Гомельская научно-практическая конференция учащихся по естественно-научным направлениям «Поиск»
ГУО «Движковская базовая школа Ельского района»
Учебно-исследовательская работа
«… и кругом только умные лица,
потому что считаем в уме!»
Учащейся 9 класса ГУО «Движковская базовая школа Ельского района»
Тимощенко Виктории
Научный руководитель – учитель математики ГУО «Движковская базовая школа Ельского района»
Черепанова Татьяна Михайловна
… и кругом только умные лица,
потому что считаем в уме!
Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя счетом в уме.
Очень полезный навык
логическое мышление
память
внимательность
сообразительность
точность
наблюдательность
интеллект
абстрактное мышление
гибкость ума
умение видеть главное
Уметь быстро считать полезно взрослым и детям
Описание проблемы
Цель моей работы: на основе собранной по заданной теме информации показать, что устный счет - это просто, и познакомить с наиболее простыми и наиболее эффективными приемами устного счета, которые подойдут каждому.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
- Исследовать, применяют ли школьники приемы быстрого счета.
- Изучить приемы быстрого счета, которые можно использовать, упрощая вычисления.
- Познакомиться с заданиями из экзаменационного сборника по математике за курс базовой школы, выяснить есть ли среди них примеры, при решении которых можно будет применить выявленные способы устного счёта.
- Составить памятку для учащихся для применения приемов быстрого счета.
Гипотеза исследования: если показать, что применение приемов быстрого счета, облегчает вычисления, то можно добиться того, что повысится вычислительная культура учащихся, и нам будет легче решать практические задачи. Объектом исследования являются рациональные приёмы умножения и деления. Предмет исследования – использование рациональных приёмов для повышения скорости устных вычислений при решении примеров на умножение и деление.
Этапы решения проблемы
- Познакомиться с материалом, который предоставил мне учитель.
- Систематизировать закономерности натуральных чисел и свойства математических действий над ними.
- Применить их для упрощенных приемов вычислений.
- Изучить и применить найденные рациональные приемы на практике, на уроках математики.
- Выяснить, есть ли среди заданий из экзаменационного сборника по математике за курс базовой школы, примеры при решении которых можно будет использовать эти «хитрые» приёмы.
- Составить памятку для учащихся для применения приемов быстрого счета.
Умеете ли вы считать?
«Чем проще метод, используемый вами
для решения задачи, тем быстрее
вы ее решите и тем меньше вероятность того, что вы допустили ошибку».
(Билл Хэндли)
Анкетирование
- Зачем вообще нужно уметь считать?
- При изучении, каких школьных предметов требуется правильный счет?
- Знают ли они приемы быстрого счета?
- Хотели бы научиться быстро считать устно?
№
Вопрос
1
Нужно ли уметь выполнять арифметические действия с натуральными числами современному человеку?
Да
2
3
Умеете ли вы умножать, складывать, вычитать числа столбиком, делить «уголком»?
23
Нет
Знаете ли Вы приемы быстрого счета?
3
Не
знаю
21
4
3
5
1
Всего
А хотели бы узнать?
9
31
22
20
6
3
8
Общие приемы устного счета
Общий прием заключается в следующем:
- пользуясь десятичным составом числа, разложить каждое слагаемое на разряды;
- использование переместительного свойства умножения;
- использование распределительного свойства при умножении и делении.
Вычитание числа меньше 100 из числа больше 100, но меньше 200
Например:
134-76=58
76 на 24меньше 100. 134 на 34 больше 100. Прибавим 24 к 34 и получим ответ: 58.
152-88=64
88 на 12 меньше 100,а 152 больше 100 на 52, значит
152-88=12+52=64
127-54=27+46=73
А также верно:
46-37=6+3=9
87-74=7+6=13
157-99=57+1=58 246-179=46+21=67 567-456=67+44=111 357-246=57+54=111 678-589=78+11=89 986-876=86+24=110 794-638=94+62=152 847-736=47+64=111
Специальные приемы устного счета
Приёмы умножения на 9, 99, 999
Приёмы умножения на 11, 101, 1001
Ещё один приём умножения на 11
Ещё один приём умножения на 101
Умножение двузначного числа на 111
Умножение на 5, 15, 25, 50, 125
Умножение на 37
Умножение на 22, 33, …, 99
Приём деления на 5, 50, 500
Приём деления на 25, 125
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1
Приёмы умножения на 11, 101, 1001
а*11=а*10+а
а*101=а*100+а
а*1001=а*1000+а
45*11=45*10+45=450+45=495
891*11=891*10+891=8910+891=9801
86*101=86*100+86=8600+86=8686
942*101=942*100+942=94200+942=95142
93*1001=93*1000+93=93000+93=93093
123*1001=123*1000+123=123000+123=123123
Ещё один приём умножения на 11
36*11=396
86*11=946
123*11=1353
489*11=5379
6521*11=71731
36789*11=404679
Ещё один прием умножения на 101
Например:
52*101=5252
74*101=7474
36*101=3636
Или применив прием описанный выше:
45*101=4500+45=4545
93*101=9300+93=9393
Это можно увидеть наглядно,
выполнив действия столбиком:
Ещё один прием умножения на 1001
Число Шахерезады
456*1001=456456
789*1001=789789
985*1001=985985
168*1001=168168
Умножение двузначного числа на 111
27*111=2997
31*111=3441
45*111=4995
54*111=5994
63*111=6993
71*111=7881
80*111=8880
93*111=10323
95*111=10545
39*111=4329
86*111=9546
57*111=6327
49*111=5439
86*111=9546
Умножение на 37
Зная это, можно решить многие примеры
Например:
37*5=37*(3+2)=37*3+37*2=111+74=185 37*5=37*(6–1)=37*6–37=222–37=185 37*300=37*3*100=11100 37*60=37*6*10=2220
Умножение на 22, 33, …, 99
Чтобы двузначное число умножить на 22, 33, …, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11, то есть 44 = 4*11; 55 = 5*11. Затем произведение первых чисел умножить на 11:
24 * 22 = 24* 2*11 = 48*11 = 528
68*33=68*3*11=204*11=2244
123*55=123*5*11=615*11=6765
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
Например: 35²=?
Отделим 5 от цифр впереди нее. В данном случае речь идет всего лишь о цифре 3, стоящей перед 5. Прибавим 1 к 3 и получим в результате 4.
Перемножим числа: 3*4 = 12
Припишем 25 (5 в квадрате) справа к 12. Полученное число и есть искомый ответ: 1225.
35² = 1225
75²=5625 95²=9025
(8*7=56) 105²=11025
Возведение в квадрат двузначного числа, начинающегося на 5
Например:
52 2 = 2704, т.к. 25+2=27 и 2 2 =04;
57 2 = 3249
53 2 = 2809
58 2 = 3364, т.к. 25+8=33 и 8 2 =64.
31²=961
41²= 1681
221²=48400+220+221=48841
Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 1
Пример:
121²= 14641
121-1 =120
120²= 14400
120 + 121 = 241
14400 + 241 = 14641
ОТВЕТ: 14641
Выводы:
Знание приемов быстрого счета позволяет упрощать вычисления, экономить время, развивает логическое мышление и гибкость ума.
Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять те или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Зато после тренировки он поможет приобрести полезные навыки устного и быстрого счета.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
Довольно быстро получается умножать числа, если немного потренироваться!!!
Спасибо за внимание