СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая форма работы на уроках русского языка как средство развития коммуникативных УУД

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках русского языка является, на мой взгляд, организация  групповой деятельности, где ребенок вооружается навыками самостоятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения.

Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы на уроках русского языка как средство развития коммуникативных УУД»

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»









Обобщение педагогического опыта

Групповая форма работы на уроках русского языка как средство развития коммуникативных УУД





Автор опыта:

Гущина Тамара Кузьминична,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»







с. Плешаново

2018-2019 учебный год





Содержание

 

1.     Условия возникновения опыта. Актуальность темы.

       2. Теоретико-практические основы опыта.

3. Технология работы.

4.Результативность.

5.Перспективы использования опыта в массовой практике.

6.    Приложения.                                                                       

 

 

 

 






















  Условия возникновения опыта. Актуальность темы.


Наше время – время перемен. Очень важно, чтобы школьники были творчески развитыми, так как социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А для этого нужна правильная организация учебного процесса.

В связи с требованиями к результатам обучения в основной школе новых образовательных стандартов актуальным стало формирование универсальных учебных действий учащихся. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Групповая работа на уроке – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Во время групповой работы на уроках русского языка и литературы развиваются практически все виды УУД.

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве.

В связи с этим одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках русского языка является, на мой взгляд, организация  групповой деятельности, где ребенок вооружается навыками самостоятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения. Именно в групповой деятельности обучающийся учится спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Актуальность данной темы состоит и в том, что основная школа работает по ФГОС, поэтому формирование коммуникативно-речевых умений является необходимостью.

Исходя из этого, была сформулирована цель данной работы: показать организацию групповой деятельности учащихся 5- 10 классов на уроках русского языка как способ формирования коммуникативно-речевых умений.

При этом наиболее полное раскрытие темы опыта предполагает решение следующих педагогических задач:

- выявление специфики групповой деятельности при формировании коммуникативно-речевых умений в 5 - 10 классах при изучении различных тем курса русского языка;

- конкретизация условий применения данного приёма на разных этапах урока;

- подбор дидактического материала для реализации групповой деятельности при формировании коммуникативно-речевых умений на уроках русского языка в 5- 10 классах.

Теоретико-практическая основа опыта


Наиболее подробно описал технологию групповой работы Г.К. Селевко в «Энциклопедии педагогических технологий». Наряду с другими, данная технология является одной из приоритетных, так как « групповая организация учебного процесса позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Кроме того, установлено, что совместная деятельность опосредует межличностные отношения. При этом эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучающихся в пределах размера группы, оптимальной для данного типа учебной задачи. В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека. Групповой эффект возникает и как результат кооперации и конкуренции — соперничества по врождённым программам самоутверждения личности».

Модель: групповая работа в классе. Такая технология требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Главные особенности организации групповой работы учащихся на уроке:

—класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

—каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

—задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

—состав группы непостоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения; школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать; друг друга. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждений; хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы на уроке возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; деление на группы; раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов выполнения группового задания.

3. Заключительная часть; сообщение о результатах работы в группах; общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия; получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. . Применение бригадно-лабораторной формы организации учебного процесса] привело к обезличке в учебной работе (одни ученики работали, другие бездельничали, а оценки у всех были одинаковые), к снижению роли учителя в учебном процессе, к игнорированию индивидуальной работы. Поэтому постановлением ЦК| ВКП (б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) этот метод был осуждён.

Обучение в сотрудничестве. Под таким названием в США широко применяются различные модификации групповых технологий, разработанные учёными Р. Славиным, Р. и Д. Джонсонами, Дж. Аронсоном. Основные принципы, на которые опираются эти технологии: группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учётом психологической совместимости. При этом в каждой группе должны быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трёх учащихся), девочки и мальчики; группе даётся одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, в некоторых, случаях учитель может дать рекомендации); оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т. е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»); учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В некоторых случаях это бывает слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно рассказать о результатах совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания — не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы. В варианте «пила» встречаются участники различных групп для углублённой проработки одинаковых заданий. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы, которые, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Также данная технология описана в работе Дьяченко «Сотрудничество в обучении».


Технология работы


 Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал: «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, чем самостоятельно…». И именно в группе сверстников ученик сможет добиться этого.

Групповая форма работы оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Работа в группе развивает творческие способности учащихся, позволяет удовлетворить потребность учащихся в общении. Как метод интерактивного обучения, групповая форма работы способна решить многие психологические (преодоление скованности, страха, приобретение уверенности в себе) и социальные задачи обучения (коммуникативную готовность к работе в микроколлективе, развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе). Совместная деятельность учащихся в группе создает предпосылки для глубокого усвоения теоретического материала, открывает большие возможности для проявления индивидуальных способностей.

Несколько лет назад наша школа стала участником реализации проекта по введению ФГОС в основной школе, и нам пришлось в корне менять подход к организации учебной деятельности на уроке, так как особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

С первых уроков в 5-м классе я использую групповую работу на уроках для развития коммуникативных умений: дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию умения полно и точно выражать свою мысль, отрабатываются навыки владения монологической (презентация итогов работы группы) и диалогической (обсуждение в парах, группе) речью, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Для внедрения технологии групповой работы требуются памятки для учащихся по различным разделам программы, комплекты заданий разной сложности и алгоритмы для групп, желательно иметь сдвоенные уроки 1-2 раза в неделю, необходимо деление класса на группы постоянного или временного состава.

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удается реализовать  две основные функции в диалоговом  режиме: решение учебных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Здесь очень важен эмоциональный климат микрогруппы и желание и возможность членов группы поддерживать друг друга. Поэтому учитель должен уделить пристальное внимание составу группы.

Применение этой формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учеников. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Труд на уроке носит общественно полезный характер, ведь ближайшая цель каждого ученика – не только учиться самому, но и уметь научить других. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке русского языка является следующее:

- деление класса на группы для решения конкретных учебных задач в течение данного урока;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав групп подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, но в каждой группе должен быть ученик-консультант, или лидер.

Работа в группе требует соблюдения нескольких этапов: подготовительный, собственно групповая работа, отчет о проделанной работе (презентация), если возможно, с использованием ИКТ. Существуют определённые виды посадки обучающихся.

Технологический процесс групповой работы выглядит следующим образом.

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения,

     уточнения, обобщения).

е) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной

     задачи.

Использовать групповую работу возможно на различных этапах урока русского языка:

  • при изучении нового материала;

  • на этапе обобщения и систематизации изученного, при комплексном анализе текста (в старшем звене);

  • на контрольных уроках – зачетах, смотрах знаний.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

      Организация работы по новой педагогической технологии при изучении русского языка требует большой предварительной подготовки учителя.

Содержание учебной задачи для групповой работы должно отличаться от той, которая ставится при традиционной форме обучения. Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения, вырабатывать общее решение проблемы. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. (Приложение № 1)

Например:

- убедись, что в разговоре участвует каждый;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу.

Используя групповую работу на уроках регулярно, вы поможете детям научиться сотрудничать в группе любого состава. Со временем можно будет просто предложить ребятам поделиться в группы так, как они захотят на данном этапе работать.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, особенно в период перехода из младшего звена в среднее, пожалуй, является работа в парах. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Так, например, при изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах предложения» учащиеся в парах выполняют следующее задание: «Составьте предложения с обобщающими словами словами: реки, планеты, города, деревья.» Каждая пара составляет и записывает предложения, затем комментирует предложения. В конце урока предлагаю каждой паре составить несколько предложений по картине «Натюрморт» В.А.Серова. Также практикую взаимоопросы по теоретическому материалу, в данном случае удаётся проверить, как учащиеся знают правила, умение излагать лингвистические тексты. (Приложение №2)

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество. При изучении темы «Сложные предложения» у ряда учащихся 9 класса возникли трудности в определении типов сложных предложений, поэтому класс был разделён на разноуровневые пары. Пары сформировала по признаку «сильный-средний», а слабые учащиеся работали с учителем. Пары получили задание определить грамматические основы предложений, тип связи, составить схему предложения. Так как класс изучает предмет углублённо, то предложения подбираю повышенной трудности. ( Приложение №3). В ходе выполнения работы дети вначале ставят прогностическую оценку, а в конце работы взаимооценку.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. При изучении нового материала возможно использование следующего вида работы: динамическая группа получает задание изучить материал по методике «Инсерта», затем составить таблицу по теме. Например, при изучении темы «Обращение» каждая группа изучает материал, составляет таблицу. Представитель одной из групп выносит свою работу на доску, остальные группы комментируют и дополняют таблицу. В результате работы каждый проверяет правильность и полноту выполнения задания.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях образовательного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач.

Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы. Чем старше становятся школьники, тем сложнее задания для работы в группе.

Каким же образом можно организовать работу в группе?

«Мозговой штурм» используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Группа учеников обсуждает несколько минут проблему, формулирует коллективное мнение, делегирует одного участника для его представления классу. Высказывать идеи или мнения нужно без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Идеи фиксируются учителем или специально выбранным учеником на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощаться идеи или не кончится отведенное для этого время.

Так в 9 классе можно организовать «мозговой штурм» по вопросу "Для чего в речи нужны средства выразительности?”

В 10 классе групповые задания учащимся даются на более сложном уровне, потому что уровень коммуникативно-речевых навыков выше. В учебнике В.В.Бабайцевой сформулировано немало заданий, направленных именно на развитие данных навыков. Часть заданий можно использовать и для групповой работы. Например, при изучении темы «Порядок слов в предложении» упражнение 123 учащиеся выполняют по группам. Они просмотровым чтением изучают текст, определяют его тему, находят предложения с обратным порядком слов, а 4 дополнительных задания выполняют каждая группа отдельно, после рассказывают о выполнении одноклассникам, при этом удалось повторить орфограммы, порядок синтаксического разбора, морфологические признаки местоимений и наречий.

На этапе изучения нового материала применяю блочную систему изучения нового материала. Например, по теме «Односоставные предложения» группы получают задание прочитать параграф и заполнить предложенную таблицу на листе, каждая из 5 групп работает с одним видом односоставных предложений, затем таблицы соединяются, и каждая группа рассказывает об особенностях того или иного вида односоставных предложений. Таким образом, за сдвоенный урок мы получили возможность познакомиться со всеми видами односоставных предложений, а в дальнейшем ведётся отработка полученных знаний, применение их на практике. (Приложение №3)

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме. Например, можно провести дискуссию «Нужны ли речи вставные конструкции и вводные слова?» На данном уроке ученики учатся высказывать аргументированное мнение. Ставить проблемные вопросы, приходить к единому решению.


Приведем примеры заданий по формированию коммуникативных УУД

Создание проблемной ситуации

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ?

А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол сказать I спряжения. Значит, форма СКАЖЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же СКАЖИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.

Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения -И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а -ТЕ — окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа — ЕТЕ.

В 10 классе при повторении орфоэпии предлагается задание, моделирующее жизненную ситуацию, когда перед публичным выступлением нужно проверить правильность произношения слов баловать, жалюзи, благовест, вечеря, танцовщица и т.д., обратившись к словарю. Критерии оценки приводятся для самостоятельного оценивания.

В следующем задании для 5-7 классов используется принцип интеллектуальной игры "Данетки". Учитель или учащийся в зависимости от материала и вида урока загадывают понятие, литературного героя, произведение и т. д. Класс должен выяснить, что загадано, задавая вопросы, на которые можно отвечать только "да", "нет". Учащиеся учатся слышать других, сопоставлять известное и неизвестное, соотносить свое представление о предмете с представлениями других.

Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу. Данную форму работы я использую наряду с листами индивидуальных достижений практически после изучения всех больших разделов языка.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Например, в это может быть урок-путешествие, интегрированный урок, коллективный и индивидуальный проект. Например, интегрированный урок «В мастерской художника» (Приложение № 4), урок - проект «Лингвистический портрет одного слова». ( Приложение № 5) При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать задания:

-    которые требуют выполнения большого объема работы;

- которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

-  на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое целое. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик работал. Молчание ученика равносильно его отсутствию. Оно меняет атмосферу внутри группы, а сам ученик теряет некий опыт общения. Может ли случиться так, что на открытый рассказ педагога группа не ответит тем же, а напротив, выразит недоверие, закроется? Может. И причину этого надо искать либо в какой-то неискренности в рассказе учителя, либо в неготовности группы к подобному уровню общения.

 В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого. Учащиеся учатся в этом случае также искать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными регулятивными универсальными учебными действиями, как постановка целей, контроль, оценка.

Приведем рекомендации по организации работы в группах.

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как ваше присутствие мешает работе.

Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Не принуждайте к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

Разрешайте отсесть в другое место ученику, который хочет работать один.

Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся, которую я использовала в процессе работы:

  1. Определить цели и задачи урока:

    • какие знания учащиеся должны усвоить;

    • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;

    • какими компетенциями должны овладеть;

    • какие качества будут проявлять;

    • какие чувства будут выражать;

    • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.

  2. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.

  3. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.

  4. Продумать методы создания групп.

  5. Выбрать помощников (руководителей групп).

  6. Определить этапы работы групп.

  7. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.

  8. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).

  9. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

  10. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

При использовании работы в группах на уроке учителю невозможно всё предугадать. Бывают сбои, конфликты в группе, которые учитель должен помочь сразу разрешить. В этом вопросе помогают знания учителя по психологии, опыт педагогической деятельности и педагогическая интуиция. Так, на групповом зачёте Вова Ч. Отказался работать в группе. Тут же пришлось перестраиваться. Устное собеседование по контрольным вопросам учащийся проводил с учителем, а далее работал по индивидуальной карточке. Остальные ребята спокойно продолжали работать в группах.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.


Результативность опыта

 

Овладение коммуникативно-речевыми умениями способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Таким образом, даже краткий обзор видов групповой работы на уроках русского языка позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, при использовании групповой работы происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.

Результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.

Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.

В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.


Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

• Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

• Сплоченность класса возрастает;

• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;

• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.

• Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.

• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;

• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

 На протяжении последних 5 лет общая успеваемость по русскому языку составляет 100%, качественная успеваемость колеблется от 60% до 67%. Общая успеваемость по литературе составляет 100%, качественная варьируется от 77% до 85%.

Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Мои обучающиеся активно участвуют в школьных, муниципальных, интернет- олимпиадах по русскому языку (Алексеева Ю. - 2 место в муниципальном туре олимпиад 2018-2019 уч.год, победитель конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех». Олейник Глеб - призер районного тура олимпиады по русскому языку 2016-2017 уч.г. ).

Мой опыт работы был представлен на открытом уроке в рамках методического семинара для завучей района по теме « Языковой портрет слова» (2019г.), на открытом уроке в рамках методической недели педмастерства по теме "Нигилизм и его последствия» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)(2018 г.).

В рамках школьного методического объединения был проведен открытый урок-игра "Умники и умницы» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»" (2017 г).


Условия эффективности опыта


К сожалению, групповую работу некоторые учителя боятся использовать в своей практике, хотя опыт показывает её несомненную эффективность, особенно в формировании и развитии коммуникативных умений. Это можно объяснить рядом трудностей организации группового общения, а именно:

  - трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя:

- большая наполняемость группы и, как следствие, боязнь беспорядка на уроке;

 - неприспособленность классного помещения (невозможность перестановки мебели и свободного перемещения учащихся по классу);

- организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок, и учитель не успевает проконтролировать все группы);

- нехватка методических пособий и разработок (зачастую учителю приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал, не все учителя готовы к творческому поиску);

трудности, связанные с деятельностью учащихся:

- неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к традиционной форме общения “учитель-ученик”);

- непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;

- возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе;

- разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим).

 

Таким образом, успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время


Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения русскому языку


Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Ценность работы состоит в возможности ее использования учителями-словесниками при разработке отдельных уроков русского языка и литературы, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников.

 

 

 


Использованная литература

 

1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.

2. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов.– «РЯШ»,1999, №5, с.3

3. Коротаева Е.В. Обучение, погруженное в общение.- «РЯШ», 1997, №2, с.3

4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 









Приложение №1


Индивидуальный лист ____________________________________________________(фамилия, имя)


Цели:…………………………………………………………………………………………………………………………………………


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………


………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………


Задание 1. Прочитайте §38 , используя прием инсерта («+» -я это знал, «-» -я этого не знал, «?» – я этого не понял)


Задание 2. Прочитайте текст, найдите предложения с обособленными членами, подчеркните их, определите, к какой группе они относятся(Пример ответа: В данном тексте используются ______________________________________________________ _________________________________________________________________________ , которые связаны с ___________________________________________________________________________ )


Травы в тот год буйствовали, чуть ли не в рост человеческий вымахали, и острющие, как бритвы, косы вгрызались в самую гущу спутанных водой и ветром трав, ходили в дурманно-сочных зеленях, выговаривая:

-Вжиг, вжиг,вжиг

И видел Верька, как кружились над взмокшими головами косарей шмели и осы, как темнели рубахи меж лопаток, как падала, падала, падала только что стеной стоявшая трава…

В полдень тянулись к становью совсем взмокшие косари, раскидывали в тени брезенты и садились обедать. Вздремнув самую малость, косари уходили к своим наделам, и вновь кружилась под ногами земля, падала трава под косой полукружьями, а солнце медленно сползало с выси к горизонту, из огненно-жёлтого становилось красноватым и уже не жгло нещадно, как в середине дня. Косари возвращались на становье совсем без сил, падали в наспех сооруженное ложе и засыпали, чтобы утром продолжать свое привычное дело.



Задание 3.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

______________________________________________________________________________


Результат: …………………………………….………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение№2


Памятка для работы в паре

1.     Получи карточку и поставь точку на листе учёта.

2.     Выслушай объяснение учителя по заданию первой части карточки, выполни его. Научись сам объяснять это задание.

3.     Самостоятельно выполни аналогичное задание во второй части карточки. Правильность выполнения проверь у учителя. В листке учёта вместо точки поставь плюс.

4.     Объясни задание первой части своей карточки партнёру.

5.     Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и правильно ли комментирует написание. Ответь на вопросы по необходимости. Убедись, что партнёр задание понял.

6.     Выслушай объяснение партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируй.



Правила работы в группе

1. Все уважают друг друга.

2. Один говорит, все молчат.

3. Работать должна вся группа (т.е. дать всем членам группы возможность себя проявить)

4. Каждый имеет право на ошибку.

5. Не получится сегодня, получится завтра.

6. Каждый работает по мере своих способностей.

7. Поддерживай товарища в любой ситуации.

Приложение № 3



Корректор. Маэстро отменило концерт. Солнечное Баку ждет гостей. У обоих девушек зазвонили телефоны. Прозрачная тюль украсила комнату. Он более умнее. Вкусные торта. Умные докторы. Более худшие привычки. Без комментарий. Шесть помидор. К пятому октябрю. Я к ей с душой. В полуторах километрах. Черное кофе без сахара. Червивый яблок. Несколько басней.

1. Распределите существительные (по родам) на четыре группы: бра, иваси, Гаити, жадина, виски, кольраби, Осло, протеже, барокко, кутюрье, амплуа, какаду, недотрога, эмбарго, тюль, меню, кашне, гризли, салями, пенальти, хинди, Сочи, ябеда, Килиманджаро, резюме, боа, невежда, конферансье, фламинго, Зимбабве, какао, визави, мозоль, крупье, портмоне, Миссисипи, толь, табу, коллега, забияка, кенгуру, фойе, кашпо, атташе, секретарь, жабо.

2. Вставьте пропущенные окончания прилагательных и глаголов.

1. ООН принял… к рассмотрению документ. 2. Летом мы ездили на живописн… Капри. 3. Настоящ… "Боржоми" производится только в Грузии. 4. ПГУПС праздновал… юбилей. 5. Эта женщина – известн… кутюрье. 6. Перед нами расстилал..сь знаменит… Лимпопо. 7. ФРГ не принимал… участия в саммите. 8. Килиманджаро всегда привлекал… туристов. 9. Мы вышли на широк… авеню. 10. На даме был… накинут… пушист… боа. 11. Эта девушка – мо… протеже. 12. В нашей группе учатся студенты, приехавшие из далек… Марокко. 13. Он надел шерстян… кашне. 14. Маленьк… пони бегал по кругу. 15. СНГ образован… после распада СССР. 16. Попробуйте эт… французск… бренди. 17. По утрам я пью черн… кофе. 18. Сергей – мо… коллега. 19. Между нами был… заключен… пари. 20. По озеру плавал… белоснежн… лебедь. 21. Я отдал за этот сувенир последн… евро.

3. Выберите нужную форму прилагательного или глагола.

1. Музей-квартира открыт… до 6 часов вечера. 2. Мы купили нов… кресло-кровать. 3. Гостям подали традиционн… хлеб-соль. 4. Плащ-палатка уже упакован… в рюкзак. 5. Недалеко от нашего дома открыт… новый луна-парк. 6. Нов… школа-интернат был… построен… совсем недавно. 7. Женщина-посол сделал… заявление. 8. Царь-пушка перевезен… в музей. 9. Нов… платье-костюм висел… в шкафу. 10. На столе отца стоит старинн… пресс-папье.







Приложение № 4

Проект «Портрет одного слова»

1.Название проекта: «Портрет одного слова».

2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывался проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык и литература.

3. Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, краткосрочный (неделя).

4. Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и др. источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова счастье в русском языке, фольклоре и литературе.

5. Задачи проекта:

1)проанализировать статьи слова счастье в основных толковых словарях русского языка;

2) изучить употребление слова счастье в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;

3)проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом счастье;

4) описать некоторые особенности употребления слова счастье в фольклоре и художественной литературе.

6. Руководитель проекта: Т.К.Гущина.

7. Возраст участников проекта: 16-17 лет.

8. Аннотация проекта.

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из ключевых понятий русской культуры. В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов – «сгустков культуры в сознании человека» (определение Ю.С.Степанова). Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. А главное - знакомятся с историей русской культуры.

9. Предполагаемый продукт проекта: мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова счастье.

10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

Планирование работы

  • Под руководством учителя выберите слово для описания.

  • Разбейтесь на группы и решите, за создание какой страницы бедет отвечать ваша группа.

Распределите обязанности в группе.

  • Разделите работу на этапы.

  • Подготовьте план работы над проектом.

Реализация проекта.

  • Работайте в группах по плану.

  • Совместно решайте возникшие проблемы

  • При необходимости воспользуйтесь консультацией учителя или помощью родителей.

  • При необходимости внесите изменения в план (при этом не меняя сроков выполнения проекта).

Презентация проекта

  • К намеченному сроку объедините подготовленную информацию в одну папку.

  • Объедините слайды каждой группы в итоговую презентацию. Выберите выступающих.

  • Подготовьте выступление перед классом.

  • Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей.

Осмысление и оценка проекта

  • Обсудите, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.

  • Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов.

  • Оцените результат работы.

11. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.





Приложение № 5

Интегрированный урок развития речи

В мастерской художника.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Три богатыря».

Цели:

  • ознакомить с героями народного эпоса, изображенными в былинах и на полотне художника;

  • учить сопоставлять разные виды искусства;

  • совершенствовать речевую практику учащихся, умение работать в группе.



Оборудование:

Тексты былин, слайды с картинами В.М.Васнецова (Шедевры русской живописи), автопортрет художника 1873г., фрагмент электронного урока литературы виртуальной школы Кирилла и Мефодия.



Домашнее задание:

  1. Подготовить индивидуальное сообщение «Боевое снаряжение богатырей».

  2. Перечитать былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, приготовить биографию одного из них.

Ход урока.

Первый этап.

  1. Слово учителя о целях и задачах урока.

  2. Беседа.

- Расскажите, что вы помните о художнике Васнецове?

- Назовите его основные полотна. Какое впечатление они произвели на вас?

3) Работа с автопортретом живописца. Устное сочинение.

Итак, автопортрет 1873 года. Автору 25 лет. Всмотритесь в репродукцию. Опишите облик художника и постарайтесь понять, каким он был по характеру.

Опорные слова (на доске):

Русые волосы, грустный взгляд, худощавое лицо, впалые щёки, острые скулы, крупные черты лица.

Второй этап: работа с деформированным текстом.

Задание. Восстановите последовательность предложений так, чтобы получился относительно законченный текст. Приготовьтесь его пересказать.

Текст № 1

А Он рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Б Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком селе Лопьял в большой семье деревенского священника.

В Васнецов не стал священником, как мечтал его отец.

Г Используя в семинарии каждую свободную минуту, Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью, но и главной целью в жизни.

Текст № 2

А К занятиям Виктор Михайлович относился очень серьезно и уже с первого года рисовал в натурном классе, где занимались старшекурсники.

Б Академическую подготовку он считал необходимой для всякого профессионального художника, так как без нее можно остаться «самоучкой».

В С 1868 по 1875 год Васнецов обучался в Петербургской Академии художеств.

Г Но все-таки обучение его не было систематическим: после смерти отца в 1871 году забота о большом и необеспеченном семействе легла на его плечи.

Текст № 3

А «Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников, - отмечала критика. – Его типы оригинальны, разнообразны, в них нет карикатурности».

Б Еще будучи студентом Академии художеств, он получил известность своими многочисленными рисунками и картинами, в которых были запечатлены городские типы и жанровые сцены.

В Первые шаги Васнецова в искусстве были непосредственно связаны с общим увлечением русских художников того времени социально-обличительными темами.

Г В печати молодого художника хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность героев, добродетельный юмор, с которым он изображал чиновников, мещан, купцов и просто людей «без роду и племени».

Текст № 4

А В 1876 году Васнецов едет во Францию и живет там около года, изучает в музеях произведения старых мастеров, знакомится с современным французским искусством и рисует, как в России, сцены из жизни людей «простого сословия».

Б Этот шаг не был случайным: Москва давно манила к себе художника.

В «Когда я приехал в Москву, - писал он впоследствии, - то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда – Кремль, Василий Блаженный заставили чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным».

Г Вернувшись из Парижа, Васнецов в 1878 году принимает решение перебраться на постоянное место жительства в Москву.

Текст № 5

А В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал на сюжет русской сказки одно из лучших своих произведений – «Алёнушка».

Б В Москве художник сблизился с семьей известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, сгруппировавшего вокруг себя цвет русской интеллигенции.

В Здесь же художники много и плодотворно работали.

Г Летом многие художники приезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви.

Текст № 6

А Первоначальный замысел картины «Три богатыря» зародился у В.Васнецова ещё когда он был в Париже.

Б Былинная богатырская тема проходит через все творчество художника: в минувшем он находит отклики на тревоги и чаяния современной ему жизни.

В И вот в 1881 году он возвращается к работе над «Богатырями» - к картине о доблестных рыцарях, защитниках Родины, а по сути – к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме.

Г Долгое время другие крупные работы отвлекали В.Васнецова от главного замысла, но былинные богатыри неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим «долгом, обязательством перед наром, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением».

Текст № 7

А Круг литературных интересов Виктора Михайловича чрезвычайно широк: он любил как русскую, так и зарубежную классику.

Б Музыка давала Васнецову определенное художественное настроение, помогала работать над картинами.

В Художник живо интересовался всем: искусством, музыкой, литературой, современными политическими событиями.

Г Его увлекали приключенческие романы: Жюля Верна он называл «гением французов».

Текст № 8

А Художник любил жизнь во всех ее проявлениях, любил семью, детей, сам любил заниматься хозяйством, спортом, но его постоянно тянуло к любимой работе.

Б Яркие впечатления оставили у детей домашние спектакли, которые Васнецов ставил для них и сам принимал участие.

В По воспоминаниям сына Алексея, Виктор Михайлович был не только талантливым чтецом, но и актером.

Г Зато уж когда выпадали свободные минуты, дети бывали в восторге: отец играл с ними в городки, читал им стихи, былины, произведения классики, стрелял из ружья.

Беседа.

Какие моменты в биографии художника заинтересовали вас?

Назовите главные черты его характера. Какие из них помогли Васнецову стать известным художником?

Третий этап. «Погружение в тему».

1)Слово учителя. Итак, наш урок называется «В мастерской художника». Нам предстоит как бы вновь увидеть полотна В.Васнецова, понять, что сближает их со сказками и былинами, что нового художник привнес в русскую живопись 19 века. Результатом работы в мастерской станет ваше сочинение- зарисовка или сочинение-этюд.

В центре нашего внимания самое знаменитое полотно В.Васнецова. своих «Богатырей» он писал свыше 17 лет!

2) Совершим воображаемую экскурсию и прослушаем небольшую лекцию экскурсовода. (Демонстрируются слайды с полотен художника).

3)Проверка домашнего задания.

Прочитайте строки былин, которые рисуют портреты богатырей. Используя народный эпос, расскажите, что вы узнали об их родителях и прошлых подвигах. Расскажите биографию одного из богатырей.

(Исцеление Ильи Муромца. Поиски заветного меча. Фрагмент фильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

4) Индивидуальное сообщение «Боевое снаряжение богатырей».

Четвертый этап. Лексико-грамматическая подготовка.

  1. «Картинный диктант».

Определите слово по изображению предметов вооружения богатырей. Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением. Назовите другие орфограммы.

Колчан, стрелы, тетива, сбруя, стальное стремя, кольчуга, панцирь, булава, ножны, копьё, меч, латы, палица.

2) Вспомните постоянные эпитеты, употребленные в былинах и соотнесите их с данными словами (устно).

Стрелочки (каленые), сбруя (золоченая), копьё (булатное), лук (тугой), палица («сорока пуд»), сила (богатырская), дружина (хоробрая), рукавицы (узорчатые), взгляд (зоркий).

Пятый этап. Комплексный анализ текста по группам.

Текст № 1

В центре группы б…гатырей-побратимов* - главный г…рой Илья Муромец. Открытое л…цо его сп…койно и мужественно, дв…жения нет…р…пливы и уверенны. Слева от Ильи – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он – порыв и смелость. Справа – самый м…л…дой б…гатырь Алёша Попович, лукавый* и см…калистый, ловкий и находчивый. Л…цо его мужественно и одновременно л…рично, дв…жения мягки и вкрадчивы*.

Б…гатыри над…лены всеми качествами, которые приписывает им народный эпос. Они м…гучи и спр…ведливы, мужественны и спл…ченны. Поэтому так едина и цельна их группа воспринимаемая м…гучим утесом на фоне привольного русского п…йзажа. Изображенные так, как будто мы смотрим на них чуть снизу вверх, фигуры б…гатырей ц…рят в к…ртине произв…дя впеч…тление монум…нтальности и в…личия, огромной физической мощи.

Чрезвычайно важную роль в к…ртине играет п…йзаж. Это не просто удачный фон, это конкретное место в жизни и деятельности г…роев во многом определяющее своеобразие их х…рактеров.

Ширь русской з…мли уже как бы н…сет в себе возможность широких и м…гучих натур б…гатырей. Для Васнецова русская природа не только вел…чава и раздольна, она еще и задушевна. Этими качествами природа-мать над…ляет б…гатырей олицетворяющих русский народ.

(Л.И.Иовлева)

Задания :

  1. Вспомните, что называется текстом. Устно назовите его признаки.

  2. Во втором абзаце укажите способ связи предложений.

  3. Графически обозначьте корни в словах с пропущенными орфограммами, надпишите проверочные слова, где они есть.

  4. Выпишите не менее пяти слов, где букв больше, чем звуков.

  5. Выпишите из текста все причастия и графически обозначьте в них морфемы.

  6. В тексте обозначьте графически причастные и деепричастные обороты. Расставьте правильно знаки препинания.

  7. Уточните по словарю значения указанных слов.

  8. Составьте план текста и перескажите его.

Текст № 2

Тяжко гудит степь под копытами могуч… коней. Полдень.

За синей грядой холмов-великанов блеснула зарница. Ударил гром.

Жарк… ветер разметал космат…конск… гривы. Положил, примял седой ковыль. Тронул с места белоснежные громады туч.

Богатырская застава… Ни ворону, ни зверю не пройти, птице не пролететь.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Богатыри…

Почему насуплены густые брови Ильи Муромца? Куда так пристально глядят витязи? Что зрят они?

Поднял могучую длань* старый казак Илья Муромец, вонзил орлин… взор в неведом… даль.

Тронул из ножен широкий меч Добрыня.

Приготовил каленую стрелу Алёша.

Гордо застыли степные орлы на седых камнях венчающ… древн… курганы. Клубятся свинцов… грозовые облака.

Ещё миг – и трон…т поводья Муромец. Зазвенит меч Добрыни, и запоет стрела пущенн…рукой Алеши.

Грян…т бой!

Миг покоя… Он напряжен, как тетива лука. Только кровавый глаз неистов… Бурушки, коня Ильи Муромца, показывает, какого напряжения сто…т это минутн… ожидание, это кажущ…ся спокойствие…

Добродушные, простосердечные богатыри.

Они бы рады решить всё миром. Не проливать ничьей крови. Но нельзя потакать ворогу.

Богатыри…

Вот они во всем величии затаен… мига, беспредельн… мощи, удесятерен… веры в правое дело. Былинные, вечные.

( И.Долгополов)

Задания:

  1. Вспомните, что называется текстом. Устно назовите его признаки.

  2. Укажите основное средство связи предложений в последнем абзаце.

  3. Проставьте пропущенные окончания в прилагательных, причастиях и глаголах, графически объясните их написание.

  4. Выпишите не менее 5 слов, где звуков больше, чем букв.

  5. Выпишите все причастия и графически обозначьте в них морфемы.

  6. В тексте графически обозначьте причастные обороты. Расставьте знаки препинания.

  7. Уточните по словарю значения указанных слов.

  8. Укажите изобразительно-выразительные средства, наиболее характерные для этого текста.

  9. Составьте план текста и перескажите его.

Пятый этап.

Обобщение работы.

  • Пересказ текстов.

  • Составление таблицы, систематизация материала.



План наблюдений


Илья

Муромец

Добрыня

Никитич

Алёша

Попович

Происхождение




Портрет




Характер




Поза героев




Конь богатырей








Рефлексия «Почувствуй другого и себя».

Определи свое место в пространстве картины. Где бы ты встал? С кем бы был рядом? Где бы ты хотел, (не хотел) находиться? Что бы сделал (сказал)? Как бы себя чувствовал в этой среде?





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!