СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ядерное оружие и его боевые свойства

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ядерное оружие и его боевые свойства. Возможно использовать при проведении отрытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»



Государственное бюджетное учреждение Калининградской области

Профессиональная образовательная организация

«Техникум отраслевых технологий»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Урок по ПМ раздел 2. «Гражданская оборона»

пункт 2.2 «Оружие массового поражения»

Тема: «Ядерное оружие и его боевые свойства»














Разработчик : Пакенас А.В.











Светлый

2015 г.



Тема урока: Ядерное оружие и его боевые свойства

Цели урока:

  • углубить и расширить знания по теме урока;

  • формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения;

  • развить навыки совместной деятельности в группах.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Форма проведения: лекция с элементами игры.

Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практические (исследовательский, проблемно-поисковый, игровой), активные методы обучения, самостоятельная работа обучающихся.

Межпредметные связи: физика, математика, история.

Комплексно-методическое обеспечение урока: мультемидийная презентация на проекторе, плакаты.

Раздаточный материал: учебники по «Основам безопасности жизнедеятельности» 10-класс, тестовые задания.

Программное обеспечение: Windows 8.1, Power Point.

Ожидаемый результат:

Деятельность на уроке развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к дисциплине, формирует умения и навыки рационального учебного труда и творческого подхода к изучению дисциплины.

Учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:

-возникновении опасности в случае применения оружия массового поражения;

-организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;

-заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях,  угрожающих здоровью и жизни подростка.

  Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается  устойчивый познавательный  интерес к учению.

Игровая деятельность способствует развитию у студентов мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.





Структура и содержание урока


п/п

Наименование структурного элемента урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающего

Время

(мин)

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Готовятся к уроку, доклад старосты.

2

Начальная мотивация

Вступительное слово преподавателя. Сообщается тема урока, цели, задачи.

Внимательно слушают преподавателя.

5

Презентация, актуализация изучаемой темы

Изложение материала с использованием слайдов, элементов игры, созданием проблемных ситуаций.

Слушают, отвечают на вопросы преподавателя, участвуют в обсуждении вопросов.

30

Контроль за степенью усвоения пройденного материала

Предлагает ответить на вопросы пройденного материала.

Отвечают на вопросы теста.

5

Подведение итогов урока

Делают выводы по уроку, объявляет оценки, обращает внимание на достижение целей урока, дает домашнее задание.

Слушают, записывают задание на дом.

3


Просмотр содержимого документа
«План открытого урока»

Открытый урок дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

на тему "Ядерное оружие и его боевые свойства"



Преподаватель ОБЖ - Пакенас Алексей Витаутович.

Тип урока. Урок - лекция с элементами игры "Медиа-лото".

Учебно-наглядный комплекс:

  • Учебник, плакаты, тесты, мультимедийные задания.

  • Мультимедийная презентация.

Этапы урока

  1. Повторение (закрепление) пройденного материала.

  2. Мотивация и объявление новой темы.

  3. Изучение нового материала.

  4. Практическая работа, игра "медиа - лото", тест по теме урока. Оценивание.

  5. Подведение итогов (рефлексия).

  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Слово учителя: Тема нашего урока посвящена оружию массового поражения (ОМП).

Вопросы к учащимся:

  • как вы думаете, что относится к ОМП?

  • в основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях? (межпредметная связь с физикой)

Теперь давайте сформулируем тему урока.

Тема урока: Ядерное оружие и его боевые свойства.

Цели:

  • углубить и расширить знания по теме урока;

  • формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения;

  • развить навыки совместной деятельности в группах.

ВОПРОСЫ УРОКА

1. Исторический экскурс.

2. Определение и характеристика ядерного оружия.

3. Виды ядерных взрывов.

4. Поражающие факторы ядерного взрыва.

5. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.



Исторический экскурс.

В 1896 г. французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре изучения и использования ядерной энергии. Оружие чудовищной раз­рушительной силы, так называемое ядерное оружие создали в 1945 г. бежавшие перед началом второй мировой войны из фашист­ской Германии в США и поддержанные правитель­ством этой страны физики под руководством аме­риканского ученого Роберта Оппенгеймера.

Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 г. Это произошло в Америке, в пустынном районе близ городка Аламогордо (штат Нью-Мексико). На верхней платформе специально построенной 33-метровой стальной вышки бы­ла взорвана атомная бомба. Стальная конструкция вышки испарилась. На ее месте образовалась воронка диаметром 37 м и глубиной 1,8 м. Она являлась центром прости­равшегося на большое расстояние кратера. В ок­ружности 370 км была уничтожена вся рас­тительность.


Вспышка от взрыва на расстоянии 32 км каза­лась в несколько раз ярче, чем солнечный свет в полдень. После нее образовался огненный шар, существовавший несколько секунд. Свет от не­го был виден в населенных пунктах на расстоя­нии до 290 км. Звук от взрыва был слышен на таком же расстоянии. В одном случае стекла в зданиях были выбиты ударной волной даже на расстоянии 200 км.

В результате взрыва образовалось гигант­ское облако сферической формы. Клубясь, оно устремилось вверх, приобрело форму гигант­ского гриба. Облако состояло из нескольких тонн пыли, поднятой с поверхности земли, паров железа и большого количества радиоак­тивных веществ, образовавшихся при цепной реакции деления ядерного заряда. Пыль и ра­диоактивные частицы осели на огромной пло­щади, небольшое их количество было обнару­жено на удалении 190 км от эпицентра взрыва. Испытания бомбы показали, что но­вое оружие готово к боевому применению.



6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросима.

9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на город Нагасаки.

Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва было убито 78 тыс. человек. Нагасаки - 27 тыс. человек.

Вывод: Испытание бомб показало, что новое оружие готово к боевому применению. Создание этого оружия обозначило начало нового этапа в использовании войн и военного искусства.

2. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ - это оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

Ядерное оружие - одно из самых разрушительных средств ведения войны;

ядерные боеприпасы:

  • боевые части ракет и торпед;

  • авиационные и глубинные бомбы;

  • артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ

ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Световое излучение - поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Способно вызывать ожоги кожи, поражения органов зрения.

Проникающая радиация - совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.

Радиоактивное заражение - заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.

Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса.

ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА

Помните:

  • основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;

  • от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

  • от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.

4. ВИДЫ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ

п/п

Виды взрыва

Применение

1.

Космический

Применяется на высоте более 65 км для поражения космических целей

2.

Высотный

Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивное заражение местности практически отсутствует.

3.

Воздушный

Применяется на высоте от 10 до 65км для поражения воздушных целей.

4.

Наземный

Производится на поверхности земли или такой высоте, когда светящаяся область касается грунта. Применяется для разрушения наземных целей

5.

Подземный

Производится ниже уровня земли. Характерен сильным заражением местности.

6.

Надводный

Производится на поверхности воды или на такой высоте, когда световая область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.

7.

Подводный

Производится под водой. Световое излучение и проникающая радиация практически отсутствует. Вызывает сильное радиоактивное заражение воды.

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ

ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА

Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Световое излучение - поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Способно вызывать ожоги кожи, поражения органов зрения.

Проникающая радиация - совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.

Радиоактивное заражение - заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.

Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса.

ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА

Помните:

  • основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;

  • от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

  • от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.

Сделаны выводы о проделанной работе.

Закрепление нового материала

- Правила игры-"Медиа-лото"

Каждая команда готовится ответить на поставленный вопрос на что отводиться 1 минута времени. Если команда готова досрочно ответить, капитан подымает руку и назначает отвечающего. За правильный ответ команда получает 1 балл, если ответ неверный, то отвечает другая команда. За дополнение ответа начисляется пол балла. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов. При подведении итогов, самым активным участникам выставляются оценки.

ИГРА "Медиа-лото" по теме урока:

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ЕГО БОЕВЫЕ СВОЙСТВА.

Вопрос №1: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Вопрос №2: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.

Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.

Вопрос №3: Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.

Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.

Вопрос №4: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.

Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутренней энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.

Вопрос №5: Что называется эпицентром ядерного взрыва?

Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекцию на поверхности земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Вопрос №6: В каком году было открыто явление радиоактивного излучения?

В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.

Вопрос №7: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.

Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Вопрос №8: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.

Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен сильнным заражением.

Вопрос №9: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.

Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.

Вопрос №10: Что может служить защитой от светового излучения?

От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

Вопрос №11: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?

В основе ядерного взрыва.





Вопрос №12: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.

Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.

Вопрос №13: Охарактеризуйте зону А радиоактивного заражении.

Умеренное заражение (примерно 70-80% площади следа).

Вопрос №14: Дайте характеристику поражающего фактора - проникающая радиация.

Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.

Вопрос №15: Охарактеризуйте зону Б радиоактивного заражения.

Сильное заражение (примерно 10%) площади следа.

Вопрос №16: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.

Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.

Вопрос №17: Назовите зоны радиоактивного заражения.

В зависимости от степени заражения и опасности поражения людей след делится на четыре зоны: Умеренная зона; Б-сильная зона заражения; В-зона опасного заражения; Г - чрезвычайно-опасная зона.

Вопрос №18: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?

От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.

Вопрос №19: Охарактеризуйте зону Г радиоактивного заражения.

Это зона чрезвычайно опасная.

Вопрос №20: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?

Запрещается принимать пищу (употреблять овощи, фрукты), пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.







ТЕСТЫ

1.Ядерное оружие-это:

а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;

б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;

в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.

2.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.

б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс.

в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.

3.Световое излучение - это:

а) поток невидимых нейтронов;

б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в)скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.

4.Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:

а) световое излучение;

б) проникающая радиация;

в) электромагнитный импульс.

5.Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:

а) в первые часы после выпадения;

б) в первые сутки после выпадения;

в) в течение трех суток после выпадения.

6.Проникающая радиация - это

а) поток радиоактивных протонов;

б) поток невидимых протонов;

в) поток гамма-лучей и нейтронов.

Номер теста

О Т В Е Т Ы

Оценка за тест

а

б

в


1.

 

 

*

 

2.

 

*

 

 

3.

 

*

 

 

4.

*

 

 

 

5.

*

 

 

 

6.

 

 

*

 

Итог:

 

Подведение итогов

В завершение урока с учащимися организуется рефлексивная деятельность, в ходе которой школьникам предлагается провести самоанализ выполненной деятельности. Даются рекомендации по дополнительному изучению темы.

Домашнее задание: подготовить информацию или презентацию на тему: радиационная безопасность, радиационная защита.



Просмотр содержимого документа
«ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЕ»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЕ

1. Ядерное оружие-это:

а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;

б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;

в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.

2. Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.

б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс.

в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.

3. Световое излучение - это:

а) поток невидимых нейтронов;

б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;

в) скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.

4. Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:

а) световое излучение;

б) проникающая радиация;

в) электромагнитный импульс.

5. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:

а) в первые часы после выпадения;

б) в первые сутки после выпадения;

в) в течение трех суток после выпадения.

6. Проникающая радиация – это:

а) поток радиоактивных протонов;

б) поток невидимых протонов;

в) поток гамма-лучей и нейтронов.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока :   Ядерное оружие и его боевые свойства .   Цели урока :   - углубить и расширить знания по теме урока ;  - формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения ;  - развить навыки совместной деятельности в группах .

Тема урока : Ядерное оружие и его боевые свойства . Цели урока : - углубить и расширить знания по теме урока ; - формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения ; - развить навыки совместной деятельности в группах .

В 1986 году французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиактивного излучения. В 1945 году немецкими физиками под руководством американского ученого Роберта Оппенгеймера было создано ядерное оружие. 6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросима. 9 августа 1945 года на японский город Нагасаки.

В 1986 году французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиактивного излучения.

В 1945 году немецкими физиками под руководством американского ученого Роберта Оппенгеймера было создано ядерное оружие.

6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросима.

9 августа 1945 года на японский город Нагасаки.

В результате выделения огромного количества энергии при взрыве поражающие факторы ядерного оружия существенно отличаются от действия обычных средств поражения.

В результате выделения огромного количества энергии при взрыве поражающие факторы ядерного оружия существенно отличаются от действия обычных средств поражения.

Поражающие факторы ядерного оружия :  - ударная волна;  - световое излучение;  - проникающая радиация;  - радиоактивное загрязнение;  - электромагнитный импульс (ЭМИ).

Поражающие факторы ядерного оружия : - ударная волна; - световое излучение; - проникающая радиация; - радиоактивное загрязнение; - электромагнитный импульс (ЭМИ).

Ударная волна   Основной поражающий фактор ядерного взрыва.  Она представляет собой область резкого сжатия среды, распространяющуюся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны.  Поражающее действие ударной волны характеризуется величиной избыточного давления.

Ударная волна

Основной поражающий фактор ядерного взрыва.

Она представляет собой область резкого сжатия среды, распространяющуюся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны.

Поражающее действие ударной волны характеризуется величиной избыточного давления.

Скорость распространения

Скорость распространения

При избыточном давлении 20-40 кПа незащищенные люди могут получить легкие поражения (легкие ушибы и контузии). Воздействие ударной волны с избыточным давлением 40-60 кПа приводит к поражениям средней тяжести: потере сознания, повреждению органов слуха, сильным вывихам конечностей, кровотечению из носа и ушей. Тяжелые травмы возникают при избыточном давлении свыше 60 кПа . Крайне тяжелые поражения наблюдаются при избыточном давлении свыше 100 кПа .

При избыточном давлении 20-40 кПа незащищенные люди могут получить легкие поражения (легкие ушибы и контузии). Воздействие ударной волны с избыточным давлением 40-60 кПа приводит к поражениям средней тяжести: потере сознания, повреждению органов слуха, сильным вывихам конечностей, кровотечению из носа и ушей. Тяжелые травмы возникают при избыточном давлении свыше 60 кПа . Крайне тяжелые поражения наблюдаются при избыточном давлении свыше 100 кПа .

Световое излучение   Поток лучистой энергии, включающий видимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Его источник - светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом.  Световое излучение распространяется практически мгновенно и длится в зависимости от мощности ядерного взрыва до 20 с.

Световое излучение

Поток лучистой энергии, включающий видимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Его источник - светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом.

Световое излучение распространяется практически мгновенно и длится в зависимости от мощности ядерного взрыва до 20 с.

Сила светового излучения такова, что, несмотря на кратковременность, оно способно вызывать ожоги кожи (кожных покровов), поражение (постоянное или временное) органов зрения людей и возгорание горючих материалов и объектов.

Сила светового излучения такова, что, несмотря на кратковременность, оно способно вызывать ожоги кожи (кожных покровов), поражение (постоянное или временное) органов зрения людей и возгорание горючих материалов и объектов.

Проникающая радиация  Поток гамма-лучей и нейтронов, распространяющийся в течение 10-15 с.   Проходя через живую ткань, гамма-излучение и нейтроны ионизируют молекулы, входящие в состав клеток. Под влиянием ионизации в организме возникают биологические процессы, приводящие к нарушению жизненных функций отдельных органов и развитию лучевой болезни.

Проникающая радиация

Поток гамма-лучей и нейтронов, распространяющийся в течение 10-15 с.

Проходя через живую ткань, гамма-излучение и нейтроны ионизируют молекулы, входящие в состав клеток. Под влиянием ионизации в организме возникают биологические процессы, приводящие к нарушению жизненных функций отдельных органов и развитию лучевой болезни.

Электромагнитный импульс   Кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с атомами окружающей среды.

Электромагнитный импульс

Кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с атомами окружающей среды.

Радиоактивное заражение местности  Выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва в приземный слой атмосферы, воздушное пространство, воды и другие объекты.

Радиоактивное заражение местности

Выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва в приземный слой атмосферы, воздушное пространство, воды и другие объекты.

Г Б (В) А Высокий уровень радиации может наблюдаться не только в районе, прилегающем к месту взрыва, но и на расстоянии десятков и даже сотен километров от него. Радиоактивное заражение местности может быть опасным на протяжении нескольких недель после взрыва.

Г

Б (В)

А

Высокий уровень радиации может наблюдаться не только в районе, прилегающем к месту взрыва, но и на расстоянии десятков и даже сотен километров от него. Радиоактивное заражение местности может быть опасным на протяжении нескольких недель после взрыва.

Зоны радиоактивного заражения по степени опасности

Зоны радиоактивного заражения по степени опасности

  • зона А - умеренного заражения площадью 70-80 % от площади всего следа взрыва. Уровень радиации на внешней границе зоны через 1 час после взрыва составляет 8 Р/ч;
  • зона Б - сильного заражения, на долю которой приходится примерно 10 % площади радиоактивного следа, уровень радиации 80 Р/ч;
  • зона В - опасного заражения. Она занимает примерно 8-10% площади следа облака взрыва; уровень радиации 240 Р/ч;
  • зона Г - чрезвычайно опасного заражения. Ее площадь составляет 2-3% площади следа облака взрыва. Уровень радиации 800 Р/ч.
Виды ядерных взрывов  В зависимости от задач, решаемых применением ядерного оружия, ядерные взрывы могут производиться в воздухе, на поверхности земли и воды, под землей и водой. В соответствии с этим различают высотный, воздушный, наземный (надводный) и подземный (подводный) взрывы.

Виды ядерных взрывов

В зависимости от задач, решаемых применением ядерного оружия, ядерные взрывы могут производиться в воздухе, на поверхности земли и воды, под землей и водой. В соответствии с этим различают высотный, воздушный, наземный (надводный) и подземный (подводный) взрывы.

Высотный ядерный взрыв - это взрыв, произведенный с целью уничтожения в полете ракет и самолетов на безопасной для наземных объектов высоте (свыше 10 км).

Высотный ядерный взрыв - это взрыв, произведенный с целью уничтожения в полете ракет и самолетов на безопасной для наземных объектов высоте (свыше 10 км).

Воздушный ядерный взрыв — это взрыв, произведенный на высоте до 10 км, когда светящаяся область не касается земли (воды). Воздушные взрывы подразделяются на низкие и высокие.

Воздушный ядерный взрыв — это взрыв, произведенный на высоте до 10 км, когда светящаяся область не касается земли (воды). Воздушные взрывы подразделяются на низкие и высокие.

Наземный (надводный) ядерный взрыв - это взрыв, произведенный на поверхности земли (воды), при котором светящаяся область касается поверхности земли (воды), а пылевой (водяной) столб с момента образования соединен с облаком взрыва.

Наземный (надводный) ядерный взрыв - это взрыв, произведенный на поверхности земли (воды), при котором светящаяся область касается поверхности земли (воды), а пылевой (водяной) столб с момента образования соединен с облаком взрыва.

Подземный (подводный) ядерный взрыв - это взрыв, произведенный под землей (под водой) и характеризующийся выбросом большого количества грунта (воды), перемешанного с продуктами ядерного взрывчатого вещества

Подземный (подводный) ядерный взрыв - это взрыв, произведенный под землей (под водой) и характеризующийся выбросом большого количества грунта (воды), перемешанного с продуктами ядерного взрывчатого вещества

ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА           Помните:  - основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;  - от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.  - от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.

ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА Помните: - основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях; - от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад. - от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.

«Медиа-лото»

«Медиа-лото»

Вопрос №1   Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

Вопрос №1 Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

Вопрос №2   Дать характеристику надводного ядерного взрыва.

Вопрос №2 Дать характеристику надводного ядерного взрыва.

Вопрос №3   Дайте характеристику поражающего фактора – световое излучение.

Вопрос №3 Дайте характеристику поражающего фактора – световое излучение.

Вопрос №4   Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.

Вопрос №4 Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.

Вопрос №5   Что называется эпицентром ядерного взрыва?

Вопрос №5 Что называется эпицентром ядерного взрыва?

Вопрос №6   В каком году и кем было открыто явление радиоактивного излучения?

Вопрос №6 В каком году и кем было открыто явление радиоактивного излучения?

Вопрос №7   Дать характеристику поражающего фактора – ударная волна.

Вопрос №7 Дать характеристику поражающего фактора – ударная волна.

Вопрос №8   Дать характеристику подземного ядерного взрыва.

Вопрос №8 Дать характеристику подземного ядерного взрыва.

Вопрос №9   Дать характеристику поражающего фактора – радиоактивное загрязнение.

Вопрос №9 Дать характеристику поражающего фактора – радиоактивное загрязнение.

Вопрос №10   Что может служить защитой от светового излучения?

Вопрос №10 Что может служить защитой от светового излучения?

Вопрос №11   В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях?

Вопрос №11 В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях?

Вопрос №12   Назовите основные способы защиты людей и техники от ударной волны.

Вопрос №12 Назовите основные способы защиты людей и техники от ударной волны.

Вопрос №13   Охарактеризуйте зону «А» радиоактивного заражения.

Вопрос №13 Охарактеризуйте зону «А» радиоактивного заражения.

Вопрос №14   Дайте характеристику поражающего фактора – проникающая радиация.

Вопрос №14 Дайте характеристику поражающего фактора – проникающая радиация.

Вопрос №15   Охарактеризуйте зону «Б» радиоактивного заражения.

Вопрос №15 Охарактеризуйте зону «Б» радиоактивного заражения.

Вопрос №16   Дайте характеристику воздушного ядерного взрыва.

Вопрос №16 Дайте характеристику воздушного ядерного взрыва.

Вопрос №17   Назовите зоны радиоактивного заражения.

Вопрос №17 Назовите зоны радиоактивного заражения.

Вопрос №18   Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?

Вопрос №18 Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?

Вопрос №19   Охарактеризуйте зону «Г» радиоактивного заражения.

Вопрос №19 Охарактеризуйте зону «Г» радиоактивного заражения.

Вопрос №20   Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?

Вопрос №20 Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?

Спасибо  за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!