СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"... и кругом только умные лица, потому что считаем в уме!"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательской работе. Устный счёт является одним из важных условий качественного изучения математики. 

Просмотр содержимого документа
«"... и кругом только умные лица, потому что считаем в уме!"»

Гомельская научно-практическая конференция учащихся  по естественно-научным направлениям  «Поиск» ГУО «Движковская базовая школа Ельского района» Учебно-исследовательская работа «… и кругом только умные лица, потому что считаем в уме!» Учащейся 9 класса ГУО «Движковская базовая школа Ельского района» Тимощенко Виктории   Научный руководитель – учитель математики ГУО «Движковская базовая школа Ельского района» Черепанова Татьяна Михайловна

Гомельская научно-практическая конференция учащихся по естественно-научным направлениям «Поиск»

ГУО «Движковская базовая школа Ельского района»

Учебно-исследовательская работа

«… и кругом только умные лица,

потому что считаем в уме!»

Учащейся 9 класса ГУО «Движковская базовая школа Ельского района»

Тимощенко Виктории

 

Научный руководитель – учитель математики ГУО «Движковская базовая школа Ельского района»

Черепанова Татьяна Михайловна

… и кругом только умные лица, потому что считаем в уме! Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме.

и кругом только умные лица,

потому что считаем в уме!

Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме.

Очень полезный навык логическое мышление  память внимательность сообразительность точность наблюдательность интеллект абстрактное мышление гибкость ума умение видеть главное Уметь быстро считать полезно взрослым и детям

Очень полезный навык

логическое мышление

память

внимательность

сообразительность

точность

наблюдательность

интеллект

абстрактное мышление

гибкость ума

умение видеть главное

Уметь быстро считать полезно взрослым и детям

Описание проблемы Цель моей работы: на основе собранной по заданной теме информации показать, что устный счет - это просто, и познакомить с наиболее простыми и наиболее эффективными приемами устного счета, которые подойдут каждому. В соответствии с поставленной целью были определены задачи: Исследовать, применяют ли школьники приемы быстрого счета. Изучить приемы быстрого счета, которые можно использовать, упрощая вычисления. Познакомиться с заданиями из экзаменационного сборника по математике за курс базовой школы, выяснить есть ли среди них примеры, при решении которых можно будет применить выявленные способы устного счёта. Составить памятку для учащихся для применения приемов быстрого счета.

Описание проблемы

Цель моей работы: на основе собранной по заданной теме информации показать, что устный счет - это просто, и познакомить с наиболее простыми и наиболее эффективными приемами устного счета, которые подойдут каждому.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

  • Исследовать, применяют ли школьники приемы быстрого счета.
  • Изучить приемы быстрого счета, которые можно использовать, упрощая вычисления.
  • Познакомиться с заданиями из экзаменационного сборника по математике за курс базовой школы, выяснить есть ли среди них примеры, при решении которых можно будет применить выявленные способы устного счёта.
  • Составить памятку для учащихся для применения приемов быстрого счета.
Гипотеза исследования:  если показать, что применение приемов быстрого счета, облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и нам будет легче решать практические задачи.    Объектом  исследования являются рациональные приёмы умножения и деления.    Предмет  исследования – использование рациональных приёмов для повышения скорости устных вычислений при решении примеров на умножение и деление.

Гипотеза исследования: если показать, что применение приемов быстрого счета, облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и нам будет легче решать практические задачи. Объектом исследования являются рациональные приёмы умножения и деления. Предмет исследования – использование рациональных приёмов для повышения скорости устных вычислений при решении примеров на умножение и деление.

Этапы решения проблемы Познакомиться с материалом, который предоставил мне учитель. Систематизировать закономерности натуральных чисел и свойства математических действий над ними. Применить их для упрощенных приемов вычислений. Изучить и применить найденные рациональные приемы на практике, на уроках математики. Выяснить, есть ли среди заданий из экзаменационного сборника по математике за курс базовой школы, примеры при решении которых можно будет использовать эти «хитрые» приёмы. Составить памятку для учащихся для применения приемов быстрого счета.

Этапы решения проблемы

  • Познакомиться с материалом, который предоставил мне учитель.
  • Систематизировать закономерности натуральных чисел и свойства математических действий над ними.
  • Применить их для упрощенных приемов вычислений.
  • Изучить и применить найденные рациональные приемы на практике, на уроках математики.
  • Выяснить, есть ли среди заданий из экзаменационного сборника по математике за курс базовой школы, примеры при решении которых можно будет использовать эти «хитрые» приёмы.
  • Составить памятку для учащихся для применения приемов быстрого счета.
Умеете ли вы считать? «Чем проще метод, используемый вами для решения задачи, тем быстрее вы ее решите и тем меньше вероятность того, что вы допустили ошибку». (Билл Хэндли)

Умеете ли вы считать?

«Чем проще метод, используемый вами

для решения задачи, тем быстрее

вы ее решите и тем меньше вероятность того, что вы допустили ошибку».

(Билл Хэндли)

Анкетирование Зачем вообще нужно уметь считать? При изучении, каких школьных предметов требуется правильный счет? Знают ли они приемы быстрого счета? Хотели бы научиться быстро считать устно?

Анкетирование

  • Зачем вообще нужно уметь считать?
  • При изучении, каких школьных предметов требуется правильный счет?
  • Знают ли они приемы быстрого счета?
  • Хотели бы научиться быстро считать устно?
№ Вопрос 1 Нужно ли уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами современному человеку? Да 2 3 Умеете ли вы умножать, складывать, вычитать числа столбиком, делить «уголком»? 23 Нет Знаете ли Вы приемы быстрого счета? 3  Не знаю   21 4 3  5  1  Всего А хотели бы узнать? 9  31   22 20 6    3 8 

Вопрос

1

Нужно ли уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами современному человеку?

Да

2

3

Умеете ли вы умножать, складывать, вычитать числа столбиком, делить «уголком»?

23

Нет

Знаете ли Вы приемы быстрого счета?

Не

знаю

  21

4

Всего

А хотели бы узнать?

31

  22

20

  3

Общие приемы устного счета Общий прием заключается в следующем: пользуясь десятичным составом числа, разложить каждое слагаемое на разряды; использование переместительного свойства умножения; использование распределительного свойства при умножении и делении.

Общие приемы устного счета

Общий прием заключается в следующем:

  • пользуясь десятичным составом числа, разложить каждое слагаемое на разряды;
  • использование переместительного свойства умножения;
  • использование распределительного свойства при умножении и делении.
Вычитание числа меньше 100  из числа больше 100, но меньше 200 Например: 134-76=58 76 на 24меньше 100. 134 на 34 больше 100. Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58.  152-88=64 88 на 12 меньше 100,а 152 больше 100 на 52, значит 152-88=12+52=64  127-54=27+46=73  А также верно: 46-37=6+3=9  87-74=7+6=13

Вычитание числа меньше 100 из числа больше 100, но меньше 200

Например:

134-76=58

76 на 24меньше 100. 134 на 34 больше 100. Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58.

152-88=64

88 на 12 меньше 100,а 152 больше 100 на 52, значит

152-88=12+52=64

127-54=27+46=73

А также верно:

46-37=6+3=9

87-74=7+6=13

157-99=57+1=58   246-179=46+21=67   567-456=67+44=111   357-246=57+54=111   678-589=78+11=89   986-876=86+24=110   794-638=94+62=152   847-736=47+64=111

157-99=57+1=58 246-179=46+21=67 567-456=67+44=111 357-246=57+54=111 678-589=78+11=89 986-876=86+24=110 794-638=94+62=152 847-736=47+64=111

Специальные приемы устного счета Приёмы умножения на 9, 99, 999 Приёмы умножения на 11, 101, 1001 Ещё один приём умножения на 11 Ещё один приём умножения на 101 Умножение двузначного числа на 111 Умножение на 5, 15, 25, 50, 125 Умножение на 37 Умножение на 22, 33, …, 99 Приём деления на 5, 50, 500 Приём деления на 25, 125 Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5 Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1

Специальные приемы устного счета

Приёмы умножения на 9, 99, 999

Приёмы умножения на 11, 101, 1001

Ещё один приём умножения на 11

Ещё один приём умножения на 101

Умножение двузначного числа на 111

Умножение на 5, 15, 25, 50, 125

Умножение на 37

Умножение на 22, 33, …, 99

Приём деления на 5, 50, 500

Приём деления на 25, 125

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1

Приёмы умножения на 11, 101, 1001 а*11=а*10+а а*101=а*100+а а*1001=а*1000+а 45*11=45*10+45=450+45=495 891*11=891*10+891=8910+891=9801  86*101=86*100+86=8600+86=8686 942*101=942*100+942=94200+942=95142  93*1001=93*1000+93=93000+93=93093 123*1001=123*1000+123=123000+123=123123

Приёмы умножения на 11, 101, 1001

а*11=а*10+а

а*101=а*100+а

а*1001=а*1000+а

45*11=45*10+45=450+45=495

891*11=891*10+891=8910+891=9801

86*101=86*100+86=8600+86=8686

942*101=942*100+942=94200+942=95142

93*1001=93*1000+93=93000+93=93093

123*1001=123*1000+123=123000+123=123123

 Ещё один приём умножения на 11   36*11=396  86*11=946  123*11=1353  489*11=5379  6521*11=71731  36789*11=404679

Ещё один приём умножения на 11

36*11=396

86*11=946

123*11=1353

489*11=5379

6521*11=71731

36789*11=404679

Ещё один прием умножения на 101 Например:  52*101=5252 74*101=7474 36*101=3636 Или применив прием описанный выше:  45*101=4500+45=4545 93*101=9300+93=9393 Это можно увидеть наглядно, выполнив действия столбиком:

Ещё один прием умножения на 101

Например:

52*101=5252

74*101=7474

36*101=3636

Или применив прием описанный выше:

45*101=4500+45=4545

93*101=9300+93=9393

Это можно увидеть наглядно,

выполнив действия столбиком:

Ещё один прием умножения на 1001 Число Шахерезады 456*1001=456456 789*1001=789789 985*1001=985985 168*1001=168168

Ещё один прием умножения на 1001

Число Шахерезады

456*1001=456456

789*1001=789789

985*1001=985985

168*1001=168168

Умножение двузначного числа на 111 27*111=2997 31*111=3441 45*111=4995 54*111=5994 63*111=6993 71*111=7881 80*111=8880 93*111=10323 95*111=10545 39*111=4329 86*111=9546 57*111=6327 49*111=5439 86*111=9546

Умножение двузначного числа на 111

27*111=2997

31*111=3441

45*111=4995

54*111=5994

63*111=6993

71*111=7881

80*111=8880

93*111=10323

95*111=10545

39*111=4329

86*111=9546

57*111=6327

49*111=5439

86*111=9546

Умножение на 37 Зная это, можно решить многие примеры   Например:  37*5=37*(3+2)=37*3+37*2=111+74=185  37*5=37*(6–1)=37*6–37=222–37=185  37*300=37*3*100=11100  37*60=37*6*10=2220

Умножение на 37

Зная это, можно решить многие примеры

Например:

37*5=37*(3+2)=37*3+37*2=111+74=185 37*5=37*(6–1)=37*6–37=222–37=185 37*300=37*3*100=11100 37*60=37*6*10=2220

Умножение на 22, 33, …, 99 Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11, то есть 44 = 4*11; 55 = 5*11. Затем произведение первых чисел умножить на 11:  24 * 22 = 24* 2*11 = 48*11 = 528 68*33=68*3*11=204*11=2244 123*55=123*5*11=615*11=6765

Умножение на 22, 33, …, 99

Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11, то есть 44 = 4*11; 55 = 5*11. Затем произведение первых чисел умножить на 11:

24 * 22 = 24* 2*11 = 48*11 = 528

68*33=68*3*11=204*11=2244

123*55=123*5*11=615*11=6765

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 Например: 35²=? Отделим 5 от цифр впереди нее. В данном случае речь идет всего лишь о цифре 3, стоящей перед 5. Прибавим 1 к 3 и получим в результате 4. Перемножим числа: 3*4 = 12 Припишем 25 (5 в квадрате) справа к 12. Полученное число и есть искомый ответ: 1225. 35² = 1225  75²=5625 95²=9025 (8*7=56) 105²=11025

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

Например: 35²=?

Отделим 5 от цифр впереди нее. В данном случае речь идет всего лишь о цифре 3, стоящей перед 5. Прибавим 1 к 3 и получим в результате 4.

Перемножим числа: 3*4 = 12

Припишем 25 (5 в квадрате) справа к 12. Полученное число и есть искомый ответ: 1225.

35² = 1225

75²=5625 95²=9025

(8*7=56) 105²=11025

 Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5 Например:  52 2 = 2704, т.к. 25+2=27 и 2 2 =04; 57 2 = 3249 53 2 = 2809 58 2 = 3364, т.к. 25+8=33 и 8 2 =64.

Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5

Например:

52 2 = 2704, т.к. 25+2=27 и 2 2 =04;

57 2 = 3249

53 2 = 2809

58 2 = 3364, т.к. 25+8=33 и 8 2 =64.

31²=961 41²= 1681 221²=48400+220+221=48841  Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1 Пример: 121²= 14641 121-1 =120 120²= 14400  120 + 121 = 241  14400 + 241 = 14641 ОТВЕТ: 14641

31²=961

41²= 1681

221²=48400+220+221=48841

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1

Пример:

121²= 14641

121-1 =120

120²= 14400

120 + 121 = 241

14400 + 241 = 14641

ОТВЕТ: 14641

Выводы: Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.  Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять те или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Зато после тренировки он поможет приобрести полезные навыки устного и быстрого счета.

Выводы:

Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.

Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять те или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Зато после тренировки он поможет приобрести полезные навыки устного и быстрого счета.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.

Довольно быстро получается умножать числа, если немного потренироваться!!!

Довольно быстро получается умножать числа, если немного потренироваться!!!

Спасибо  за внимание

Спасибо за внимание