СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главный герой сказки Бориса Заходера «История гусеницы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итог урока - групповая работа, когда ребята рассказывают эпизоды из сказки и показывают свои рисунки.

 

Просмотр содержимого документа
«Главный герой сказки Бориса Заходера «История гусеницы»»

Урок литературного чтения в  3 классе МБОУ СОШ 11



провела учитель 3Д класса Шклярова Надежда Валентиновна


Тема: Главный герой сказки Бориса Заходера «История гусеницы»


Цель: 

  • формирование представления о главном герое сказки Бориса Заходера «История гусеницы»,

  • развитие фантазии, интереса к чтению, к познанию окружающего мира , к различным явлениям природы,

  • воспитание положительны качеств личности, умение работать в группе,

Задачи:

  1. дать определение - главный герой сказки

  2. учить работать в группе, предлагать свой вариант ответа, обосновывать свою точку зрения,

  3. развивать умение ориентироваться в тексте, длить его на части, озаглавливать их,

             

Ход урока


Учитель: Ребята сегодня вы дочитали сказку до конца. И если вы читали внимательно, то можете ответить на вопрос: кто является героем данной сказки?

Дети: Гусеница.

Учитель: А почему? Она что совершила подвиг?

Скажите, кого мы можем назвать героем, и «Как рождается герой» ?

Попробуйте дать своё определение слову «Герой» или обратитесь к толковому словарю.

  1. Герой- это человек, совершивший подвиг.

  2. Герой – это главное действующее лицо произведения.

Так что мы можем сказать о гусенице? Она совершила подвиг или является главным героем данной сказки?

Учитель: Какова же цель нашего урока? Выяснить, кто такой сказочный герой и что для него характерно?


Работа в группах: Мы с вами сегодня будем исследователями сказок. Какие качества необходимы исследователям? Умение внимательно читать и вчитываться, умение слушать других, старание, трудолюбие, умение делать выводы, давать полные ответы.


Выберите в группе ответственного, того, кто будет представлять результаты исследования.



Учитель; Ребята, вспомните, какими характерными чертами обладают герои народных сказок? Разберем их качества на примере прочитанных ранее сказок.

Дети приводят примеры разных героев: Солдат из сказки Каша из топора, мужик из сказки Волшебный кафтан, лиса из сказки Два жадных медвежонка, другие.

Дети:

  1. Настоящий герой преодолевает все препятствия, которые встречаются ему на пути.

  2. Главный герой проявляет находчивость, ловкость, он трудолюбив и умён. Но бывает хитрым, глупым, непослушным и беззаботным.

  3. Справившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.



Учитель: Выясним, характерны ли для Гусеницы черты «сказочного героя»?

Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка.

- Результатом вашей работы станет подтверждение или опровержение гипотезы. «Главный персонаж сказки Б.Заходера - «настоящий герой сказки»?

- Каждая группа будет работать по плану.



План работы.

  1. Перечитать отрывок из сказки Бориса Заходера.

  2. Обсудить проблемный вопрос и дать на него ответ.

  3. Подготовить выразительное чтение текста и рисунок, соответствующий этой части.



Музыкальная физминутка: звучит музыка, ребята выполняют танцевальные движения.

Учитель: А сейчас мы выслушаем отчеты представителей групп.

1 группа. Ребята показывают свой рисунок, зачитывают отрывок из сказки и отвечают на вопросы детей из других групп.

- Почему Скворушка не съел Гусеницу, где она оказалась после полёта со Скворушкой? (На ели).

- О чём по-прежнему думает Гусеница? (О крапиве).

- Какое желание появилось у Гусеницы после разговора с Жуком? (Желание иметь крылья, как у жука.)

- Грозила ли Гусенице серьёзная опасность?

2 группа. Учащиеся показывают свой рисунок, зачитывают отрывок из сказки и отвечают на вопросы детей из других групп.

- Почему Гусенице хотелось иметь крылья? (Гусеницу интересует не только еда, ей хочется услышать красивое пение птиц, ее душа тянется к прекрасному. Говоря словами Лесного Клопа, у Гусеницы появились «духовные интересы», чтобы снова увидеть небо, и речку, и луг, и лес…).

- Можем ли мы утверждать, что в Гусенице произошли серьёзные изменения? (С наступлением осени Гусеница сильно изменилась, ее интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире).

- Какие трудности преодолела Гусеница, чтобы вернуться в родной сад? ( Ей пришлось удержаться на шелковинке, а затем совершить долгое путешествие по стволу елки вниз.)

3 группа. Ребята показывают свой рисунок, зачитывают отрывок из сказки и отвечают на вопросы детей из других групп.

- Какие превращения произошли с Гусеницей? (она сначала превратилась в кокон, а потом в Бабочку)

- Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь? (нет)

- Изменился ли характер (поведение и речь) Гусеницы после её превращения в Бабочку? (Да. То, что характер Гусеницы изменился после ее превращения в Бабочку, видно из того, как вежливо она теперь разговаривает. В ней нет уже прежней резкости суждений и самоуверенности. У нее совсем другие желания. Теперь, превратившись в Бабочку, она говорит: «У меня есть крылья! Крылья! Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всем на свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?»)

- Для чего же нужны крылья, с точки зрения Бабочки? (Можно летать куда угодно и любоваться всем на свете).

- Какой возвращается Гусеница домой? Можем ли мы утверждать, что Гусеница возвращается домой поумневшей? (Да. Раньше Гусеница мечтала съесть как можно больше крапивы и думала, что крылья понадобятся ей именно для этого. А сейчас она поумнела)

- Какой вывод можем сделать? (Гусеницу можно назвать сказочным героем, так как для неё характерны все черты «сказочного героя»).


Учитель: Подведём итог урока. Вспомните, какую задачу мы должны были решить на этом уроке?

- Решили мы эту задачу?

Дети: Да. Гусеница в авторской сказке Заходера является настоящим героем. 



Учитель: А сейчас мы отправляемся в путешествие по окружающему миру. Посмотрим презентацию «Превращение гусеницы в бабочку».

Вопросы детям:

  • В какое время года началась эта история? Сколь­ко времени длится эта история? (Началась история весной, продолжалась все лето, а сейчас осень, значит, эта история длится несколько месяцев.)

  • В какое время года началось превращение Гусеницы в куколку? (поздней осенью)

  • А в какое время куколка превратилась в Бабочку? (весной)

  • Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.)



Музыка «Полёт бабочки».

Дети закрывают глаза и представляют себя бабочками.

Учитель: Гусеница дождалась, когда ее мечта исполнится, она стала бабочкой. А какие результаты у вас

Ответы детей:

  • Сегодня на уроке я: смог (ла) …

  • Больше всего мне понравилось, как отвечал (а) …

  • Мне хочется сказать спасибо …

Учитель: Сегодня хорошо работали ребята всех групп: читали, рисовали, отвечали на вопросы и получили отметки …(Называет оценки).

Домашнее задание: Пофантазировать,  придумать свою сказку.

 Учитель: В заключение урока хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Желаю вам расти добрыми, отзывчивыми и наблюдательными  людьми. Любуйтесь красотой окружающего мира!

Урок окончен.




Приложение:


Фото работы групп










Рисунки групп:








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!