Запись темы урока и определение целей Знакомство с биографией и творчеством поэта Вступление учителя Я.П. Полонский (слайд 4) прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года. Писательская деятельностью занимался шесть десятилетий. Родился и вырос в Рязани, в небогатой дворянской семье. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать себе на хлеб. Но в душе он поэт. Его друг – Афанасий Фет. Среди товарищей Полонского считали малообразованным провинциалом, «недалеким малым». Среди чиновников и богачей – человеком с незавидной судьбой неимущего студента. Полонский вёл изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вечерний звон», «Мгновения». Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие писатели, как Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, хотя у него учились поэтическому мастерству Иван Бунин и молодой Александр Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью поэт говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва». Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом. На его личности и творчестве лежал последний отблеск пушкинской и лермонтовской эпохи. Особенности лучших стихов Полонского заключаются а) в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме; б) в его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи. Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги. Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами. Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека. Особенности творчества Я.П. Полонского: Стихи мелодичны и напевны; глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм; в стихах есть грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений; типичный пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны. мотив неясной надежды, смятения, панической растерянности, тревоги; лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами. Аналитическое чтение стихотворения «По горам две хмурых тучи»: Выразительное чтение стихотворения Беседа по вопросам: - Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я.П. Полонского? - Что вы увидели общего со стихотворениями этих поэтов? (С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским – образ грозы). - Только ли эти образы мы можем выделить в стихотворении? - Какая картина возникла у вас перед глазами во время прочтения стихотворения? - Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину? (Олицетворение помогает картину представить как живую) - Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют? (Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула.) С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей. А чьи именно переживания мы можем представить за образами скалы туч? - Теперь попробуем разбить стихотворение на строфы. Но для начала вспомним, что такое строфа? (повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха). - Почему мы именно так разделили стихотворение? Что послужило основанием для такого деления? (Стихотворение поделено на строфы на основании рифмовки.) Определите вид рифмовки в каждом четверостишии. (по строфам определяем, в это время на слайде 11 появляется схема рифмовки: 1 строфа: …тучи А ... блуждали Б … горючей А … сползали Б Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная. 2 строфа: … уступили А … даром Б … огласили А … ударом Б Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная. 3 строфа: … влажным А … засмеялось Б … протяжным А … сказалось Б Рифмуется 1-3, 2-4 – перекрёстная. 4 строфа: … не смели А … тучи Б … горючей Б … обомлели А Рифмуется 1-2, 3-4 – кольцевая (опоясывающая). - Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой? (Изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.) - Ребята, обратим внимание (на слайде 12) на репродукцию картины Максима Никифоровича Воробьёва «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842г.). Чем эта картина близка стихотворению Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…»? 3) Чтение интерпретации стихотворения в учебнике на с.285 4. Аналитическое чтение стихотворения «Посмотри – какая мгла…» 1) Выразительное чтение стихотворения 2) Беседа: - Ребята, в этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет. А какой сюжет и с помощью каких средств, вы определите, работая в группах. Почувствуем себя творцами. Разделимся на 4 группы. Каждая группа будет выполнять своё задание, работая над стихотворением. Представители групп выберите себе перо любого цвета (на слайде 14): «красное перо» – определяем настроение лирического героя и картины, которые рисует автор; «зелёное перо» – выявляем художественные приёмы и их роль в стихотворении; «синее перо» – определяем размеры, строфы и способы рифмовки; «белое перо» – делаем вывод о стихотворении в целом. - Обратите внимание на слайд, где дано толкование некоторых слов. (Во время работы на слайде 15 тесном сóнме сизых туч – туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую. Фосфорúческий свой луч – луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным.) «Красное перо» – ощущение покоя, умиротворения от общей картины и чувство печали, тоски возникает при появлении образа месяца. Поэт изображает ночной пейзаж. В первой строфе мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой в густой тёмной ночи, которая ощущается в словах «мгла», «глубина», сумрак». Во второй строфе мы видим героя месяца – «невидимку» в сизых тучах, он ищет приюта, но не может его найти, наводя свой фосфорический луч на всё. «Зелёное перо» – поэт создаёт зримо картину ночного пейзажа с помощью эпитетов, олицетворения, аллитерации. Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический». Эпитеты «тускло» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему настроение стихотворения. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущение автора от общения с этим существом. Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Использование этого приёма даёт возможность почувствовать одиночество месяца – человека. Настроение тоски и тишины выражается и в звукописи – аллитерации на глухие согласные – «с», «т», «ч», «х», «ф». «Синее перо» Размер: четырёхстопный хорей Посмотри – какая мгла 1 2 3 4 56 7 В глубине долин легла! 1 2 3 4 5 6 7 _ _ /_ _ /_ _ /_ _ _ /_ _ /_ _ /_ Строфа: в строфе по 5 строк – пятистишие. Рифмовка: … мгла А … легла А … дымкой Б … ракит В … блестит В … невидимкой Б … туч Г … ходит Д … наводит Д …луч Г Так как в строфе по пять строк, то способ рифмовки в 1 строфе – опоясывающий, во второй строфе – опоясывающий, а 1 строка второй строфы рифмуется с 3 строкой из 1 строфы опоясывающей рифмой. - Почему именно 5 строк и такая рифма? (В 1 строфе же по рифме видна картина сна, ощущается чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй строфе виден месяц – «невидимка», который ходит по небу и луч наводит, возникает чувство лёгкой грусти.) «Белое перо». В этом стихотворении рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг своим «фосфорическим лучом». Чувство сонного покоя, восхищения тишиной и лёгкой грусти возникает благодаря использованию поэтом эпитетов, олицетворения. В образе месяца легко угадать поэта Якова Петровича Полонского, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтически воображением. Интерпретация стихотворения с.286 |