СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Командная игра проводится в рамках предметной недели русского языка и литературы для учащихся 8-9 классов. Проверяются знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», развивается умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить. В результате данного мероприятия ученики получают интересную информацию о возникновении фразеологизмов, об истории знаков препинания.

 

Просмотр содержимого документа
«Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык»»

Игра - брейн - ринг  «Берегите русский язык» в 8- 9 классах.

Цель:

  1. Проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис».

  2. Развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить.

  3. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

  • красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),

  • листы для ответов.

  • Высказывания о русском языке



Ход игры:

Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литера­туры. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в игре  три тура, в каждом туре по  4 – 8 вопросов. Время размыш­ления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ (учитель читает задание, дети записывают ответы на листах)

1 тур «Синтаксис»:

  1. О каких знаках  идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор...

И начинает думать каждый. (Многоточие.)

1 слайд презентации

Это интересно: Тире впервые был введён Н. М. Карамзиным. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тя­нуть", что вполне соответствует форме знака.

  1. Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:

  • вместительный -

  • удивительный –

  • единительный –

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивитель­ным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)



  1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)


  1. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К. (Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна). 2 слайд презентации Например, на букву П: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.



  1. Расставьте знаки препинания, объясните их. «Отколе умная бредешь ты голова». (И. А. Крылов.) (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)


  1. Синтаксис и орфография всегда стоят рядом и друг без друга не существуют, поэтому наше следующее задание проверит не только ваши синтаксические, но и орфографические навыки. Запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания. Подсказка – предложение содержит несколько двойных согласных в словах. «На углу, на meррace, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича».


2  тур «Лексика» 3 слайд презентации

  1. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

  • Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

  • Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

  • Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

4 слайд презентации. Догадайтесь, о чём будем говорить дальше?


  1. Что означают выражения? Когда мы их употребляем? Кто знает историю, тому дополнительный балл.

5 слайд презентации

  • шиворот-навыворот; было время, когда выражение шиворот-навыворот связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

  • спустя рукава. Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть.
    Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

  • точить лясы. На Волге издавна славились семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам.
    Работа эта считалась сравнительно легкой и несерьезной: вытачивать столбики, резать из них безделушки, головки зверей, петушков, вазы, кувшинчики, — это вам не дом ставить.
    Балясники украшали своей затейливой пестрой резьбой, фантастическими змеями, драконами и волжские суда. Постепенно этот промысел исчез, но память о балясниках осталась в живой речи. Веселыми были они говорунами: точили балясы (или лясы) и пели, вели бойкий шутливый разговор.

6, 7,8 слайды презентации

(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу".

  1. Соберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки. Разрезные карточки приклеить на лист.

  • Весна красна цветами,... (а осень снопами).

  • Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).

  • Осень прикажет, а... (весна своё скажет).

  • Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).

  • В зимний холод... (всякий молод).

  • Ни в марте воды,... (ни в апреле травы).

  • Лето припасает, а .. .(зима поедает).

  • Где в апреле река,... (там в июле лужица).

3 тур «Морфология»

  1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  2. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

  3. Определите, где предлоги, а где наречия?

  • Вокруг стояла тишина;

  • Туристы расположились вокруг костра;

  • Не мешай слушать, после расскажешь;

  • После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буква­ми б, г — с предлогами.)

  1. Укажите существительное женское рода: Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (Вермишель.)

  2. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

  3. Составьте предложения так, чтобы данные ниже слова были разными частями речи, подпишите эти части речи.

Больной

Ране(н,нн)ый

Ярко

Творческое задание: Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.











Оценочный лист для жюри

Название конкурса


Баллы

№1

№2

Дополнительные баллы (скорость)

Дополнительные баллы (знания)

1 тур «Синтаксис»


-

-

 

 

  1. Загадки

3





  1. Соответствие по знакам

3





  1. Начало предложения

3





  1. Предложение на К.

Сколько слов – столько баллов





  1. Расставьте знаки препинания

4





  1. Синтаксис и орфография

5





2  тур «Лексика»


-

-

 

 

  1. Слово красный.

3





  1. Фразеологизмы

3





  1. Пословицы и поговорки.

8





3 тур «Морфология»


-

-

 

 

    1. 5 наречий.

5

 

 

 

 

    1. Мягкий знак

1

 

 

 

 

    1. Предлоги и наречия

4

 

 

 

 

    1. Женский род

1





    1. Названия людей

5





    1. Части речи

Сколько частей речи – столько баллов





Творческое задание

Сколько фильмов – столько баллов





Итого


 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!