Просмотр содержимого документа
«Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык»»
Игра - брейн - ринг «Берегите русский язык» в 8- 9 классах.
Цель:
Проверить знания учащихся из разделов русского языка «Лексика», «Морфология», «Синтаксис».
Развивать умение отгадывать языковые загадки, логически мыслить.
Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование:
красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),
листы для ответов.
Высказывания о русском языке
Ход игры:
Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Правила игры: в игре три тура, в каждом туре по 4 – 8 вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ (учитель читает задание, дети записывают ответы на листах)
1 тур «Синтаксис»:
О каких знаках идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)
Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый. (Многоточие.)
1 слайд презентации
Это интересно: Тире впервые был введён Н. М. Карамзиным. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.
Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:
вместительный -
удивительный –
единительный –
(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)
Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К. (Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна). 2 слайд презентации Например, на букву П: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.
Расставьте знаки препинания, объясните их. «Отколе умная бредешь ты голова». (И. А. Крылов.) (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)
Синтаксис и орфография всегда стоят рядом и друг без друга не существуют, поэтому наше следующее задание проверит не только ваши синтаксические, но и орфографические навыки. Запишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания. Подсказка – предложение содержит несколько двойных согласных в словах. «На углу, на meррace, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича».
2 тур «Лексика» 3 слайд презентации
Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
4 слайд презентации. Догадайтесь, о чём будем говорить дальше?
Что означают выражения? Когда мы их употребляем? Кто знает историю, тому дополнительный балл.
5 слайд презентации
шиворот-навыворот; было время, когда выражение шиворот-навыворот связывалось с позорным наказанием. Пойманного вора или другого преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
спустя рукава. Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть.
Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
точить лясы. На Волге издавна славились семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам.
Работа эта считалась сравнительно легкой и несерьезной: вытачивать столбики, резать из них безделушки, головки зверей, петушков, вазы, кувшинчики, — это вам не дом ставить.
Балясники украшали своей затейливой пестрой резьбой, фантастическими змеями, драконами и волжские суда. Постепенно этот промысел исчез, но память о балясниках осталась в живой речи. Веселыми были они говорунами: точили балясы (или лясы) и пели, вели бойкий шутливый разговор.
6, 7,8 слайды презентации
(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу".
Соберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки. Разрезные карточки приклеить на лист.
Весна красна цветами,... (а осень снопами).
Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).
Осень прикажет, а... (весна своё скажет).
Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).
В зимний холод... (всякий молод).
Ни в марте воды,... (ни в апреле травы).
Лето припасает, а .. .(зима поедает).
Где в апреле река,... (там в июле лужица).
3 тур «Морфология»
Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)
Определите, где предлоги, а где наречия?
Вокруг стояла тишина;
Туристы расположились вокруг костра;
Не мешай слушать, после расскажешь;
После небольшого отдыха все запели.
(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буквами б, г — с предлогами.)
Укажите существительное женское рода: Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (Вермишель.)
Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)
Составьте предложения так, чтобы данные ниже слова были разными частями речи, подпишите эти части речи.
Больной
Ране(н,нн)ый
Ярко
Творческое задание: Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.
Оценочный лист для жюри
Название конкурса | Баллы | №1 | №2 | Дополнительные баллы (скорость) | Дополнительные баллы (знания) |
1 тур «Синтаксис» | | - | - | | |
Загадки | 3 | | | | |
Соответствие по знакам | 3 | | | | |
Начало предложения | 3 | | | | |
Предложение на К. | Сколько слов – столько баллов | | | | |
Расставьте знаки препинания | 4 | | | | |
Синтаксис и орфография | 5 | | | | |
2 тур «Лексика» | | - | - | | |
Слово красный. | 3 | | | | |
Фразеологизмы | 3 | | | | |
Пословицы и поговорки. | 8 | | | | |
3 тур «Морфология» | | - | - | | |
| 5 | | | | |
| 1 | | | | |
| 4 | | | | |
| 1 | | | | |
| 5 | | | | |
| Сколько частей речи – столько баллов | | | | |
Творческое задание | Сколько фильмов – столько баллов | | | | |
Итого | | | | | |