8 класс
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского(1ч)
Известно, что начало XX века — века социальных и индустриальных революций, машин, автоматов и роботов — ознаменовалось появлением огромного числа выдающихся музыкальных произведений. В них композиторы по-новому воплощали свои возвышенные сказки и мифы вопреки всему, что происходило вокруг.
«Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Баба Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова, «Жар-птица» и «Весна священная» И. Стравинского, «Замок Синей Бороды» Б. Ба́ртока, «Да́фнис и Хло́я» М. Равеля — вот далеко не полный перечень произведений, определивших музыкальное направление первой четверти XX столетия.
И. Билибин. Царство Дадона. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»
С. Мамотин. Кащей
Л. Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы
Отчего же в те годы появились именно такие произведения, на первый взгляд столь несозвучные характеру эпохи? Некоторые музыканты склонны объяснять это «духом бегства», во все времена свойственным творческим людям, не желающим мириться с рутиной и обыденностью, с мертвящей скукой повседневности. «Крыльев! Чтобы воспарить над горами, долами, над жизнью и смертью, над всем!» — эти слова одного из романсов Р. Шумана могли бы стать девизом для многочисленных художников, не желающих подчиняться тискам и оковам своего времени.
Однако есть и более глубокие причины, побуждающие музыкантов пускаться в дальние странствия — по векам и эпохам, по мирам сказочных фантазий и волшебных превращений, — в поисках источника вечной мудрости и красоты. Ведь искусство, это дитя богини Памяти, неподвластно течению веков, не знает границ в преодолении пространств и времён. Рождаясь в условиях своего века, оно несёт ему знания и опыт веков прошедших. И нередко бывает так, что опыт давно отшумевших эпох поразительным образом способен объяснять смысл самых современных событий и даже помогает предугадывать будущее.
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», — говорил французский поэт XX века Поль Валери́, подчёркивая непреходящее значение истин, которые никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом поколении.
А. Головин. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Жар-птица»
И в обращении музыкантов к глубинным пластам культурной памяти не угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную природу — стремление, особенно важное в эпохи больших потрясений, переломов и распутий?
Одним из произведений, созданных в переломное время начала XX века (1913 год), был балет И. Стравинского «Весна священная».
Он воссоздаёт образ языческой Руси с её весенними гаданиями, девичьими хороводами, культом Земли, жертвоприношением в честь богини Весны. В балете необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма — этого первоначала музыки, восходящего к глубинным свойствам человеческой природы.
Культ танца, идея танца как символа энергии жизни вообще характерны для того времени, отмеченного необыкновенным триумфом балетного жанра (вспомним «Русские сезоны» в Париже с их серией превосходных балетных постановок). Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её замысел заключается в том, чтобы средствами музыки — тембров, гармоний, но прежде всего ритма — показать извечную силу природных, стихийных сил жизни. Из них произрастает всё: цветение весны, радость, любовь.
И. Стравинский
Нотный пример 2 (№6)
И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная». Фрагмент
И вот что удивительно: этот балет, столь необычный по тематике, такой далёкий от интересов европейского искусства (хотя создавался и исполнялся он в Париже), от социальных потрясений своего времени, стал подлинным художественным взрывом! Французский публицист Жан Кокто́ назвал «Весну священную» шедевром, «симфонией, исполненной дикой печали, запечатлевшей землю в состоянии произрастания, шумы древних хижин и становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое дыхание скота, глубокие потрясения».
Н. Рерих. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Весна священная»
Возможно, что в этой обращённости к вечным истинам — истине природы, истине древних законов, данным сквозь призму музыкального звучания современности, и заключён секрет непреходящей актуальности данного произведения. Ведь ничто не меняется в мире людей: те же силы движут побуждениями, что и тысячи лет назад, и те же оковы древних обычаев противостоят этим слепым и могучим силам.
Так традиция становится синонимом власти вечного.
Вопросы и задания
1.Почему на протяжении XX века композиторы так часто обращались к темам, далёким от злободневных интересов современности?
2.О чём рассказывает балет И. Стравинского «Весна священная»?
3.Согласен ли ты с утверждением, что в «Весне священной» необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма? С чем это связано?
4.Рассмотри нотный пример 2 (с. 30). Обрати внимание на запись акцентов и знаков артикуляции возле нот. Среди них:
. («стакка́то» — отрывисто);
– («порта́то» — лёгкий акцент);
(акце́нт);
sf («сфорца́ндо» — внезапный акцент).
Зачем, по-твоему, композитору понадобилось такое их многообразие? Как это повлияло на ритмические особенности музыки?