Доклад к выступлению на августовское совещание
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ №2 п. Усть – Камчатск»
31.08.2022
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
на уроках истории и обществознания
На протяжении более двух десятилетий проведения реформ в нашей стране и, в частности, в системе образования многие факты нашей истории получили новую интерпретацию. То, чем гордились многие поколения наших соотечественников – победы в войнах, освоение новых территорий, деятельность великих полководцев, подвиги героев – стало рассматриваться исключительно с критических позиций. Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Патриотизм стал считаться отжившей ценностью, мешающей строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов. Произошла резкая переоценка ценностей, прежде всего, моральных, изменилась мотивация деятельности, отношение к труду, к своей роли в обществе в истории своей страны. Болезненными для общества проблемами стали: растущая популярность националистических и шовинистических идей и идеологий в молодежной среде; преступность, алкоголизм и наркомания; рост числа молодежных организаций откровенно фашистской ориентации. Российское общество оказалось тяжело больным. Спасти его могла только национальная идея, благодаря, которой общество могло бы объединиться. Долго власти искали эту идею и, наконец, нашли. Вернее поняли, что для русского человека патриотизм является его характерной чертой, и только прививая молодым людям любовь к Родине, гордость за свой народ, можно спасти нацию. Россия всегда славилась своими верными сынами, людьми чести и достоинства, которые на первое место ставили и ставят интересы России. Эти люди всегда были примером для подражания. Сегодня уже есть надежда на возрождение нашей Родины. Россия, наконец, вспоминает свою национальную культуру, свою историю, чтобы осмыслить, познать и понять себя, раскрыть душу разумному, доброму. Жизнь показала, что ценности, на которых воспитывается народ, нельзя исключать из воспитательного процесса. Без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. Сегодня государство заговорило о необходимости вернуть в образование важную составляющую воспитательной работы – патриотизм, основу которой должны составлять общечеловеческие ценности, нормы и традиции, представленные в такой форме, которая бы не подавляла, а наоборот оттеняла богатство собственной культуры каждого народа.
Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших подростков, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов. Уроки истории и обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учеников, благодатный материал для чего дает изучение истории России.
Каждый период истории России драматичен и напряжен. Задача на уроках отечественной истории - раскрыть и донести до сознания школьника преемственную связь времен и народов, поколений, связь между прошлым, настоящим и будущим. Научить патриотизму невозможно, но преподаватель должен и обязан создать все предпосылки для его формирования. На уроках истории и обществознании есть все возможности для реализации данного требования. Школьникам можно предложить написать эссе, сочинения, диспуты на следующие темы: «Выдающиеся личности в истории моей страны», «Герои России», «Герои локальных конфликтов», «Наши земляки в Великой отечественной войне» и многие другие. Просмотр кинофильмов о войне: «Брестская крепость», «Сталинград», «Мы из будущего», «Снайпер» и другие, также способствует осознанию героизма и мужества наших дедов и отцов.
Большую роль в деле патриотического воспитания молодежи играют уроки героического прошлого наших предков. Изучая тему «Россия на рубеже XVI-XVII вв.» урок «Смута в Российском государстве» посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Учащиеся подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. Ученики знакомятся с историческими личностями смутного времени, выступают с сообщениями об их подвиге и судьбе.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года», Великая Отечественная война и другие. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Жукова, Малиновского, Говорова, Конева, Рокоссовского и других. Формированию патриотизма способствуют внеклассные мероприятия на исторические и обществоведческие темы такие как: конкурс «Русский солдат умом и силой богат», викторина «Величайшая в истории Победа» о событиях и героях Великой Отечественной войны, беседа «Молодые герои победы. Аргунское ущелье» (о героях участниках Чеченской войны). Давайте будем говорить о нынешних героях СВО.
Так же способствуют гражданскому воспитанию уроки обществознания. Дискуссии по актуальным проблемам действительности: «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи», «Молодёжные субкультуры». Деловые игры «Основной закон государства» «Выборы», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Моя родословная», «Если бы я был президентом…» и многое другое.
В своей работе на уроке по патриотическому воспитанию использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы школьники смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам, я постоянно включаю этот материал в свою работу на уроках истории, так как растить гражданина нужно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего посёлка, района. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.