"Игровые педагогические технологии, как средство формирования детского коллектива в условиях школы-интерната"

Сообщение на МО воспитателей о целенаправленном развитии ребёнка, обогощение его интеллекта посредством игры, т.к. она является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые педагогические технологии, как средство формирования детского коллектива в условиях школы-интерната"»

СОГБОУ « Починковская специальная
школа-интернат»













Игровые педагогические технологии, как средство
формирования детского коллектива
в условиях школы-интерната
сообщение на МО воспитателей













Воспитатель первой
квалификационной категории
Бабанова Л.П.







2014-2015 учебный год

Через игру происходит целенаправленное развитие ребёнка, обогащение его интеллекта, передача важных сведений, информации о мире, осмысленно ориентированных на обучение ребёнка.

В настоящее время актуальна проблема нахождения наиболее эффективных условий для формирования детского коллектива в условиях школы-интерната. Особое значение приобретают вопросы формирования у младших школьников с нарушением интеллекта гуманного отношения к сверстникам, взрослым, животным и природе; воспитание положительного отношения к труду человека, творческой и учебной деятельности самих школьников.

Для формирования у младших школьников с нарушением интеллекта чувства коллективизма, большое значение имеет воспитание у них эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные отношения – это основа доброжелательного отношения к людям, сверстникам, близким, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причинами озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

Младшие школьники с нарушением интеллекта способны испытывать сильные чувства в ответ на заботу и ласку. Нравственные чувства формируются у школьников в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Сначала возникает чувство сопереживания радости, а позднее формируется чувство сопереживания горю.

При целенаправленном воспитании чувства воспитанников с нарушением интеллекта гораздо богаче и разнообразнее, и проявляются раньше, чем у воспитанников, не получивших правильного воспитания. Свои первые представления о взаимоотношениях людей воспитанники получают, наблюдая за взаимоотношениями окружающих их взрослых. Поведение взрослых для воспитанников становится своеобразной программой поведения. По подобию отношений взрослых, воспитанники строят свои отношения с людьми. Наблюдая за поведением детей в кругу сверстников можно заметить оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Воспитанники могут угадать причину радости, или плохого настроения своего товарища или воспитателя, выражают им сочувствие или радуются вместе с ними.

Но доброе отношение к воспитанникам не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности даёт желанные результаты: у воспитанников возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

Взрослый должен создать жизнерадостную обстановку вокруг себя. В атмосфере радости легко зарождаются: доброжелательность, сопереживание, взаимопонимание, готовность оказать помощь.

Принципиально важна в педагогических технологиях позиция воспитанника в образовательном процессе, отношение к воспитаннику со стороны взрослых:

  • Авторитарные

  • Личностно-ориентировочные

  • Гуманно-личностные

  • Свободного воспитания и другие

В младшем школьном возрасте воспитанники с нарушением интеллекта не умеют затеять и организовать игру. Поэтому здесь важна помощь педагога. Воспитанники с нарушением интеллекта не могут представить вместо ложки «палочку», а вместо лопатки «прутик». Они плохо ориентируются в игровых ситуациях. Воспитатель берёт на себя роль не только организатора, но и порой не одну, а несколько ролей. И только играя вместе с взрослым, неоднократное число раз, воспитанники с нарушением интеллекта научаются играть в сюжетно-ролевые игры, а затем и сами пробуют примерять на себя небольшие роли. Они с удовольствием играют в такие игры как: «Магазин», «Библиотека», «Школа», «Семья», «Парикмахерская».

На познавательную деятельность и эмоциональную сферу обучающихся, в младших классах школы-интерната VII-VIII видов, активно воздействуют дидактические игры. Они способствуют созданию эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность и дают возможность многократно повторять изучаемый материал с желанием и удовольствием. Воспитанники всегда играют вместе, что их сближает, появляется чувство первенства, и гордости за одержанную победу. «Третий лишний», «Расскажи, а мы отгадаем», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Угадай, что в руке», «Лови - назови» и многие другие игры, в которые воспитанники играют с большим удовольствием и желанием. Дидактические игры развивают у детей мышление: наглядно-действенное - познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); наглядно-образное - познание с помощью представлений предметов, явлений; словесно-логическое - познание с помощью понятий, слов, рассуждений, сообразительность, внимание, восприятие, память, воображение, тонкую моторику.

Воспитанники с нарушением интеллекта с удовольствием и огромным желанием инсценируют маленькие стихи, потешки. Они примеряют на себя роли, и когда какая-либо роль удалась, все остальные наперебой просят дать им эту роль и с нетерпением ждут своей очереди, и хотят повторять её снова и снова. Игры-драматизации предполагают полное или частичное костюмирование, что дети проделывают с огромным удовольствием и сами принимают непосредственное участие в приготовлении костюмов.

Множество игр, способствующих чувству коллективизма, с речевым сопровождением – это пальчиковые игры, игры физкультминутки. Такие игры не только сплачивают детей в одну команду, но и настраивают их на позитив, повышают настроение. Одна из любимых физкультминуток с речевым сопровождением и показом «Как живёшь?» Воспитанники с огромным удовольствием показывают и проговаривают скороговорки, потешки, игры-шутки.

В процессе занятий специально направляется активность воспитанников с нарушением интеллекта, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения в наиболее естественной для них форме – игре. Кроме, того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, взаимовыручки. Без этих навыков воспитанникам трудно будет адаптироваться в школьном коллективе.

Игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас