СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я хожу по тропинкам любви

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа "Я хожу по тропинкам любви".  В работе анализируются произведения овременных авторов о любви.

Просмотр содержимого документа
«Я хожу по тропинкам любви»



Направление «Литература и искусство»








ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


Тема «Я хожу по тропинкам любви…»

(Тема любви в лирике самарских поэтов)
























Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

Глава 1. «Я хожу по тропинкам любви»……………………………………….......5

1.1. «Первая любовь, боль моей души…»………………………………….5

1.2. «Берегите любовь, берегите…»…………………………………….......5

1.3. «Ты расскажи мне, ветер, про любовь»………………………………..6

1.4. «Хулиганит ветер в поле» ………………………………………………7

1.5. «И заплачет сердце с горечью в груди…» …………………………….7

Глава 2. «В жизни каждого песня своя»……………………………………………8

Глава 3. « Любовь – это полёт души к звёздам»…………………………………12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………....16

Приложение…………………………………………………………………………17



















Введение

Приходит любовь, и раздвигаются берега сердца, и озеро становится морем.

В.Н.Бондаренко

Стихами дышит всё вокруг…

В.В.Шумейко

Тема любви в творчестве всех поэтов занимает центральное место, независимо от того, какой период или какое литературное и поэтическое течение мы рассматриваем. Попробуйте найти хотя бы одного лирика, который не писал бы о любви. Вряд ли какое-либо другое чувство может сравниться по силе и эмоциональности с любовью: когда человек любит, его душа поёт, и «стихами дышит всё вокруг».

Любовь способна дарить человеку наивысшее счастье – счастье нахождения рядом с любимым. Несмотря на то, что любовь может приносить и огромное разочарование, когда она невзаимная и неразделённая, о ней пишут и будут писать, несмотря на политические режимы и экономические положения, несмотря на нравы, законы и мораль.

  Как же проявляется тема любви в творчестве поэтов? Ведь, несмотря на силу и масштаб чувства, каждый видит мир и отношения между влюблёнными по-разному, а значит, и пишет об этом по-своему.

Рассмотрим же примеры того, как раскрывается тема любви в творчестве моих любимых поэтов Самарского края.

Цель работы: исследовать на примере отдельных стихотворений художественные особенности любовной лирики Владимира Викторовича Шумейко, Людмилы Михайловны Голодяевской, с которыми мне довелось не раз встречаться, и Владимира Никифоровича Бондаренко, чьё творчество давно знают и чтут в нашей школе.

Задачи:

1)перечитать любимые стихи В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевской, В.Н.Бондаренко о любви;

2)познакомиться с критической литературой об их поэзии;

3)выявить общее и различное, если есть.

Объект исследования: поэзия самарских поэтов.

Предмет исследования: художественные особенности наиболее ярких стихов о любви В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевской, В.Н.Бондаренко.

Методы исследования: поисковый, исследовательский, наблюдение, анализ стихов, сравнение.

Практическая направленность: работа может быть использована на уроках литературы и факультативных занятиях при изучении темы «Литературное краеведение», во внеклассных мероприятиях. Отсюда актуальность работы: мы должны приобщаться к сокровищнице литературы Самарского края.

В процессе исследования попытаюсь подтвердить гипотезу: любовная лирика поэтов-земляков занимает достойное место в культуре родного края.















Глава 1. «Я хожу по тропинкам любви»

1.1. «Первая любовь, боль моей души…»

Для каждого человека определен свой путь. И, конечно, однажды настает такой момент в жизни, когда сердце обуревает страсть, и мы можем забыть обо всем. Видимо, именно это люди назвали первой любовью. Есть такое высказывание, что первая любовь не забывается, она оставляет на душе человека неизгладимый отпечаток.

Думаю, что Владимир Викторович Шумейко в этом стихотворении выразил всю тоску лирического героя, которая годами копилась на сердце:

Первая любовь,

Боль моей души,

Не вернется вновь,

Сколько ни ищи.

Возможно, поэт рассказывает о той девушке, которую он любил в школьные годы, и которая позже, не дождавшись его из армии, вышла замуж. Когда Владимир Викторович посетил нашу школу и рассказал о своей жизни, я запомнила историю той любви, а когда прочла стихотворение «Первая любовь, боль моей души…», то поняла, что оно посвящалось именно этой девушке.

Не перестаю восхищаться мудростью Владимира Викторовича Шумейко: насколько он спокойно относится к воспламеняющему чувству первой любви. Но, мне кажется, первая любовь проносится сквозь время, уходит, но не исчезает совсем: «Нежный всполох чувств…» живет в душе. И если раньше это был крик души от потери любимой, то теперь лишь слабое «эхо горьких слов». Но, несмотря на это, герой стихотворения всё ещё мечтает о новой встрече с любимой:

Я к тебе примчусь,

Ко всему готов…

А время беспощадно. Скорее всего, возвращение любимой невозможно:

Догорит мечта.

И на сердце грусть.

Последние строчки:

Лист упал с куста,

Пропадает пусть, –

словно вновь возвращают нас к горькому воспоминанию в начале стихотворения. Это стихотворение учит нас быть мудрыми в отношениях друг с другом. Как тут не вспомнить пушкинское «Я вас любил»…

1.2. «Берегите любовь, берегите…»

В стихотворении «Берегите любовь, берегите…» В.В.Шумейко призывает людей ценить и хранить любовь. Он прав: любовь – единственное и самое прекрасное чувство, которое посещает человека. Только влюбленный способен оценить красоту и многообразие мира, вдыхать, наслаждаясь ароматом, жизнь, и жалеть, что день закончился, с нетерпением ожидая новый:

Все равно это время прекрасно,

Когда страстью сердца зажжены.

Летом, зимой или осенью ясной,

Но найти вы друг друга должны.

Поэт говорит о том, что у любви две стороны: прекрасная и очень жестокая. Особенно мне нравятся строки, в которых Владимир Викторович обращает наше внимание на упорство в достижении цели. Главное – найти любовь и ни в коем случае от нее не отказываться:

Вслед за нею упрямо идите,

А не плачьте полжизни о ней.

Автор пытается донести до читателя мысль, что любовь – это мечта, которая может и осчастливить человека, и растоптать душу влюбленного.

Однако Владимир Викторович Шумейко верит, что именно в любви человек становится таким, какой он должен быть на самом деле:

Лишь в любви та особая нежность,

И мечта за собою манит…

Стихотворения « Берегите любовь, берегите…» очень проникновенно, откровенно и глубоко. Сразу становится ясно, что Владимир Шумейко знает, что такое любовь. Он любит и светится этим прекрасным чувством изнутри.

1.3. «Ты расскажи мне, ветер, про любовь»

Стихотворение «Ты расскажи мне, ветер, про любовь» вызвало у меня всплеск эмоций. В простых словах, речевых оборотах заключен глубокий смысл, проникающий в душу. Меня оно тронуло, с одной стороны, незамысловатыми, с другой – такими душевными и искренними словами. Хотя, наверное, так и должно быть: искренность граничит с простотой.

Сюжет данного стихотворения привлекает внимание с первых же строк: лирический герой, обращаясь к ветру, спрашивает его про любовь, рассказывает о разочаровании в ней и в отчаянии просит ответа у силы природы. Думаю, что обращение к ветру вызвано тем, что тот, гуляя повсюду, видел все проявления любви, разочарования в ней, муку, отчаяние и разлуку. Видел неувядающие чувства, которые проносятся через годы и остаются на земле вечно.

Образ ветра раскрывается как образ умудренного жизнью друга, знающего много о столь сильном и непонятном явлении, как любовь. На мой взгляд, здесь звучит перекличка с народной поэзией, где часто встречаются олицетворения и обращение к силам природы.

Чтобы выразить чувства лирического героя, нарисовать правдивые образы, В.В.Шумейко использует в стихотворении яркие метафоры: «…мечта взлететь уже не может», «…протяну в холодные ладони»; олицетворения: « Ты расскажи мне, ветер, про любовь».

1.4. Хулиганит ветер в поле»

Я заметила, что некоторые стихи Владимира Викторовича пронизаны какой-то печальной философией. Стихотворение «Хулиганит ветер в поле» не стало исключением. Динамичный слог, яркие олицетворения и эпитеты чудесным образом переплетаются со спокойствием будничных явлений: «хулиганит ветер в поле, … все чего-то недоволен». Сама тема уже о многом говорит, тем более что ветер не просто гуляет в поле, а «хулиганит». Удивительное сравнение с «хозяином в доме» добавляет в строки, на мой взгляд, немного грусти, словно автор хочет сказать, как он одинок порой, точно так же, как и ветер. При чтении этого стихотворения возникает ощущение отождествления лирического героя с ветром. В последних строчках прослеживается одновременно и тоска, и умиротворение: «И стучит поникшей ставней … В сеновале с кошкой спит».

Опять ветер, опять грусть и любовь…

1.5. «И заплачет сердце с горечью в груди…»

Многие строчки из произведений В.В.Шумейко вызывают воспоминания, наполненные грустью, чувства, похожие на ностальгию …В них вместе с лирическим героем грустит природа:

Натянуло тучи в небе полотнищем.

Замерли деревья в сонной тишине.

Снова осень бродит в одеяньи нищем
И в любви разлуку предрекает мне.

Снова появляется любимый образ ветра, который часто является свидетелем несчастливой любви:

Здесь с тобой расстанусь, на лесистой тропке,

И заплачет сердце с горечью в груди.

Только ветер нежный, только ветер робкий

Вдруг задует в травах, на меня сердит.

Но если «сердце заплачет с горечью в груди», то ветер всё-таки «нежный» и «робкий», словно влюблённый герой. Как всегда у поэта, и печаль, и радость рядом, как в жизни. От этого стихи В.В.Шумейко ещё ближе мне и понятнее.









Глава 2. «В жизни каждого песня своя»

Гармоничны и музыкальны стихи о любви и Людмилы Михайловны Голодяевской. В них поэтесса великолепно передает тончайшие оттенки чувства.

Стихотворение «Ах, какая была гроза» завораживает читателей с первых же строк. Перед нами описание природы во время грозы и воспоминания лирического героя о чувствах к человеку, находившемуся в то время рядом:

А какие шептал слова

Под аккорды того ненастья!

И кружилась моя голова

То ль от молний, то ли от счастья.

Ах, какая была гроза....[4]

Простота и одновременно красота анафоры помогает пережить вместе с автором и восхищение природой, и все оттенки влюблённости:

Ах, какая была гроза!

Ах, как сосны тогда шумели!

И дождь тёк – на виду у всех,

И пиджак твой, как зонт раскрытый!

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой строфе передается красота грозы и в то же время её грозный вид:

Ах, какая была гроза!

Ах, как сосны тогда шумели!

Превосходство сил природы над людьми читается в строках:

Мы не смели поднять глаза

И бежать от грозы не смели.

Но одновременно здесь же мы ощущаем момент зарождения чувства: «Мы не смели поднять глаза». Влюблённым хорошо вдвоём, и гроза им не страшна! Убежишь – потеряешь то, о чём вспоминается потом всю жизнь.

Во второй и третьей строфе говорится о счастливых мгновениях, когда «кружилась голова то ль от молний, то ль от счастья». Наверное, до сих пор звучит в душе героини его «тихий смех, словно вальс на ветру забытый».

Красиво, изящно, интересно по форме стихотворение «Хочешь, тебе подарю?» Как симфония слагается из отдельных голосов музыкальных инструментов, так и стихотворение «Хочешь, тебе подарю?»[4] состоит из разных ритмов, звуков, мелодий. Автор предлагает читателю не только всмотреться, но и вдуматься в это многоголосье. Выразительные средства в нем отличаются большой продуманностью и изысканностью. Благодаря метафорам «Запахи трав весной», «Море туманных рос, музыку майских гроз» достигается понимание любви.

Грустная музыка, таящаяся в ритме строк, слышится и в стихотворении «Полынь»:

Полынь моя горечь тайная,

Росинка на ней хрустальная

Ничего не скажет полынка

На губах застынет горчинка!

Знаю – счастья больше не будет

Так давно он меня не любит…[4]

Переливы звуков достигаются с помощью аллитерации «р – с» и «п – г». Парная рифма, точная и неточная, также создает пленительную музыку стиха: «тайная хрустальная», «тайну я – не стану я».

А в стихах «Не сложились у песни слова» (1961) и «Поезд» (1990) в центре внимания несчастливая любовь. В этих произведениях много общего: один и тот же образ поезда («...ты на поезде быстром помчишься» и «Твой поезд на закате дня по колее своей промчится»), одна и та же мечта о любви. Но есть и различия. Надежда на счастье, блеснувшая в 60-е годы: «...и в забытое, с давностью лет, ты в окошко мое постучишься», так и не сбылась в 90-е годы: «Лишь на мгновенье поезда остановились на разъезде». С какой горечью звучат слова: «В жизни каждого песня своя» (1961) и «У каждого – своя звезда, у каждого – свое созвездье» (1990). Кто виноват? Может быть сами влюблённые? Или те, кто, сам того не замечая, разрушил их счастье? А они не смогли противостоять окружающим:

Не сложились у песни слова

По земле все они разбежались,

Их смешала людская молва.

Мы с тобою её испугались.

О людской молве, погубившей только что зарождающееся чувство поздней любви, читаем в стихотворении «Прости»:

Звенело веселым смехом

Далекой юности эхо.

Нам травы кланялись низко,

Нам счастье казалось близким…

Счастье, казалось, рядом… Но опять вмешиваются посторонние люди и всё прекрасное исчезает:

Но кто-то следил за нами,

Ревнивыми злыми глазами.

За нами, как третий лишний,

Разлука брела неслышно…

А в стихотворении «Две души» опять появляются знакомые образы из «Поезда» и из «Не сложились у песни слова»:

Две одиноких души

Шли по дороге вдвоем,

Думали в тёмной глуши

Каждая о своем…

Две одиноких души

Шагали в тиши вдвоем.

Плакали души в ночи

Каждая о своем…

Несмотря ни на что, любовь – прекрасное чувство, возвращающее человека к жизни, считает Л.М.Голодяевская.



Глава 3. « Любовь – это полёт души к звёздам»

Герои любовной лирики В. Бондаренко многолики и разнообразны: это покинутые и покинувшие, любимые и любящие. Они мучаются, томятся, страдают, но любят.

Можно привести множество примеров:

Говорят: любовь не умирает.

Верил я, пока любила ты.

Говорят: любовь не убивает.

Верил я, меня убила ты.

( «Говорят: любовь не умирает»)

Хотел бы звездой я

Гореть в твоём праздничном небе,

Хотел бы я тенью

Идти у тебя впереди.

Хотел бы припасть я

К губам твоим мякотью хлеба.

Хотел бы я сердцем

Стучать у тебя в груди.

( «Хотел бы…»)

Отжила, отстрадала,

Призакрыла глаза.

Отцвела, отдрожала

На ресницах слеза.

(Отцвела…)

Мне очень нравится стихотворение «Отцвела». Здесь раскрывается тема несчастной любви. Очень тяжело терять близкого, любимого человека, с которым много пережито. В первом четверостишии ощущение тоски ещё больше обостряет применение внутренней рифмы: отжила – отцвела. Была любовь, счастье, но, как часто это бывает, судьба всё переворачивает:

Канул голос сердечный

В безответную даль.

Унесла в бесконечность

И свой смех, и печаль.

Всё отчётливее мы слышим стон раненой души, представляя образ покинутого влюблённого. Сколько осталось недосказанного, сколько ещё хотелось узнать о любимом человеке. Но его уже нет, и вопросы, которые задаются, уходят в «безответную даль». Остались только воспоминания:

Тебя нет и не будет.

Только как мне забыть

Твои тёплые губы,

Что умели любить.

Интересно в этом смысле стихотворение «За белым окошком…», в котором тоже говорится о томлении души любящего человека, любовь которого омрачена расставанием:

За белым окошком –

Рябины кровавые кисти.

К чему эти вздохи,

Когда уже всё позади?

Когда облетают

С деревьев последние листья.

И кружится пепел

Сгоревшего счастья в груди.

В стихотворении много осенних поэтических этюдов: «рябины кровавые кисти», «последние листья». Красные плоды рябины символизируют драму души, последние листья – последние дни, проведённые с любимым человеком. Остался лишь «пепел сгоревшего счастья в груди». А пронзённая душа мечется багровыми брызгами, плачет подбитой выпью, бесовски визжит, всячески восстаёт против безысходности того, что любовь не вернуть.

Весне не бывать,

Бесконечному холоду длиться.

Длиться белой зиме

И снегам хрусталеть.

Любовь – томленье, отчаянье, боль души. Эта любовь помогает героям В.Н.Бондаренко найти смысл жизни.

Заключение

Мои любимые поэты, В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевская и В.Н.Бондаренко обладают очень редким качеством – говорить просто о прекрасном. Это действительно черта истинных мастеров слова: умение увидеть и найти в повседневных вещах нечто уникальное и неповторимое. Когда они пишут о любви, «стихами дышит всё вокруг».

Многие поэтические произведения о любви В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевской и В.Н.Бондаренко пронизаны разным настроением. Есть мажорные, радостные о благодарности за счастье любить, есть стихи, пронизанные минорным настроениям, неотвратимостью утраты любви, которое созвучно с осенней порой увядания и печали. Но тональность светлой грусти не переходит в безысходность. Просветлённость чувствуется даже тогда, когда «отзвучала музыка души». И хотя лирический герой в их стихах говорит о потере вдохновения, он не утратил одухотворённости, и воспоминания о любимых людях, о прекрасных мгновениях помогают выстоять в любых испытаниях.

Величавые раздумья, горделивый восторг от познания прекрасного часто воплощаются в произведениях поэтов-земляков в плавных периодах, в строфах с использованием анафоры, разнообразных синтаксических параллелизмов, внутренней рифмы, живописных метафор и эпитетов.

Инструментовка стиха, которую используют В.Н.Бондаренко, Л.М.Голодяевская и В.В.Шумейко очень разнообразна и благозвучна. Анафоры, повторы, рифмы, рифмовки, ассонансы и аллитерации придают стихам особую выразительность. Большую смысловую нагрузку несут метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты.

Вся их поэзия метафорична. Так, месяц «словно одинокий и заблудший кот», «солнце затворило горизонт ворот», «яркие звезды, как раки живые»…..

Рифмуются слова, важные для понимания содержания произведения: «милая – красивая», «поля – журавля», «светлая – заветная» и т.п.

В приведённых выше стихах большинство рифм являются неточными: «тропке – робкий», «печальнойхрустальный», тревог – в срок», «тайная хрустальная», «тайну я – не стану я». Поэты их часто используют. Наряду с точными рифмами они делают богаче звучание стихотворений.

Живость речи лирического героя достигается и лексикой, и структурой фразы, и несовпадением смыслового и ритмического построения строк и строф: начало предложения в одной строфе, а его продолжение и завершение в следующей: авторы часто использует энжаблеман.

В контексте строфы экспрессивные слова (клочок, лесок, речонка) говорят о том, как бесконечно дорог героям мир детских привязанностей.

Попробуем написать строку привычным порядком слов, свойственным русскому языку: сказуемое после подлежащего, определение перед определяемым словом – и строка потеряет свою выразительность. Инверсия, к которой часто обращаются поэты, придаёт особое очарование их стихам.

Вспоминаются слова А.Т.Твардовского: «Если заядлый стихолюб, знаток тонкостей формы утрачивает в отношении взволновавших его стихов профессиональную способность тотчас заметить в них наличие…банальных рифм…это тоже очевидная победа поэзии, не рассчитанной на вкусы знатоков и сладкоежек формы» (К.Симонов. Стихотворения. Поэмы. – М.,1985. – С.9 ).

Это и есть поэзия, её святое таинство, завораживающее душу благородство. Ещё большую красоту ей придаёт тема любви: «стихами дышит всё вокруг». Ведь « Любовь – это полёт души к звёздам».

Так пусть же встречают нас на «тропинках любви» стихи Владимира Викторовича Шумейко, Людмилы Михайловны Голодяевской, Владимира Никифоровича Бондаренко.






Список литературы

1.Бондаренко В.Н. Летели лебеди. Стихи. Чапаевск, 1994.

2.Бондаренко В.Н. Чудо-чудаки. Стихи и поэмы. Чапаевск, 1995.

3. Бондаренко В.Н. Ночь лежит в хрусталях. Стихи. Чапаевск, 1996.

4. Бондаренко В.Н. Я подарю тебе зарю. Стихи. Чапаевск, 1998.

5. Бондаренко В.Н. Куда уходят туманы. Стихи. Чапаевск, 1998.

6. Бондаренко В.Н. Я в пламени одет. Избр. стихи. Чапаевск, 1999.

7. Голодяевская Л.М. Красные тюльпаны. Самара, 2006

8. Голодяевская Л.М. Эхо войны. Самара, 2000.

9. Голодяевская Л.М. Тем, кого люблю, 2007.

10.Шумейко В.В. Я хожу по тропинкам любви. Самара, 2010.

11. Шумейко В.В.Позови меня, любовь. Самара, 2001.

12. Шумейко В.В. Перед грозою вновь затишье. Самара, 2009.

13. Шумейко В.В. Земля, согретая делами. Самара,2012.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!