СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое занятие "Кто есть кто"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое занятие для подростков, целью которого являяется развитие коммуникативных навыков

Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие "Кто есть кто"»

Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области

Областное казённое учреждение социального обслуживания населения системы социального обеспечения «Курский Центр для несовершеннолетних»



Отделение диагностики и правовой помощи



Групповое занятие

«Кто есть кто»

Возраст 14 – 18 лет



















Подготовила педагог – психолог

Алёхина С. А.



Курск

Цель:



- создание благоприятной атмосферы для личностного самораскрытия каждого участника группы;

- уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приёмов для общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях;

- создание психологических портретов каждого участника группы;

- отрабатывать умение анализировать свои личностные особенности и особенности других;

- отрабатывать умение подавать обратную связь;

- развитие групповой сплочённости и чувства принадлежности к группе у каждого участника.



Материалы:



- «старые» газеты;

- лист ватмана;

- цветные маркеры;

- клубок ниток;

- полоски цветной бумаги (каждого цвета по количеству участников);

- анкета (по количеству участников).













План.



1. Упражнение – активатор «Сколько ты весишь?».

2. Упражнение «Объявление».

3. Упражнение «Разыграй ситуацию».

4. Упражнение «Картина».

5. Упражнение «Метафора на себя».

6. Упражнение «У стены».

7. Упражнение «Встреча через 10 лет».

8. Упражнение «Необитаемый остров».

9. Упражнение «Связующая нить».

10. Рефлексия занятия.



Ход занятия.



1. Упражнение – активатор «Сколько ты весишь?».



Психолог предлагает участникам походить по комнате, представляя себя в следующих ситуациях: получил плохую оценку; похвалили за что – нибудь; родители купили то, что вы давно хотели; поругался с другом; родители узнали о твоих плохих поступках и т. д.

После этого обсуждается ощущение собственного веса в случае разных переживаний: неудача, радость и т. д. Детям предлагается говорить о своём самочувствии, переводя всё в килограммы и тонны.







2. Упражнение «Объявление».



Психолог предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявление должно быть коротким, но нести в себе максимум информации об авторе.

Затем объявления зачитываются и проводится обсуждение, что является основным в каждом из этих объявлений: желание помочь кому – либо, получить что – то или заявить о своих способностях.



3. Упражнение «Разыграй ситуацию».



Психолог предлагает участникам следующие ситуации для разыгрывания:

- «В автобусе проверка билетов. У вас билета нет. К вам подходит контролёр и …»;

- «Собака вашего соседа испачкала вам коврик под дверью. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге …»;

- «Ваш друг (подруга) настаивает на том, чтобы переключить телевизор на другой канал. Вы не хотите …»;

- «Ваш друг (подруга) не приглашает вас на вечеринку, куда идёт сам, находя массу всевозможных причин для этого. На самом деле, он просто стесняется идти с вами …»;

- «Ваш друг (подруга), с которым вы давно не виделись, неожиданно приезжает в гости к вам с коробкой конфет и признаётся в том, что очень скучал без вас … на самом деле ему требуется ваша помощь в чём – то …»;

- «Мама настойчиво интересуется вашими успехами в школе … возможно, она встретила учителя, который рассказал о ваших двойках и т. д. …».

После проигрывания можно обсудить правильность выбора различных моделей поведения в зависимости от предлагаемой ситуации.





4. Упражнение «Картина».



Психолог предлагает участникам на ватмане совместно нарисовать картину. Инструкция к заданию может быть такой: «Давайте все вместе нарисуем картину. Я возьму бумагу (ватман) и нарисую на нём что – нибудь, потом передам бумагу Тане. Она возьмёт её, нарисует на ней то, что ей захочется, и скажет нам, что она нарисовала, затем передаст картину дальше».

После того, как психолог убедился, что все участники группы поняли, как они будут «рисовать картину», он берёт маркер и рисует первый. Затем, передаёт ватман кому – либо из участников.

Психолог внимательно слушает и запоминает, кто и что нарисовал. В итоге, картина снова оказывается у психолога. Он говорит: «И вот теперь я держу в руках картину и вижу на ней …». И дальше психолог проговаривает то, что нарисовал каждый участник группы.



5. Упражнение «Метафора на себя»



Психолог предлагает участникам дать какой – нибудь развёрнутый образ, метафору, отражающую их «сущность», то, как они себя понимают и чувствуют.

Вот некоторые примеры: «Я вижу себя маленьким зверьком, забившимся в норку. У него нет шерсти, ему холодно. Он хочет выйти, но боится», «Я как приведение, которое, которое не хочет творить зло, но его всё равно все боятся».

По ходу высказываний детей, психолог должен способствовать возможности говорить о подлинном интересе друг к другу, о готовности сопоставлять опыт другого с опытом своего «Я».









6. Упражнение «У стены».



Один из участников встаёт лицом к стене и закрывает глаза. Остальные становятся позади него, причём каждый сам выбирает расстояние до стоящего у стены и угол поворота по отношению к нему. Можно встать лицом, спиной, вполоборота. Угол поворота означает степень понимания: «Если я стою, повернувшись лицом, значит, я тебя хорошо понимаю и чувствую. Отвернувшись – не понимаю, не чувствую. Расстояние – это степень принятия. Если стою близко, вплотную – принимаю тебя безоговорочно, далеко – не могу принять тебя таким, каким ты был здесь, в группе».

Все участники выстраиваются за спиной стоящего молча, чтобы он не мог определить, кто где находится.

Стоящему у стены предлагается, не поворачиваясь и не открывая глаз, сказать, кто и где находится у него за спиной и как каждый из них повернулся по отношению к нему.

Психолог должен стоять рядом с человеком у стены. Иногда касаясь его, иногда даже обняв за плечи.

У стены должны побывать все участники. Когда все члены группы пройдут эту процедуру, можно и поговорить, а можно и помолчать, переживая возникшие чувства.



7. Упражнение «Встреча через 10 лет».



Психолог предлагает участникам поставить спектакль о том, как мы встретимся через 10 лет. Участники рассказывают друг другу о том, какими они себя видят примерно через 10 лет. Психологу необходимо создать условия для проектирования личностного развития и самораскрытия личности каждого ребёнка.





8. Упражнение «Необитаемый остров».



Психолог даёт вводную ситуацию: «На необитаемый остров забрасывается группа людей, задача – выжить. Сейчас каждый из вас должен выбрать тех людей из группы, которые могут быть полезны на острове и обосновать свой выбор».

Затем задача усложняется: «Они всей группой находятся на этом острове, но он очень маленький». Психолог на полу из старых газет выкладывает этот «остров» и все участники на него становятся. Далее психолог сообщает, что начался «прилив» и убирает часть газет. Остров уменьшается, дети уже не могут двигаться, а только стоят, прижавшись друг к другу. Те, кто не смог удержаться на острове, считается утонувшим.

Затем данная ситуация обсуждается. Дети высказываются: чего им больше хотелось, самим удержаться, или удержаться именно вместе.



9. Упражнение «Связующая нить».



Все участники вместе с психологом садятся в круг. Психолог берёт клубок ниток, говорит какой – нибудь комплимент рядом сидящему участнику и передаёт ему этот клубок, наматывая на свою руку нить. Следующий участник повторяет эту же процедуру по отношению к рядом сидящему с собой. Так продолжается по кругу до тех пор, пока клубок не окажется снова у психолога.

Затем психолог говорит: «Как эта нить нас сейчас «связала», так же нас объединяет хорошее отношение друг к другу. Давайте постараемся и в дальнейшем строить свои взаимоотношения с окружающими на основе доверия, понимания, доброжелательности».









10. Рефлексия занятия.



Психолог предлагает каждому участнику выбрать любую полоску цветной бумаги. Цвет этой полоски должен соответствовать настроению выбирающего. Причём психолог заранее оговаривает соответствие цвета и настроения, например:

- красный – восторженный;

- оранжевый – радостное;

- зелёный – спокойное;

- синий – грустное;

- фиолетовое – тревожное;

- чёрный – крайне неудовлетворённое.

При выборе цвета, психолог просит каждого участника обосновать свой выбор.

После этого, психолог раздаёт все участникам анонимные анкеты, которые они заполняют. Затем психолог анализирует результат анкетирования.