Неделя психологии ноябрь 2024
Упражнение 1 «Орешек»
Время: 10 минут.
Цель упражнения: исследование индивидуальных черт. Необходимые материалы: мешочек с грецкими орехами по количеству участников. Ведущий: «Ребята, для вас я приготовил(-а) мешочек с необычными предметами – такими предметами сегодня у нас будут орехи (удобно использовать грецкие орехи либо любой схожий природный материал небольшого размера). Сейчас каждый из вас возьмет из мешочка по одному ореху. Внимательно рассмотрите свой орешек, изучите его особенности, постарайтесь запомнить все его неповторимые признаки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти «свой» орех. Как правило, он узнается с первого взгляда». Обучающиеся берут по ореху, в течение 2 минут изучают его, потом складывают в мешок. Ведущий встряхивает мешок и высыпает орехи на стол. В течение 3 минут обучающиеся ищут свой орех. После этого садятся на место. Ведущий просит рассказать, как участники узнали свой орех. Ведущий: «Интересно узнать, кто как свой орех запомнил? Какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти?» Участники рассказывают, как они узнали «свой» орех. Ведущий: «На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать «свой» орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого окружающего нас человека свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность, которую можно не только почувствовать и понять, но и ценить за уникальность и неповторимость!»
Упражнение 2 «Как говорить «нет» без чувства вины»
Время: 15-20 минут.
Цель упражнения: развитие у обучающихся готовности противостоять
нежелательному влиянию, конструктивно высказывать отказ в повседневном
общении.
Ведущий: «Ребята, а сейчас мы немного потренируемся в умении говорить
«нет». Если вы не умеете говорить «нет», другим людям будет нетрудно заставить вас поступать так, как им хочется. Вы станете делать то, что вам не по душе, и, наоборот, не делать того, к чему лежит душа. Вы уподобитесь флюгеру, который направляет ветер.
Особенно умение говорить «нет» играет значительную роль в современном
мире, в котором очень много рекламы, навязывания чего-то другими людьми,
мошенничества. Сталкивались ли вы, ребята с чем-то подобным в вашей жизни?»
Ведущий слушает тех, кто хочет высказаться.
Ведущий: «Ребята, спасибо за ваши примеры. Теперь мы видим, как важно
уметь отказывать. Это тоже навык, которому можно научиться. Это не всегда просто. Как говорить «нет», я проиллюстрирую вам на примере истории с визитом страхового агента. Однажды в квартире у Ивановых раздался звонок. Открыв дверь, Анна Сергеевна увидела прилично одетого мужчину. Он представился как агент Сидоров и сказал, что хотел бы переговорить с супругом. Хозяйка впустила гостя и позвала мужа.
Агент начинает разговор.
– Хотел бы переговорить с вами по одному делу.
– Пожалуйста, что вам угодно?
– Будучи страховым агентом, я хотел бы предложить вам некоторые виды
страхования...
– Благодарю, я в этом не нуждаюсь.
– Знаете ли, каждый испытывает потребность в каком-либо виде страхования.
Разумный человек защищает себя от разного рода риска.
– Да, конечно, но лично я в страховании не нуждаюсь.
– У вас, к примеру, не застрахована дача.
– Не застрахована, это правда.
– Случиться, знаете ли, может все что угодно. Недавно я улаживал одно
страховое дельце – по поводу дачи Петровых, что рядом с вашей. Ведь вы их знаете, не правда ли? Так вот, у них вынесли все подчистую, а что не унесли, то разгромили. Ужасно. Ущерб – семьдесят тысяч. Стоит ли вам рисковать?
– Возможно, вы правы, но я не нуждаюсь в страховании.
– Знаете, ведь это для вашего же блага. Только представьте себе, что с вами
случилось нечто подобное. Вы знаете, какие сейчас времена. Крадут сплошь и рядом, вандализм. Просто кошмар!
– Да, грабежи и вандализм – это действительно ужасно. Благодарю
за предложение. Но мне никакой страховки не требуется. До свидания».
Ведущий: «Ребята, поделитесь, какие впечатления у вас от этого разговора?
Как вы думаете, что помогло главному герою остаться твердым в своей
позиции?»
Ведущий слушает обратную связь, мнения обучающихся, помогает им в обсуждении.
Ведущий: «Давайте теперь потренируемся с вами в парах: один участник
предлагает что-то настойчиво, а другой отказывается, настаивая на своем. Следите, чтобы у вас не появлялось агрессивных слов. Будет еще и третий участник – наблюдатель, который будет обращать внимание на то, не закралась ли в слова того,
кто говорит «нет», хотя бы малая толика агрессивности. Нестоит использовать ни одного злого слова; проследите также за манерой говорить, особенно важно не прибегать к иронии и сарказму, так как они тоже воспринимаются другой стороной негативно».
Обучающиеся распределяются в группы по 3 человека и начинают обсуждение.
После роли в группе меняются.
Ведущий: «Ребята, понравилось ли вам это упражнение? Что было полезным? Получилось ли вам сделать какое-то открытие для себя?»
Ведущий слушает и подводит итог сказанному обучающимися.
Ведущий: «Ребята, спасибо вам за активное участие. Надеюсь, это упражнение для вас было полезным. Мне было с вами интересно.