СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные после шипящих в разных частях слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Дата: «___»___________

      Класс: 5 класс        

Тема:  ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цель:   формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

- повторить правописание слов с шипящей на конце;

- развить критическое мышление;

- воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

Тип урока: комбинированный

Технология: ТКМ

Метод: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

Форма работы: групповая

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! ( Учащиеся приветствую друг друга добрыми словами)

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга  добрыми словами!

Ученики: Приветствуют друг друга, говоря добрые слова или пожелания.

  1. Стадия « вызов»                                                         Прием: «Кластер»

Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже не первый урок работаем с какой частью речи?

Ученики: Мы работаем с глаголом.

Учитель: Ребята, а давайте мы  с вами составим кластер по части речи – глагол.

Ученики: Выходят к доске, вспоминая материал о глаголе и записывая  его на доске в виде кластера.

 Учитель: Глагол  это?

Ученики: Глагол - часть речи.

Учитель: Самостоятельная или служебная?

Ученики:     Глагол - это самостоятельная часть речи

Учитель: Какие морфологические признаки есть у глагола?

Ученики: Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет 1л.,2л.,3.,; I и II спряжение; в предложении является сказуемым; 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее, будущее время делится на простое и сложное…и.т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! Немного вспомнили о глаголе как части речи…

                    Учитель:  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

                    Ученики: Открывают тетради, записывают число, классная работа.

                                  Глагол

 

 

 

  •  

Учитель: Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

  1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.

 

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.

 

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

 

Б) Проверка  и обобщение

Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово ( грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем , у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем .

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

Учитель: Вторая группа готова?

Ученики: Готова!

 

Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

Ученики: Читают задание к карточке. У нас  были существительные  м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

Учитель: 3 группа , прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное ( полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.

 

В) Частично-посковый метод

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце  имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

Ученики:  Это глагол. ( У учащихся могут быть и ошибочные  версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать : « Может,  кто думает  иначе?»)

Учитель: Правильно , ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив  определенное задание.

Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч.                                                               Мн.ч.

1  л. сижу                                                   1 л. сидим

2 л.____________                                      2 л. сидите

3 л. сидит                                                  3 л. сидят

 

 Ед.ч.                                                               Мн.ч.

1  л. смотрю                                                  1 л. смотрим

2 л.____________                                          2 л. смотрите

3 л. смотрит                                                 3 л. смотрят

 

 Ед.ч.                                                               Мн.ч.

1  л. иду                                               1 л. идем

2 л.____________                              2 л. идете

3 л. идет                                             3 л. идут

Учитель: Выполнив задание,  кто-нибудь может  мне  сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

Ученики: Высказывают свое мнение ( Мнение может быть ошибочным, а может и правильным)

     Учитель: Давайте ребята проверим, не ошибочно ли наше мнение о написании Ь в глагольных формах?

     Ученики: Знакомятся с учебной статьей §89  стр.244

 

III. Стадия «осмысление»

А)Учитель: Ребята, всем ли понятно правило?

- В каких формах мы пишем мягкий знак?

Ученики: Мягкий знак мы пишем  у глаголов 2 лица, ед.ч.

 Учитель: Правильно! Давайте теперь посмотрим насколько вы усвоили новый материал.

 Итак, задание: Даны пословицы .В пословицах подчеркните все  глаголы, определите лицо, число глаголов. Оставьте лишь те пословицы, в которых глаголы использованы во 2м лице, ед.ч. У глаголов 2го лица, ед.ч. определите спряжение, выделите окончание. Оставшиеся пословицы прочитать вслух, объяснив их  смысл.

 1.Землю красит солнце, а человека - труд.

2.Труд кормит, а лень портит.

3.Кто мало говорит, тот больше делает.

4.Поспешишь - людей насмешишь.

5.Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

6.Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Ученики: Учащиеся внимательно читают пословицы, поэтапно выполняя все задания ( Выделяют глаголы, определяют спряжение, лицо, выбирают из всех глаголов лишь те, которые 2 лица,,ед.ч.)

Б) Беседа о смысле пословиц ( воспитательная задача)

 

В) Прием « Лови ошибку»

Учитель: Вам даны пословицы, которые нужно собрать,  и поставить глаголы в нужную форму.

Ученики: Начинают активно, вместе с группой, работать над поиском начала и конца пословиц, а так же корректируя глаголы в глаголы  2 лица ед.ч. ( Упражнение 665)

Поищешь – (найти ), захочешь – (добиться).

До пота ( поработать) – с аппетитом ( полопать).

Рано ( встать) – солнце навстречу, поздно (встать) – ночь навстречу.

Что (наработать), то и (заработать).

 

III.Стадия «Рефлексии»     Прием:   ЗУХ

Учитель: Что вам было известно о глаголе?

Ученики: Мы знали, что глагол это самостоятельная часть речи

- Отвечает на вопросы что делать? что сделать

- Имеет I  и II спряжение, 1,2,3 лицо.

- 3 времени: прошедшее,  настоящее, будущее( простое и сложное)

  Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: Мы узнали о написании Ь в  глагольных формах после шипящих.

Учитель: Что вы хотели бы узнать?

Ученики: Что такое наклонение? ( У учащихся могут возникнуть множество вопросов, на которые можно дать ответ : « Мы обязательно с этим познакомимся в 6 классе. и.т.д)

Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание §89, упражнение 667.

  • Расскажите, помогаете ли вы маме, папе, бабушке, дедушке. Используйте в рассказе глаголы в форме 2 лица единственного числа.

  «Острова»

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке! Молодцы! Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У меня на столе стикеры, приклейте определенный стикер к тому острову, на котором вы сегодня находились.

Ученики: Приклеивают стикеры к островам, расположенным на доске, тем самым самостоятельно оценивая свою работу на уроке.

 ( Учащиеся клеят стикеры на тот остров, где они находились на уроке)

Остров понимания

 

Остров осмысления

 

Остров непонимания

 

 

Остров усвоения

 

Остров непонимания

 

 

Остров усвоения

 

Остров понимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.

 

 

1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.

 

1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.

 

Поищешь – (найти ),     захочешь – (добиться).

До пота ( поработать) –              с аппетитом ( полопать).

Рано ( встать) – солнце навстречу,            поздно (встать) – ночь навстречу.

Что (наработать),                           то и (заработать).

 

 

  1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Просмотр содержимого документа
«Гласные после шипящих в разных частях слова»


Дата: «___»___________

Класс: 5 класс

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Цель: формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

- повторить правописание слов с шипящей на конце;

- развить критическое мышление;

- воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

Тип урока: комбинированный

Технология: ТКМ

Метод: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

Форма работы: групповая

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! ( Учащиеся приветствую друг друга добрыми словами)

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга добрыми словами!

Ученики: Приветствуют друг друга, говоря добрые слова или пожелания.

  1. Стадия « вызов» Прием: «Кластер»

Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже не первый урок работаем с какой частью речи?

Ученики: Мы работаем с глаголом.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами составим кластер по части речи – глагол.

Ученики: Выходят к доске, вспоминая материал о глаголе и записывая его на доске в виде кластера.

Учитель: Глагол это?

Ученики: Глагол - часть речи.

Учитель: Самостоятельная или служебная?

Ученики: Глагол - это самостоятельная часть речи

Учитель: Какие морфологические признаки есть у глагола?

Ученики: Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Имеет 1л.,2л.,3.,; I и II спряжение; в предложении является сказуемым; 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее, будущее время делится на простое и сложное…и.т.д.

Учитель: Молодцы, ребята! Немного вспомнили о глаголе как части речи…

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ученики: Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Глагол



А) Работа в группах

Учитель: Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.


2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.


3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

Б) Проверка и обобщение

Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово ( грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем , у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем .

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

Учитель: Вторая группа готова?

Ученики: Готова!


Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

Учитель: 3 группа , прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное ( полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.


В) Частично-посковый метод

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

Ученики: Это глагол. ( У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать : « Может, кто думает иначе?»)

Учитель: Правильно , ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.

Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят


Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

Ученики: Высказывают свое мнение ( Мнение может быть ошибочным, а может и правильным)

Учитель: Давайте ребята проверим, не ошибочно ли наше мнение о написании Ь в глагольных формах?

Ученики: Знакомятся с учебной статьей §89 стр.244


III. Стадия «осмысление»

А)Учитель: Ребята, всем ли понятно правило?

- В каких формах мы пишем мягкий знак?

Ученики: Мягкий знак мы пишем у глаголов 2 лица, ед.ч.

Учитель: Правильно! Давайте теперь посмотрим насколько вы усвоили новый материал.

Итак, задание: Даны пословицы .В пословицах подчеркните все глаголы, определите лицо, число глаголов. Оставьте лишь те пословицы, в которых глаголы использованы во 2м лице, ед.ч. У глаголов 2го лица, ед.ч. определите спряжение, выделите окончание. Оставшиеся пословицы прочитать вслух, объяснив их смысл.

1.Землю красит солнце, а человека - труд.

2.Труд кормит, а лень портит.

3.Кто мало говорит, тот больше делает.

4.Поспешишь - людей насмешишь.

5.Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

6.Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Ученики: Учащиеся внимательно читают пословицы, поэтапно выполняя все задания ( Выделяют глаголы, определяют спряжение, лицо, выбирают из всех глаголов лишь те, которые 2 лица,,ед.ч.)

Б) Беседа о смысле пословиц ( воспитательная задача)


В) Прием « Лови ошибку»

Учитель: Вам даны пословицы, которые нужно собрать, и поставить глаголы в нужную форму.

Ученики: Начинают активно, вместе с группой, работать над поиском начала и конца пословиц, а так же корректируя глаголы в глаголы 2 лица ед.ч. ( Упражнение 665)

Поищешь – (найти ), захочешь – (добиться).

До пота ( поработать) – с аппетитом ( полопать).

Рано ( встать) – солнце навстречу, поздно (встать) – ночь навстречу.

Что (наработать), то и (заработать).


III.Стадия «Рефлексии» Прием: ЗУХ

Учитель: Что вам было известно о глаголе?

Ученики: Мы знали, что глагол это самостоятельная часть речи

- Отвечает на вопросы что делать? что сделать

- Имеет I и II спряжение, 1,2,3 лицо.

- 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее( простое и сложное)

Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: Мы узнали о написании Ь в глагольных формах после шипящих.

Учитель: Что вы хотели бы узнать?

Ученики: Что такое наклонение? ( У учащихся могут возникнуть множество вопросов, на которые можно дать ответ : « Мы обязательно с этим познакомимся в 6 классе. и.т.д)

Домашнее задание

Учитель: Откройте дневники, запишите домашнее задание §89, упражнение 667.

  • Расскажите, помогаете ли вы маме, папе, бабушке, дедушке. Используйте в рассказе глаголы в форме 2 лица единственного числа.

«Острова»

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке! Молодцы! Я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. У меня на столе стикеры, приклейте определенный стикер к тому острову, на котором вы сегодня находились.

Ученики: Приклеивают стикеры к островам, расположенным на доске, тем самым самостоятельно оценивая свою работу на уроке.

( Учащиеся клеят стикеры на тот остров, где они находились на уроке)

Остров понимания


Остров непонимания




Остров усвоения








Остров осмысления






Остров непонимания




Остров усвоения





Остров понимания











1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.



1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.


1. Днем раньше посеешь, неделей раньше пожнешь.

2.Труд кормит, а лень портит.

3. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

4. Кто мало говорит, тот больше делает.

5. Землю красит солнце, а человека - труд.

6. Поспешишь - людей насмешишь.



Поищешь – (найти ), захочешь – (добиться).

До пота ( поработать) – с аппетитом ( полопать).

Рано ( встать) – солнце навстречу, поздно (встать) – ночь навстречу.

Что (наработать), то и (заработать).





1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.



2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.



3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!