Открытый урок дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
на тему "Ядерное оружие и его боевые свойства"
Преподаватель ОБЖ - Пакенас Алексей Витаутович.
Тип урока. Урок - лекция с элементами игры "Медиа-лото".
Учебно-наглядный комплекс:
Учебник, плакаты, тесты, мультимедийные задания.
Мультимедийная презентация.
Этапы урока
Повторение (закрепление) пройденного материала.
Мотивация и объявление новой темы.
Изучение нового материала.
Практическая работа, игра "медиа - лото", тест по теме урока. Оценивание.
Подведение итогов (рефлексия).
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Слово учителя: Тема нашего урока посвящена оружию массового поражения (ОМП).
Вопросы к учащимся:
как вы думаете, что относится к ОМП?
в основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях? (межпредметная связь с физикой)
Теперь давайте сформулируем тему урока.
Тема урока: Ядерное оружие и его боевые свойства.
Цели:
углубить и расширить знания по теме урока;
формировать умения действовать при угрозе радиоактивного заражения;
развить навыки совместной деятельности в группах.
ВОПРОСЫ УРОКА
1. Исторический экскурс.
2. Определение и характеристика ядерного оружия.
3. Виды ядерных взрывов.
4. Поражающие факторы ядерного взрыва.
5. Защита от поражающих факторов ядерного взрыва.
Исторический экскурс.
В 1896 г. французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. Оно положило начало эре изучения и использования ядерной энергии. Оружие чудовищной разрушительной силы, так называемое ядерное оружие создали в 1945 г. бежавшие перед началом второй мировой войны из фашистской Германии в США и поддержанные правительством этой страны физики под руководством американского ученого Роберта Оппенгеймера.
Первый атомный взрыв был произведен 16 июля 1945 г. Это произошло в Америке, в пустынном районе близ городка Аламогордо (штат Нью-Мексико). На верхней платформе специально построенной 33-метровой стальной вышки была взорвана атомная бомба. Стальная конструкция вышки испарилась. На ее месте образовалась воронка диаметром 37 м и глубиной 1,8 м. Она являлась центром простиравшегося на большое расстояние кратера. В окружности 370 км была уничтожена вся растительность.
Вспышка от взрыва на расстоянии 32 км казалась в несколько раз ярче, чем солнечный свет в полдень. После нее образовался огненный шар, существовавший несколько секунд. Свет от него был виден в населенных пунктах на расстоянии до 290 км. Звук от взрыва был слышен на таком же расстоянии. В одном случае стекла в зданиях были выбиты ударной волной даже на расстоянии 200 км.
В результате взрыва образовалось гигантское облако сферической формы. Клубясь, оно устремилось вверх, приобрело форму гигантского гриба. Облако состояло из нескольких тонн пыли, поднятой с поверхности земли, паров железа и большого количества радиоактивных веществ, образовавшихся при цепной реакции деления ядерного заряда. Пыль и радиоактивные частицы осели на огромной площади, небольшое их количество было обнаружено на удалении 190 км от эпицентра взрыва. Испытания бомбы показали, что новое оружие готово к боевому применению.
6 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на японский город Хиросима.
9 августа 1945 года была сброшена атомная бомба на город Нагасаки.
Согласно данным ООН в Хиросиме в момент взрыва было убито 78 тыс. человек. Нагасаки - 27 тыс. человек.
Вывод: Испытание бомб показало, что новое оружие готово к боевому применению. Создание этого оружия обозначило начало нового этапа в использовании войн и военного искусства.
2. ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ - это оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.
Ядерное оружие - одно из самых разрушительных средств ведения войны;
ядерные боеприпасы:
боевые части ракет и торпед;
авиационные и глубинные бомбы;
артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными зарядными устройствами.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ
ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Световое излучение - поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Способно вызывать ожоги кожи, поражения органов зрения.
Проникающая радиация - совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Радиоактивное заражение - заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса.
ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Помните:
основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;
от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.
4. ВИДЫ ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ
№ п/п | Виды взрыва | Применение |
1. | Космический | Применяется на высоте более 65 км для поражения космических целей |
2. | Высотный | Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивное заражение местности практически отсутствует. |
3. | Воздушный | Применяется на высоте от 10 до 65км для поражения воздушных целей. |
4. | Наземный | Производится на поверхности земли или такой высоте, когда светящаяся область касается грунта. Применяется для разрушения наземных целей |
5. | Подземный | Производится ниже уровня земли. Характерен сильным заражением местности. |
6. | Надводный | Производится на поверхности воды или на такой высоте, когда световая область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации. |
7. | Подводный | Производится под водой. Световое излучение и проникающая радиация практически отсутствует. Вызывает сильное радиоактивное заражение воды. |
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ
ФАКТОРЫ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Ударная волна - область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Световое излучение - поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Способно вызывать ожоги кожи, поражения органов зрения.
Проникающая радиация - совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Радиоактивное заражение - заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Электромагнитный импульс - кратковременное (менее секунды) электромагнитное поле, возникающие при взрыве ядерного боеприпаса.
ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖАЮЩИХ ФАКТОРОВ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА
Помните:
основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях;
от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие.
Сделаны выводы о проделанной работе.
Закрепление нового материала
- Правила игры-"Медиа-лото"
Каждая команда готовится ответить на поставленный вопрос на что отводиться 1 минута времени. Если команда готова досрочно ответить, капитан подымает руку и назначает отвечающего. За правильный ответ команда получает 1 балл, если ответ неверный, то отвечает другая команда. За дополнение ответа начисляется пол балла. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов. При подведении итогов, самым активным участникам выставляются оценки.
ИГРА "Медиа-лото" по теме урока:
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ЕГО БОЕВЫЕ СВОЙСТВА.
Вопрос №1: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?
Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
Вопрос №2: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.
Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.
Вопрос №3: Дайте характеристику поражающего фактора-световое излучение.
Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
Вопрос №4: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.
Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутренней энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.
Вопрос №5: Что называется эпицентром ядерного взрыва?
Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекцию на поверхности земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.
Вопрос №6: В каком году было открыто явление радиоактивного излучения?
В 1896 году французским физиком А.Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.
Вопрос №7: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.
Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Вопрос №8: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.
Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен сильнным заражением.
Вопрос №9: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.
Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.
Вопрос №10: Что может служить защитой от светового излучения?
От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
Вопрос №11: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющихся при цепных реакциях?
В основе ядерного взрыва.
Вопрос №12: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.
Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.
Вопрос №13: Охарактеризуйте зону А радиоактивного заражении.
Умеренное заражение (примерно 70-80% площади следа).
Вопрос №14: Дайте характеристику поражающего фактора - проникающая радиация.
Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.
Вопрос №15: Охарактеризуйте зону Б радиоактивного заражения.
Сильное заражение (примерно 10%) площади следа.
Вопрос №16: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.
Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.
Вопрос №17: Назовите зоны радиоактивного заражения.
В зависимости от степени заражения и опасности поражения людей след делится на четыре зоны: Умеренная зона; Б-сильная зона заражения; В-зона опасного заражения; Г - чрезвычайно-опасная зона.
Вопрос №18: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?
От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.
Вопрос №19: Охарактеризуйте зону Г радиоактивного заражения.
Это зона чрезвычайно опасная.
Вопрос №20: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?
Запрещается принимать пищу (употреблять овощи, фрукты), пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.
ТЕСТЫ
1.Ядерное оружие-это:
а) вид высокоточного наступательного оружия, основанного на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле или под землей;
б) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;
в) вид оружия массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутриядерной энергии.
2.Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, зараженное отравляющими веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха.
б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение и электромагнитный импульс.
в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение содержания кислорода в воздухе.
3.Световое излучение - это:
а) поток невидимых нейтронов;
б) поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
в)скоростной поток продуктов горения, изменяющий состав атмосферного воздуха.
4.Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:
а) световое излучение;
б) проникающая радиация;
в) электромагнитный импульс.
5.Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:
а) в первые часы после выпадения;
б) в первые сутки после выпадения;
в) в течение трех суток после выпадения.
6.Проникающая радиация - это
а) поток радиоактивных протонов;
б) поток невидимых протонов;
в) поток гамма-лучей и нейтронов.
Номер теста | О Т В Е Т Ы | Оценка за тест |
а | б | в | |
1. | | | * | |
2. | | * | | |
3. | | * | | |
4. | * | | | |
5. | * | | | |
6. | | | * | |
Итог: | |
Подведение итогов
В завершение урока с учащимися организуется рефлексивная деятельность, в ходе которой школьникам предлагается провести самоанализ выполненной деятельности. Даются рекомендации по дополнительному изучению темы.
Домашнее задание: подготовить информацию или презентацию на тему: радиационная безопасность, радиационная защита.