Игра как активная форма обучения на уроках чтения. 1 группа. Игры подготовительного этапа.
1.Игры на узнавание букв.
- "Лото" (слайд 2)
-"Кто самый быстрый?"
- "Кегли с буквами"
- "Сумка со всякой всячиной"
2. На закрепление алфавита.
- "Алфавитный поезд"
- "Игры с мячом"
- "Телеграмма"
Эти игры очень легко подготовить, поэтому не стала их описывать. Вот лишь некоторые из них.
Кегли с буквами.
Оборудование: кегли, резиновый мяч, карточки с буквами для каждой кегли.
Карточки с буквами надо приклеить на кегли(по одной на каждую). Игроки по очереди сбивают кегли с мячом. игрок должен придумать слово на букву, которая изображена на упавшей кегле. Нельзя говорить уже названные слова.
Приёмы интенсивного обучения чтению:
Если у текста есть картинки, то их следует рассмотреть, описать и переключиться на учеников, т.е. учить прогнозировать содержание текста по заголовкам и по картинкам.
Снять лексические и грамматические трудности.
Объяснить учащимся, как читать текст.
Обратить внимание на ключевые слова и слова, написанные жирным шрифтом.
Каждый абзац - это мысль. Нужно выделить главную мысль в абзаце и составить план.
Если вопросы после текста, то их следует просмотреть перед чтением текста.
Дать установку на чтение.
Задания к тексту.
Вопрос на выбор.
Класс делится на две команды. Капитаны выбирают группу
вопросов. Вопросы написаны на листочках разного цвета.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Твоё счастье/ несчастье.
Карточка делится на 6 частей. играет 6 человек от команды. У
каждого игрока своя цифра. Кидают кубик, какая цифра выпадает,
отвечает тот игрок. Выигрывает команда, у которой большее
количество очков.
Карточки с вопросительными словами.
Учитель называет буквы алфавита. Какой-нибудь из учащихся останавливает его. У ребят карточки со словами "Кто? Что? Где?" Например выпала буква М. Учащиеся отвечают на вопрос: главного героя зовут Машенька. И так далее, пока не будет исчерпана вся информация из текста. Затем кто-то один рассказывает.
Карточки со значками.
Учитель показывает карточку. Учащиеся должны выполнить по ней задание. Карточки используются следующие:
"+" согласиться
"-" не согласиться
"!" выразить восхищение этим текстом
"?" задать вопросы к тексту
"М" мнение. Высказать своё мнение
"1,2,3" привести 3 примера
"..." назвать цитату из текста
"Н-р" пример из текста
Перебивалка.
Учащимся раздаются карточки с союзами, предлогами, частицами, приставками. Учитель начинает читать текст. Ученик, увидев своё
слово на карточке, перебивает учителя, начинает читать дальше. И
так далее, пока текст не будет прочитан.
Сэндвич.
Даётся текст. Учитель говорит: "Моё слово стоит между словом... и словом ..."Кто найдет первым, зачитывает предложение и загадывает своё слово.
Весёлые голоса.
1) Прочитать текст:
- радостно - огорченно
-печально - как китаец
- хвастливо - торговец
2) Прочитать, что больше всего понравилось в тексте от разных
лиц:
- спортивного комментатора
-певца
- старой женщины
Ребенок не должен говорить, кто он. Класс должен отгадать
Гармошка.
Учитель выписывает предложение из текста, закрывает его и передаёт другому. Получается гармошка. В конце читают весь текст.
Хождение монаха.
Дети ходят вслед за учителем по классу и читают за ним текст монотонно, как молитву. Задача: усвоить текст.
Метаплан.
Учащиеся самостоятельно работают с текстом. Выписывают основные мысли на листочек. На каждом листочке должно быть одно предложение. Затем листочки раскладываются по порядку, получится краткий пересказ. Другой вариант: Листочки перемешиваются. Дети должны восстановить последовательность текста.
Инструкции к играм.
Слайд 3. Медведь и ягоды.
Цель: выделение в словах звуков [м], [м´].
Учитель: Медведь собрал разные ягоды в лесу. Он хочет отобрать для Маши только ягоды, в названии которых есть звуки [м], [м´]. Давайте поможем мишке.
Дети выбирают нужные ягоды, щелкают по ним мышкой или пером, перетаскивают в корзинку и щелкают в корзинке. Если ягода подходит, то она останется в корзине, если нет – вернется на свое место.
Слайд 4. Маша и медведь.
Цель: выделение и различение в слове звуков [м], [м´].
Учитель: Медведь и Маша решили навести порядок и разобрать вещи. Мишка собирает в ведро картинки, в названиях которых есть мягкий звук [м´], а Маша – предметы, названия которых с твердым звуком [м]. Поможем им?
Дети выбирают нужные предметы, щелкают по ним мышкой или пером, перетаскивают в корзинку или ведро и щелкают в корзинке.
Слайд 5. Слова «заблудились»
Цель: соотнесение слова и его схемы. «чтение» слов с буквой А.
Учитель: Ребята, проверьте, правильно ли подписаны изображенные фрукты? Нет? Давайте найдем «заблудившимся» словам их картинки.
Дети с помощью манипулятор переставляют слова к нужным картинкам.
Слайды 6. Построим дом.
Цель: проверить навыки чтения у детей, только обучающихся чтению.
Слабо читающие ученики по очереди выходят к доске, щелкаю по карточке, прочитывают слово и щелкают по нему. Слово исчезает, а на его месте появляется часть дома. Когда все слова будут прочитаны, учитель щелкает по полю с названием игры (осуществляется переход на следующий слайд). Дети, которые справились с заданием, могут построить дом и посадить дерево, щелкая по объектам и перемещая их.
Хорошо читающих детей можно привлечь в качестве контролирующих, а также попросить запомнить все слова, которые будут появляться, а потом перечислить их и подумать, что их объединяет (это животные).
Слайд 7. Сокровища пиратов.
Цель: учить различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
Учитель: Пираты спрятали награбленные сокровища в пещере и завалили вход камнями. Чтобы вернуть богатства пострадавшим, надо проникнуть в пещеру. Камни мы должны разложить в две кучи: слева – камни с буквами, обозначающими гласные звуки, справа – согласные.
Дети с помощью манипулятора (мыши или пера) растаскивают камни. Щелчок по камню, затем щелчок по тому месту, куда камень надо положить.
Слайд 8. Подбери букву!
Цель: учить соотносить звук и букву.
Учитель: Давайте вспомним, как зовут этих сказочных героев. А кто занет, почему их так назвали? Ребята, а с какой буквы мы будем писать их имена?
Дети: С заглавной.
Учитель: Почему?
Дети: Имена пишутся с большой, заглавной буквы.
Учитель: Давайте подберем каждому герою букву, с которой начинается его имя.
Дети называют имя героя и ищут нужную букву. С помощью манипулятора перемещают букву на нужную карточку. Если буква выбрана правильно, она встанет на свое место, если нет – вернется обратно.
Слайд 9. «Цветочная полянка»
Цель: учить соотносить звук и букву, расширить знания детьми цветов и их названий.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы названия цветов? Рассмотрите цветы, как узнаете? Давайте подберем каждому цветку букву, с которой будем писать его название. Если буквы подберем правильно, то у нас получится слово.
Дети перемещают карточки с буквами под нужный цветок. В ряду изображено две астры разных сортов, что также обогащает знания детей об окружающем мире и усложняет работу, возможно, потребуется подсказка учителя. Если буквы подобраны правильно, дети смогут прочитать слово «Алфавит».
Модуль можно использовать для введения в тему «Алфавит» в конце работы по «Букварю» или в русском языке.
Слайд 10. Мягкие и твердые.
Цель: различать мягкие и твердые звуки.
Учитель: Кубинки разбросаны на полу! Непорядок! Давайте разложим их по местам! Кубики с буквами мягких согласных – на мягкий диван. Кубики с буквами твердых согласных – на твердый стол.
С помощью манипулятора с объяснением дети перемещают кубики на заданные места.
Слайд 25. «Дождик».
Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [р], [р’], буква Р, р» и проверяла умение: группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать характеристику звукам, развивать речь, логическое мышление.
Условия игры. Герои урока спрятались под зонтиками красного и синего цвета. Команда девочек помогает Красной шапочке собрать гласные буквы, а команда мальчиков помогает Волку собрать согласные буквы. Класс проверяет и сигнализирует сигнальными карточками.
Слайд 26. «Собери цветы».
Игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [р], [р’], буква Р, р» и способствовала: развитию умения составлять слова с помощью слогов; усвоению знаний того, что в слове столько же слогов, сколько и гласных; развитию мышления, внимания, речи.
Условия игры. Дети, с помощью слогов, записанных в разных геометрических фигурах, составляют слова – названия цветов.
Слайд 27. «Подарки Деда Мороза».
Игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [д], [д’], буква Д, д»
и способствовала: развитию умения давать характеристику звуку; умению находить местоположение звука в данном слове.
Условия игра. Дети помогают Деду Морозу сложить подарки в мешки. Предметы, в названии которых звук [д] кладут в синий мешок, а предметы в названии которых звук [д’] – в зелёный. Свой выбор дети обосновывают (называют место звука в слове и характеризует его по твёрдости – мягкости).
Слайд 28. «Наряди ёлку».
Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [д], [д’],
буква Д, д» и способствовала: формированию умения разгадывать загадки, находить нужные слоги и составлять слова отгадки; развитию логического мышления, внимания, памяти.
Условия игры. Дети должны отгадать загадки и правильно собрать из
слогов слова-отгадки.
Слайд 29. «Поймай рыбку».
Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звук [щ’], буква
Щ, щ» с целью: формирования умения отличать звук [щ’] и букву Щ, щ от звука [ш] и буквы Ш, ш; учиться читать слова с новой буквой; развивать логическое мышление, внимание; формирования умения работать в команде.
Условия игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Слева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут выплывать по две рыбки с буквами ш и щ на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. Затем прочитать получившееся слово и передать ход другому. Если рыбка стоит на месте, значит буква выбрана неверно, и, ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая поймала большее количество рыбы.