой, взять реванш

Выместить, отплатить, отомстить, расквитаться

Выйти из положения

Выпутаться, вывернуться, выкрутиться

Без сучка, без задоринки, как по маслу

Гладко, без затруднений

Медвежий угол

Глушь, глухомань, трущоба, захолустье

Класть зубы на полку

Голодать

С пылу, с жару

Горячий

Биться головой об стену, рвать на себе волосы

Горевать, тужить, печалиться, огорчаться

С распростёртыми объятиями

Гостеприимно, радушно

*Соедини стрелками фразеологизмы-антонимы.

одержать победу выбиться из сил

обратить внимание выйти из себя

приносить пользу входить в колею

взять себя в руки потерпеть поражение

выбиваться из колеи оставить без внимания

засучив рукава хоть пруд пруди

капля в море набраться сил

на скорую руку спустя рукава

лишиться чувств наносить вред

на совесть прийти в себя

10. Работа по определению значений фразеологических оборотов.

 О каком человеке так говорят в народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна. Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.

11. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Работа на уровне предложений.

а). Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

- Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
- Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
- Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
- Мы дружно работали сложа руки.
- Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
- У лягушки дух захватило от страшной высоты.
- Яшка сломя голову остановился.

*б). Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 

- Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
- Ира узнала, что поездка откладывается, и
загрустила.
- Кирилл целый день
бездельничал.
- Мы догадывались, что он нас
обманывает.
- Первого сентября Ульяна проснулась
очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

12. Упражнение в словоупотреблении фразеологизмов. Формирование образной речи.

- Прочитайте текст. Запиши текст, заменив фразеологические обороты их значениями.

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

*-Запиши текст, заменив выделенные слова фразеологическими оборотами, подчеркни их.

После школьных уроков мы устали. На занятиях у логопеда мы сосредоточились. Работали, не отвлекаясь. Показали, что в нас развито чувство товарищества.

Справка: не хлопая ушами, валились с ног, взяли себя в руки, чувство локтя.



13. Итог занятия.

- О каких необычных предложениях мы сегодня говорили?
- Продолжите начатую мною фразу: “Фразеологизмы – это….”.

14. Пароль на выход.

Соедини стрелками фразеологизмы и их значения.

брать голыми руками

дать по рукам

валится из рук

без устали

из рук в руки

как без рук

не покладая рук

мастер на все руки

подать руку

дать руку на отсечение

не работается

легко одолеть

проучить

не клеится

беспомощно

непосредственно

умелец

поручиться

помочь

наказать



локти кусать

проглотить пилюлю

каша в голове

не в своей тарелке

лаптем щи хлебать

уписывать за обе щеки

на мякине не проведёшь

беспорядок в мыслях

не одурачишь

сожалеть о непоправимом

есть с большим аппетитом

испытывать неудобство

прозябать в невежестве

терпеливо снести обиду

*Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.

................................. носа не подточит

брать ....………………………….. за рога

как…………... в воде

черная …………………………. пробежала

делать из ……………………..... слона

куда Макар …………………... не гонял

когда ......................... на горе свистнет

белая .........................................................

………………………………... на смех

…………………………... в овечьей шкуре

как …………………………….. на сене

вертеться как …………………….. в колесе

биться как ................................... об лед

как ...................................................... дробина

как сонная …………………………….

подложить ………………………………

……………………………….. отпущения

показать где ……………………….. зимуют

стреляный ………………………………...

драть как ……………………………………….

как ………………………………... в бочке

Как сидорову ………………………………..

как угорелая ...............................................

писать как .............................................. лапой

пускать ………………………... в огород

не в………………………………….. ... корм

делить шкуру неубитого ..............................




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!