СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Географическое положение Африки. История исследования материка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическое положение Африки. История исследования материка

Просмотр содержимого документа
«Урок "Географическое положение Африки. История исследования материка"»

урок по географии 7 класс

Учитель географии МОУ «СОШ №1. Г. Зеленокумска»

Турченко Ирина Владимировна

Тема урока «Географическое положение Африки. История исследования материка»

Цель: познакомить с физико – географическим положение Африки

-научить давать характеристику ФГП Африки используя алгоритм

-продолжить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты)

-прогнозировать влияние географического положения на особенности природы материка

-назвать имена исследователей материка и результаты их работ

-подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природа Африки.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение знаний об исследовании материка; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении географического положения материка, очертания его берегов; совершенствовать умения и навыки работы с картой

Развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь

Воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.

Регулятивные УУД:
∙ умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, 
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать 
достигнутые результаты;
∙ оценивать достижения на уроке.
∙ оценивать работу одноклассников.
∙ высказывать суждения, подтверждая их фактами.
∙ работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
Познавательные УУД:
∙ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, 
делать выводы
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах
Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к 
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому 
человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со 
сверстниками в процессе образовательной деятельности;
общественно полезной, учебно­-исследовательской, творческой деятельности;
- осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в 
определенной ситуации.
Оборудование: карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные карты, мультимедиа проектор. учебник Коринская В.А., Душина И.В. «География материков и океанов», раздаточный материал
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы и методические приемы:
1. Приемы критического мышления,

2. ИКТ - технология
3 . Проблемно – поисковая деятельность учащихся:
а) самостоятельная работа по инструктивным карточкам с атласом. 
б) урок-практикум

Ход урока

  1. Организационный: подготовка к изучению нового материала (актуализация знаний учащихся).

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

-Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!

На уроках географии в 7 классе Вы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке Вы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести «мозговой штурм» и проверить ваши знания. За правильный ответ и работу на уроке вы получаете карточку-Африку.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их на карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.


В предыдущей теме Вы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.

Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке Вы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк. 
План характеристики материка. 

  1. Физико-географическое положение материка. 

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые. 

  3. Климат. 

  4. Внутренние воды. 

  5. Почвы. 

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир. 

  7. Население. Хозяйственная деятельность. 

  8. Государства и столицы

Посмотрите, что стоит первым вопросом и почему?
Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. 
Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

Проблематизация, актуализация, мотивация. Выход на тему.

А) В VI веке до н.э. египетский фараон НЕХО поручил финикийцам изучить, велика ли страна Ливия. Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Ливию. Путешествие показало, что Ливия очень большая и со всех сторон окружена морями.

— О каком материке идет речь? (Африка)

Б) Посреди экватора,

В равном удалении.

Расположен материк,

Всем на удивленье.

Много рек, озер, пустынь,

Климат очень жаркий.

Так какой же материк будем изучать мы?

Ответ детей: Африка.

Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Определяют цель урока. Как вы думаете, о чём мы узнаем и чему научимся в ходе этого урока?

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы ,о нем обязательно можно будет сказать , что оно самое, самое…
Каждый материк имеет определение со словом самый.
Евразия – самый?...(большой).
Антарктида – самый?...( холодный).
Африка – самый?...(жаркий). 

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….
Слайд Африка – самый жаркий материк 

Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²) 

Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км) 

Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари 

Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С 

Самый древний
(Да! Ученые все больше склоняются к мысли о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

Самый большой по площади после Евразии 
Площадь S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) - ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ
А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км2
Итак, тема нашего урока. Африка. Географическое положение. Исследование.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Работа с учебником стр. 108

1. (Слово «Африка», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени Афригии, которое жило на севере материка)

Есть другое объяснение. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза, а на древней карте Эратосфена – Ливия.). 

Работа над темой.

Основная проблема урока.
Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ” 

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Используя опорные слова, попробуйте составить план описания ГП материка: экватор, северный тропик, южный тропик, нулевой меридиан, крайние точки, климатические пояса, омывающие моря и океаны, близко расположенные материки. (на доске в разноброд)

А сейчас мы все отправляемся в экспедицию. Задание – «проплыть» вокруг Африки и собрать сведения о ГП Африки. Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов.!!!

работая с планом (в технолог. Карте) №1 с.344 (в парах)+ работа с атласом и контурной карте!!!

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.

Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.

Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.

осточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Как можно определить протяженность материка?

Ответ. По масштабу и градусной сетке.

северная т. – м. (Эль – Рияд)

или Бен-Секка– 37° с. ш.;
южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш.
Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км)

Протяженность Африки север — юг: 
Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная, что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км. 

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10с.ш.
14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Вывод: От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий

Климатические пояса

Экваториальный 
Субэкваториальный 
Тропический
Субтропический
Высокие температуры весь год.

Вывод. Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

Положение материка по отношению к морям и океанам,

элементы береговой линии

Физкульт минутка

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им).
Работа в парах. Используя физическую карту Африки, нанесите на контурную

карту береговую линию, покажите заливы, проливы острова и на западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.
проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку

от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Баб- эль-Мандебский пролив 
Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан полуострова у

берегов Африки.

1.Средиземное море

2.Суэцкий канал

3. Красное море

4.Баб-эль-Мандерский пролив

5. Аденский залив

6.полуостров Сомали

7. Индийский океан

8 Мазамбикский пролив

9.о Мадагаскар

10.атлантический океан

11. гвинейский залив

12. Канарские острова

13.Гибралтарский пролив

Вывод. Береговая линия материка слабо изрезана.

Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.
На значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.


Теперь мы знаем, где располагается Африки. А какова история её открытия?

Работа в парах и технол. картой. Таблица «Кто? Когда? Что?» работа с учебником. Музыка фоновая африканская





Кто?

Когда?


Что?

Васко да Гама

1498 г.

Открыл морской путь в Индию. Определил очертания материка на юге.

Давид Ливингстон

середина XIX в.

Исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховье реки Конго, озера Ньяса.




Василий Юнкер

конец XIX в.

Изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Николай Иванович Вавилов

1926-1927

Описал более 6000 образцов культурных растений. Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

4. Подведение итогов
Сегодня мы с вами совершили путешествие по Африке. Многое узнали о материке

Рефлексия контур Африки

  • Было интересно…

  • Было трудно …

  • Я научился …

  • У меня получилось …

  • меня удивило …

  • В чем мне это пригодится …

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Организация домашнего задания.

Завершить работу на контурной карте

Пожеланию д/з.

  1. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и

  2. Составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!