Урок по географии в 6 классе
учителя географии высшей квалификационной
категории Линник Натальи Николаевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей № 9 «Олимп» города Зугрэса»
Градусная сетка Земли
Конспект урока по географии,
составленный с учётом реализации системно-деятельностного подхода
Цель: сформировать представление о параллелях и меридианах и их свойствах, значении градусной сетки.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия меридианы, параллели, градусная сетка, нулевая параллель, нулевой меридиан; продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации, начать подготовку к изучению материала о географических координатах.
Развивающие: развить умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе и карте. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: оценить значение знаний и умений определять направления по глобусу и карте.
Планируемые результаты:
Личностные: овладение географическими знаниями, умениями и навыками, их применение в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные: самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы; сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов; овладение навыками определения направлений по карте и глобусу.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознание ценности географической карты в жизни и хозяйственной деятельности населения; раскрыть значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: давать определение понятиям параллели, меридианы, градусная сетка, экватор; выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки, определять направления по карте и глобусу; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельный анализ, умение слушать другого.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Формы работы учащихся: ответы на вопросы, индивидуальная, заполнение таблицы, работа с картой полушарий.
Техническое оборудование: глобус, атлас, физическая карта полушарий, презентация, учебный фильм.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организация на урок. | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Усаживание и пояснение карт на парте: проверка д.з и таблица нового материала. Атласы. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. Повернитесь друг к другу лицом, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи |
2 | Актуализация темы. | Формулирует вопросы, корректируетответы, побуждает учащихся к диалогу. Кто из вас умеет играть в шахматы? Можете назвать точное местонахождение фигуры? Как? Точно так же люди решили поступить и с Землей. Что же придумали люди для того, чтоб определить адрес любого земного объекта? Предлагает сформулировать учащимся тему урока. Для изучения новой темы нам необходимо использовать карту полушарий. | Высказывают предположения на поставленные вопросы Слушают и дополняют ответы одноклассников Формулируют название темы урока. Работа с картой настенной и в атласе. Где расположено название карты? Какой масштаб карты? Где расположена легенда карты? Каким способом даётся информация? |
|
|
3 | Проверка домашнего задания. | Учитель задаёт вопросы и побуждает учащихся к беседе. | Открывают §14 учебника Отвечают на вопросы: Чем отличаются географические карты от плана местности? Где местность изображена более подробно? Где более крупнее масштаб? Что обозначают цвета на плане местности и на карте? Отвечают на 1-5 вопросы на карточке. Взаимопроверка. |
4 | Физкультминутка | Учитель называет элементы карты и плана местности. Зона кустарников, вулкан Килиманджаро, смешанный лес, деревянный мост, Атлантический океан, Евразия, школа, родник, экватор, дом лесника. | Если это на плане местности, то учащиеся хлопают. Если карты – не двигаются. |
| Изучение нового материала | Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа. Посмотрите на этот глобус. Чем он отличается от обычного глобуса? Как вы думаете, что это за линии? А можно ли их увидеть, если смотреть из космоса? Подводит к выводу: на географические карты и глобус человек нанес воображаемые линии. | Формулируют высказывания. слушают высказывания одноклассников. |
| Задает вопросы-переход к изучению нового материала. Давайте посмотрим на глобус и ответим на вопросы: - что такое полюс? - как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? Подводит к выводу, что на географич карте и глобусе есть – параллели и меридианы. | Предлагают свои варианты определений. . Принимают участие в диалоге с учителем. Фиксируют в тетрадях новые термины. Находят и показываютна глобусе и картах экватор, полюса. |
| Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Знакомит с планом характеристики параллелей. Дает характеристику вместе с классом - дайте определение параллели - в какие стороны горизонта они направлены? - найдите параллели на глобусе и на карте и определите, одинаковы ли они по длине? - какова величина экватора в градусах? - на какие полушария экватор делит Землю? - чему равно расстояние в градусах от экватора до полюсов. - чему равна широта полюсов в градусах? - что происходит с длиной параллелей при движении от экватора к полюсам? | По ходу урока заполняют таблицу: «Сравнительная характеристика градусной сетки» . Анализируют текст и выбирают необходимые сведения . Находят и показываютна глобусе и картах параллели и меридианы. . Принимают участие в диалоге с учителем. |
| Формулирует задания для учеников «Дать характеристику меридианам» по плану в сравнении с параллелями корректирует их работу. Проверяет заполнение таблицы «Сравнительная характеристика градусной сетки». | Самостоятельно анализируют текст и выбирают необходимые сведения Демонстрируют результат своей работы. Обмениваются полученной информацией |
5. | Практикум | 1.Проверка следующих 5 вопросов и подведение итога. 2. Предлагает прикрепить на карту номер параллели или меридиана 3. Решение задачи | Выполняют следующие 5 вопросов. Учащийся проговаривает задание и прикрепляет к карте. |
5. | Рефлексия (итог урока). | Микрофон . - Что нового вы узнали сегодня? - Как вы считаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Понравился ли сегодняшний урок и чем? Подводит итоги урока. | Демонстрируют знания Высказывают свои предположения, применяя полученные знания |
6. | Домашнее задание. | Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание -§15 | Записывают домашнее задание в дневник. |