СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как активная форма обучения на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Обучение грамоте   находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.Этому процессу помогают игры.

Просмотр содержимого документа
«Игра как активная форма обучения на уроках чтения.»

Игра как активная форма обучения на уроках чтения.

1 группа. Игры подготовительного этапа.

1.Игры на узнавание букв.

- "Лото" (слайд 2)

-"Кто самый быстрый?"

- "Кегли с буквами"

- "Сумка со всякой всячиной"

2. На закрепление алфавита.

- "Алфавитный поезд"

- "Игры с мячом"

- "Телеграмма"

Эти игры очень легко подготовить, поэтому не стала их описывать. Вот лишь некоторые из них.

Кегли с буквами.

Оборудование: кегли, резиновый мяч, карточки с буквами для каждой кегли.

Карточки с буквами надо приклеить на кегли(по одной на каждую). Игроки по очереди сбивают кегли с мячом. игрок должен придумать слово на букву, которая изображена на упавшей кегле. Нельзя говорить уже названные слова.

Приёмы интенсивного обучения чтению:

  • Если у текста есть картинки, то их следует рассмотреть, описать и переключиться на учеников, т.е. учить прогнозировать содержание текста по заголовкам и по картинкам.

  • Снять лексические и грамматические трудности.

  • Объяснить учащимся, как читать текст.

  • Обратить внимание на ключевые слова и слова, написанные жирным шрифтом.

  • Каждый абзац - это мысль. Нужно выделить главную мысль в абзаце и составить план.

  • Если вопросы после текста, то их следует просмотреть перед чтением текста.

  • Дать установку на чтение.



Задания к тексту.



Вопрос на выбор.

Класс делится на две команды. Капитаны выбирают группу
вопросов. Вопросы написаны на листочках разного цвета.

  • На красном- трудные вопросы (за них команда получает два балла)

  • На белом - легкие вопросы (за них команда получает 1 балл)

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.


Твоё счастье/ несчастье.

Карточка делится на 6 частей. играет 6 человек от команды. У
каждого игрока своя цифра. Кидают кубик, какая цифра выпадает,
отвечает тот игрок. Выигрывает команда, у которой большее
количество очков.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.



Карточки с вопросительными словами.

Учитель называет буквы алфавита. Какой-нибудь из учащихся останавливает его. У ребят карточки со словами "Кто? Что? Где?" Например выпала буква М. Учащиеся отвечают на вопрос: главного героя зовут Машенька. И так далее, пока не будет исчерпана вся информация из текста. Затем кто-то один рассказывает.

Карточки со значками.

Учитель показывает карточку. Учащиеся должны выполнить по ней задание. Карточки используются следующие:

"+" согласиться

"-" не согласиться

"!" выразить восхищение этим текстом

"?" задать вопросы к тексту

"М" мнение. Высказать своё мнение

"1,2,3" привести 3 примера

"..." назвать цитату из текста

"Н-р" пример из текста



Перебивалка.

Учащимся раздаются карточки с союзами, предлогами, частицами, приставками. Учитель начинает читать текст. Ученик, увидев своё
слово на карточке, перебивает учителя, начинает читать дальше. И
так далее, пока текст не будет прочитан.


Сэндвич.

Даётся текст. Учитель говорит: "Моё слово стоит между словом... и словом ..."Кто найдет первым, зачитывает предложение и загадывает своё слово.


Весёлые голоса.

1) Прочитать текст:

- радостно - огорченно

-печально - как китаец

- хвастливо - торговец

2) Прочитать, что больше всего понравилось в тексте от разных
лиц:

- спортивного комментатора

-певца

- старой женщины

Ребенок не должен говорить, кто он. Класс должен отгадать



Гармошка.

Учитель выписывает предложение из текста, закрывает его и передаёт другому. Получается гармошка. В конце читают весь текст.


Хождение монаха.

Дети ходят вслед за учителем по классу и читают за ним текст монотонно, как молитву. Задача: усвоить текст.


Метаплан.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом. Выписывают основные мысли на листочек. На каждом листочке должно быть одно предложение. Затем листочки раскладываются по порядку, получится краткий пересказ. Другой вариант: Листочки перемешиваются. Дети должны восстановить последовательность текста.





Инструкции к играм.

Слайд 3. Медведь и ягоды.

Цель: выделение в словах звуков [м], [м´].

Учитель: Медведь собрал разные ягоды в лесу. Он хочет отобрать для Маши только ягоды, в названии которых есть звуки [м], [м´]. Давайте поможем мишке.

Дети выбирают нужные ягоды, щелкают по ним мышкой или пером, перетаскивают в корзинку и щелкают в корзинке. Если ягода подходит, то она останется в корзине, если нет – вернется на свое место.


Слайд 4. Маша и медведь.

Цель: выделение и различение в слове звуков [м], [м´].

Учитель: Медведь и Маша решили навести порядок и разобрать вещи. Мишка собирает в ведро картинки, в названиях которых есть мягкий звук [м´], а Маша – предметы, названия которых с твердым звуком [м]. Поможем им?

Дети выбирают нужные предметы, щелкают по ним мышкой или пером, перетаскивают в корзинку или ведро и щелкают в корзинке.


Слайд 5. Слова «заблудились»

Цель: соотнесение слова и его схемы. «чтение» слов с буквой А.

Учитель: Ребята, проверьте, правильно ли подписаны изображенные фрукты? Нет? Давайте найдем «заблудившимся» словам их картинки.

Дети с помощью манипулятор переставляют слова к нужным картинкам.


Слайды 6. Построим дом.

Цель: проверить навыки чтения у детей, только обучающихся чтению.

Слабо читающие ученики по очереди выходят к доске, щелкаю по карточке, прочитывают слово и щелкают по нему. Слово исчезает, а на его месте появляется часть дома. Когда все слова будут прочитаны, учитель щелкает по полю с названием игры (осуществляется переход на следующий слайд). Дети, которые справились с заданием, могут построить дом и посадить дерево, щелкая по объектам и перемещая их.

Хорошо читающих детей можно привлечь в качестве контролирующих, а также попросить запомнить все слова, которые будут появляться, а потом перечислить их и подумать, что их объединяет (это животные).

Слайд 7. Сокровища пиратов.

Цель: учить различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

Учитель: Пираты спрятали награбленные сокровища в пещере и завалили вход камнями. Чтобы вернуть богатства пострадавшим, надо проникнуть в пещеру. Камни мы должны разложить в две кучи: слева – камни с буквами, обозначающими гласные звуки, справа – согласные.

Дети с помощью манипулятора (мыши или пера) растаскивают камни. Щелчок по камню, затем щелчок по тому месту, куда камень надо положить.


Слайд 8. Подбери букву!

Цель: учить соотносить звук и букву.

Учитель: Давайте вспомним, как зовут этих сказочных героев. А кто занет, почему их так назвали? Ребята, а с какой буквы мы будем писать их имена?

Дети: С заглавной.

Учитель: Почему?

Дети: Имена пишутся с большой, заглавной буквы.

Учитель: Давайте подберем каждому герою букву, с которой начинается его имя.

Дети называют имя героя и ищут нужную букву. С помощью манипулятора перемещают букву на нужную карточку. Если буква выбрана правильно, она встанет на свое место, если нет – вернется обратно.


Слайд 9. «Цветочная полянка»

Цель: учить соотносить звук и букву, расширить знания детьми цветов и их названий.

Учитель: Ребята, а знаете ли вы названия цветов? Рассмотрите цветы, как узнаете? Давайте подберем каждому цветку букву, с которой будем писать его название. Если буквы подберем правильно, то у нас получится слово.

Дети перемещают карточки с буквами под нужный цветок. В ряду изображено две астры разных сортов, что также обогащает знания детей об окружающем мире и усложняет работу, возможно, потребуется подсказка учителя. Если буквы подобраны правильно, дети смогут прочитать слово «Алфавит».

Модуль можно использовать для введения в тему «Алфавит» в конце работы по «Букварю» или в русском языке.


Слайд 10. Мягкие и твердые.

Цель: различать мягкие и твердые звуки.

Учитель: Кубинки разбросаны на полу! Непорядок! Давайте разложим их по местам! Кубики с буквами мягких согласных – на мягкий диван. Кубики с буквами твердых согласных – на твердый стол.

С помощью манипулятора с объяснением дети перемещают кубики на заданные места.



Слайд 25. «Дождик».

Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [р], [р’], буква Р, р» и проверяла умение: группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать характеристику звукам, развивать речь, логическое мышление.

Условия игры. Герои урока спрятались под зонтиками красного и синего цвета. Команда девочек помогает Красной шапочке собрать гласные буквы, а команда мальчиков помогает Волку собрать согласные буквы. Класс проверяет и сигнализирует сигнальными карточками.

Слайд 26. «Собери цветы».

Игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [р], [р’], буква Р, р» и способствовала: развитию умения составлять слова с помощью слогов; усвоению знаний того, что в слове столько же слогов, сколько и гласных; развитию мышления, внимания, речи.

Условия игры. Дети, с помощью слогов, записанных в разных геометрических фигурах, составляют слова – названия цветов.

Слайд 27. «Подарки Деда Мороза».

Игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [д], [д’], буква Д, д»

и способствовала: развитию умения давать характеристику звуку; умению находить местоположение звука в данном слове.

Условия игра. Дети помогают Деду Морозу сложить подарки в мешки. Предметы, в названии которых звук [д] кладут в синий мешок, а предметы в названии которых звук [д’] – в зелёный. Свой выбор дети обосновывают (называют место звука в слове и характеризует его по твёрдости – мягкости).

Слайд 28. «Наряди ёлку».

Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [д], [д’],

буква Д, д» и способствовала: формированию умения разгадывать загадки, находить нужные слоги и составлять слова отгадки; развитию логического мышления, внимания, памяти.

Условия игры. Дети должны отгадать загадки и правильно собрать из

слогов слова-отгадки.

Слайд 29. «Поймай рыбку».

Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звук [щ’], буква

Щ, щ» с целью: формирования умения отличать звук [щ’] и букву Щ, щ от звука [ш] и буквы Ш, ш; учиться читать слова с новой буквой; развивать логическое мышление, внимание; формирования умения работать в команде.

Условия игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Слева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут выплывать по две рыбки с буквами ш и щ на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. Затем прочитать получившееся слово и передать ход другому. Если рыбка стоит на месте, значит буква выбрана неверно, и, ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая поймала большее количество рыбы.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!