СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Задачи:

Обучающие: 1) сформировать знания  о функциональных  возможностях дыхательной системы

                        2) научить приемам оказания первой помощи

                        3) обосновать значение тренировки дыхательных мышц

Развивающие:  1) продолжить формирование у учащихся УУД ( умение работать с учебным текстом, постановка целей, определение пути их достижения )

                          2) выработка коммуникативных и социальных компетенций              

( способность работать в парах постоянного состава, группах в интересах общей  цели)

                         3) развитие личностных компетенций (находить свое место в коллективной деятельности, исходя из интересов и способностей каждого, готовность познать и испытать себя в новой ситуации)

 Воспитательные:  воспитывать понятие значимости, ценности своего здоровья, необходимости его  сохранения, желания помочь в оказании помощи другим людям.

Валеологические: предупреждение утомляемости, профилактика нарушения осанки.

Просмотр содержимого документа
««Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».»


МБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. НАРЫШКИНО









Урок по теме:

«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».





Учитель Костина Н.М.





























Цель: расширение познавательной сферы ученика посредством изучения темы «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации».

Задачи:

Обучающие: 1) сформировать знания о функциональных возможностях дыхательной системы

2) научить приемам оказания первой помощи

3) обосновать значение тренировки дыхательных мышц

Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся УУД ( умение работать с учебным текстом, постановка целей, определение пути их достижения )

2) выработка коммуникативных и социальных компетенций

( способность работать в парах постоянного состава, группах в интересах общей цели)

3) развитие личностных компетенций (находить свое место в коллективной деятельности, исходя из интересов и способностей каждого, готовность познать и испытать себя в новой ситуации)

Воспитательные: воспитывать понятие значимости, ценности своего здоровья, необходимости его сохранения, желания помочь в оказании помощи другим людям.

Валеологические: предупреждение утомляемости, профилактика нарушения осанки.


Структура урока.


I.Ориентировочно- мотивационный этап.


«Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать». Я не случайно в качестве девиза нашего урока взяла слова великого немецкого поэта Гёте. Ведь то, о чем пойдет сегодня речь, необходимо знать каждому человеку. И не просто знать, а уметь применить свои знания в случае необходимости. Ведь от правильных ваших действий может зависеть жизнь человека.

II. Определение целей и задач, целеполагание с планированием конечного результата ( после урока вы сможете…),

Тема сегодняшнего урока «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Травмы органов дыхания. Приёмы реанимации». Давайте определим задачи урока:

  1. Познакомиться с функциональными возможностями организма.

  2. Выяснить какие бывают травмы органов дыхания и способы оказания первой помощи.

  3. Освоить приемы реанимации.

Мы также продолжим формирование общеучебных навыков работы с различными источниками информации, навыков продуктивного взаимодействия в парах и малых группах.

После урока вы

  1. Сможете: 1)дать определение понятия ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки

2)обосновать значение тренировки дыхательных мышц.

  1. Приобретете первичные навыки оказания первой помощи при травмах органов дыхания.

Записываем тему урока, д/з 1) § 29, 2)подготовка к зачету, 3) творческое задание


III. Актуализация знаний. Операционно-исполнительный этап.


  1. Предоставление новой информации

1.1. Экскурсия грудной клетки

Ребята, вы любите экскурсии? А что означает это слово? А знаете, в биологии слово экскурсия имеет и другой смысл.

- Давайте вспомним, что происходит с грудной клеткой при вдохе?

( ребра поднимаются, диафрагма опускается, увеличивается обхват и объем грудной клетки)

- Что происходит с грудной клеткой при выдохе? ( ребра опускаются, диафрагма поднимается и уменьшается обхват грудной клетки).

Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чтобы убедиться в том, что грудная клетка изменяет свой обхват во время вдоха-выдоха, мы проведем лабораторную работу «Измерение обхвата грудной клетки». Будем работать в парах. Откройте учебник на стр. 147, рабочую тетрадь стр. 48 № 117.Прочтите инструкцию. Каков порядок действий?

Измерьте обхват на вдохе и выдохе, внесите данные в таблицу и рассчитайте свою экскурсию. У взрослых в норме экскурсия составляет 6-9 см.

Экскурсия грудной клетки является показателем физического развития человека. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная клетка и легкие смогут набрать больше воздуха.


1.2. ЖЕЛ

Глубина дыхания определяется объемом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Вторым важным показателем физического развития человека является ЖЕЛ. Когда мы с вами дышим в спокойной обстановке, мы даже не замечаем. А сколько мы при этом вдыхаем и выдыхаем воздуха? Давайте проверим. У вас на столах лежат воздушные шарики. Сделайте спокойный вдох и выдохните в шарик, зафиксируйте его. При спокойном вдохе – выдохе в среднем человек вдыхает 0,5 л воздуха и столько же выдыхает. Если человек сделает самый глубокий вдох, а затем максимально выдохнет, то объем выдохнутого воздуха и составит ЖЕЛ. Из чего же она складывается? Как я уже сказала, при спокойном вдохе человек вдыхает 0,5 л воздуха. Это дыхательный объем. При этом возможности легких полностью не используются. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть при максимальном усилии еще около 1,5 л воздуха. Это дополнительный объем – резерв вдоха. После спокойного выдоха можно еще дополнительно выдохнуть около 1,5 л воздуха. Это резерв выдоха. Вот из этих показателей : дыхательного объема, резерва вдоха и резерва выдоха складывается ЖЕЛ. ( монтаж схемы)

- Что такое ЖЕЛ?

- Максимальное количество воздуха , которое можно выдохнуть после самого глубокого вдоха.

Но и после самого глубокого выдоха в легких остается некоторое количество воздуха. Это остаточный объем. Он равен примерно 1-1,2 л.

ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста, развития дыхательных мышц.

Дыхательные мышцы наиболее развиты у людей, занимающихся спортом. Нетренированный человек, пробежав несколько десятков метров, начинает усиленно дышать, хотя глубина дыхания у него почти не увеличивается из-за слабого развития дыхательных мышц. Его легкие не способны обеспечить интенсивно работающий организм необходимым количеством кислорода и своевременно удалить из него углекислый газ. А у человека , занимающегося спортом, вентиляция легких во время пробежки повышается не только от ускорения частоты дыхательных движений , но и вследствие увеличения их глубины. Вот почему важно заниматься спортом.

ЖЕЛ у детей 5-6 лет – 1,2 л, у женщин – 2,5-3,5л, у мужчин – 4,0-5,0 л, у спортсменов – 6-7 л. Измеряется с помощью прибора спирометра ( рис. учебника). Также ЖЕЛ можно рассчитать по формуле :

2,5 х рост – мужчины

1,9 х рост - женщины


ЖЕЛ может быть разной у одного и того же человека. В положении лежа она меньше, стоя – больше. Когда вы сидите за столом сгорбившись – меньше, а когда сядете правильно – больше. Поэтому важно следить за своей осанкой.

- Что является показателем здоровья человека?

  • Экскурсия грудной клетки

  • ЖЕЛ

1.3. Травмы органов дыхания

2. Индивидуальная работа

К сожалению, довольно часто случаются ситуации, когда у человека может остановиться дыхание. Например, при удушье, когда человек попадает под завал, получает электротравму, тонет, теряет сознание. Человеку надо срочно оказывать помощь. Как поступать в таких случаях, вы узнаете, изучив текст учебника на стр. 150-151. Мы воспользуемся приемом инсерт. Внимательно прочитайте текст и сделайте ваши пометки специальными значками.

- Кто нашел информацию известную для себя? ( порядок оказания помощи)

- Какая информация для вас оказалась новой? ( обсуждения порядка действий)

- Кто поставил значок «хочу спросить, требуется разъяснение»?

- А кто-нибудь поставил значок «думал иначе»?

  1. Работа в малых группах.


Задание для I группы: изучите текст, определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания, составьте памятку


Задание для II группы: изучите текст, определите правильную последовательность проведения непрямого массажа сердца, составьте памятку


Задание для III группы: изучите текст, составьте памятку по технике проведения сердечно-легочной реанимации, продемонстрировать на муляже


Задание для I V группы: определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания



4. Презентация работы в группах

1) Обсуждение

2)Презентация результатов – новый продукт (реализация построенного продукта)

5. Первичное закрепление
1)видеосюжет

2) техника безопасности ( положение рук, дезинфекция, основной принцип – не навреди)


IV. Рефлексивно-оценочный


Мы рассмотрели все вопросы сегодняшнего урока. Давайте подведем итог. Какие задачи мы сегодня перед собой ставили?


1.Познакомиться с функциональными возможностями организма.

2.Выяснить какие бывают травмы органов дыхания и способы оказания первой помощи.

3.Освоить приемы реанимации.


Смогли мы найти ответы на поставленные вопросы?

  • Что является показателем здоровья человека?

- Экскурсия грудной клетки

- ЖЕЛ

  • Какие бывают травмы органов дыхания?

  • Каково значение тренировки дыхательных мышц


  1. Тестирование

  2. Экран достижений ( сигнальные карточки)

V.Итог.

Наш урок подходит к концу. Мы вместе с вами прошли трудный путь от незнания к знанию. Вы показали себя внимательными, заинтересованными, способными самостоятельно открывать для себя новое, проводить исследования. Спасибо вам за совместную работу.

Нам в этом мире многое дано.

Расти, искать и ошибаться.

Но, главное, дано дышать,

Любить, найти и не сдаваться.


Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира. И от нас зависит каким он будет: солнечным, теплым или пасмурным и холодным. Каждому из вас я хочу подарить вот по такому маленькому солнышку. И если вам когда-то станет грустно, посмотрите на проблему с другой стороны – переверните солнышко и все у вас будет хорошо. Любите, ищите и не сдавайтесь.




























Приложение1.




Сердечно - легочная реанимация.


При проведении сердечно-легочной реанимации массаж сердца проводится параллельно с искусственным дыханием, так как только в этом случае циркулирующая кровь снабжается кислородом.

Реанимационные мероприятия могут проводить 1 или 2 человека.

  1. Кладут пострадавшего на спину

  2. Освобождают шею, грудь, живот пострадавшего от давящей одежды

  3. Под лопатки подкладывают валик из одежды

  4. Голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляли одну линию

  5. На рот кладут носовой платок

Если реанимацию проводят 2 человека: на 1 вдох-5 толчков грудины.

Если реанимацию проводит 1 человек: через каждые 15 толчков грудины ( 1 в секунду) производят 2 сильных вдоха



Задание для I группы: изучите текст, определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания, составьте памятку



Задание для II группы: изучите текст, определите правильную последовательность проведения непрямого массажа сердца, составьте памятку



Задание для III группы: изучите текст, составьте памятку по технике проведения сердечно-легочной реанимации, продемонстрировать на муляже



Задание для I V группы: определите правильную последовательность проведения искусственного дыхания


Приложение2.


Тесты.


1.Что является важным показателем дыхания

  1. ЖЕЛ

  2. интенсивность дыхания

  3. урежение сердцебиения

  4. усиление работы сердца


2. Как можно измерить ЖЕЛ

1) электрокардиографом

2) тонометром

3) спирометром

4) при помощи флюорографии


3. Как называется изменение объема грудной клетки при вдохе и выдохе

1) прогулкой грудной клетки

2) задержкой дыхания

3) экскурсией грудной клетки

4) раздвижением грудной клетки


4. На сколько должна смещаться грудная клетка при непрямом массаже сердца у взрослых

1) 1-2см 3) 6-7 см

2) 4-5 см 4) 7-8 см


5. В каком соотношении нужно проводить сердечно- легочную реанимацию, если работают 2 спасателя

1) 1:5 3) 2:7

2) 2:4 4)1:10





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!