СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения на обогащение словаря (осень)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая подборка игр и упражнений "Что за слово?" позволяет не только расширять и закреплять словарный запас детей, но и формировать  обобщающие понятия, развивать логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на обогащение словаря (осень)»

Что за слово?

1. Осень

Цель: закреплять в активном словаре существительные по темам: «Овощи», «Фрукты», «Сад», «Огород», «Осень».

Материал: разрезные картинки (2-3-4 и более частей).

По заданию педагога дети собирают из частей целое изображение, сообщают, что они собрали. Отвечают на дополнительные вопросы педагога.


2 .Обобщения.

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Материал: лото.

Лото состоит из нескольких больших карточек, разграфленных на 6 клеток (н. клубника, огурец, яблоко, груздь, василек, береза). На маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты … По заданию педагога играющий раскладывает карточки в соответствующие клетки.


3.Придумай слово

Цель: Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Осень»

Большой (что?) кабачок Желтая…

Маленькая… Синяя….

Крупный…. Красная….

Круглый…. Зеленая…

Мелкий… Черная…

Твердый… Длинный…

Мягкая… Спелая…

Сладкая… Сочный…

Вкусное… Свежий…

Горький… Хрустящий…


4.Отгадай и назови

Цель: Назовите слово по его значению. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

1.Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

2. Какие плодовые деревья называются тем же именем, что и их плоды? (груша, слива, вишня.)


5.Назови предмет по описанию

Цель: Отгадать название предмета по описанию.

Овощ, круглый, красный, вкусный, (помидор)


6. Подбери нужное слово

Льет, моросит, крапает - …

Краснеют, желтеют, опадают - …


7.Что из овощей, фруктов и ягод можно:

Солить -…

Варить - …

Квасить - …

Мариновать -…

Выкапывать - …


8.Кто знает, пусть продолжает

Цель: Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящиеся к данному роду, с конкретным значением.

Л.: овощи.

Р.: огурец, морковь и т. д.

Л.: ягода.

Р.: , малина, земляника и т.д.


Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а участники – обобщающие слова.

Л.: огурец, редис, репа, картофель.

Р. : овощи.

Кто ошибается, тот платит фанты. Выигрывает тот, кто не ошибается. Составьте предложения с обобщающими словами.


9.Что общее

Объясни, что общее у предметов: огурец и помидор (овощи)


10 .Назови обобщающее слово

Цель: Отгадать обобщающее слово по признакам, ситуации.

Растут на грядке, в огороде, используются в пище, (овощи)


11.Третий лишний

Цель: Учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Голубой, красный, спелый. Редис, помидор, горох.

Кабачок, огурец, лимон. Лимон, апельсин, репа.

Пасмурно, ненастно, ясно. Сосна, дерево, деревянный.

Понедельник, среда, осень.

Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово.


12.Назови лишнее слово

Морковь, капуста, яблоко, редис.

Морковь, капуста, опенок, чеснок.

Огурец, груша, кабачок, тыква.

Помидор, редька, лук, репа.

Картофель, морковь, яблоко, перец.

Салат, редис, капуста, лук.

Груша, чеснок, апельсин, финик.

Клюква, малина, груша, рябина.

Киви, банан, хурма, брусника.

Крыжовник, смородина, ежевика.

Клубника, черника, голубика.

Редька, лук, баклажан, облепиха.

Гранат, груша, яблоко, дыня.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.


Желтый, красный, сильный, зеленый.


Рис, рожь, василек, гречиха.

Пшеница, кукуруза, ячмень, рожь.

Сыроежка, подберезовик, мухомор.

Опенок, поганка, подосиновик.

Груздь, рыжик, ложный опенок.


Повидло, варенье, джем, шоколад.


Комбайн, трактор, легковая машина.


Пасмурный, ясный, ненастный.

Сентябрь, август, ноябрь, октябрь.


13. Классификация предметов по картинкам

Предметные картинки по теме «Овощи и фрукты»

(груша, кабачок, редис, яблоко, перец, лимон)


14.Помоги Степашке собрать съедобные грибы

Цель: классификация: грибы съедобные и ядовитые

Материал: сюжетная картинка (см. приложение), предметные картинки с изображением грибов.

Рассмотри картинку. Назови грибы. Какие из них съедобные? Какие ядовитые? Объясни, почему грибы так называются: лисичка, сыроежка, опенок, мухомор. Скажи, какие грибы растут под осиной? Под березой? Какой гриб нашел Степашка? Чем этот гриб понравился Степашке? Съедобный ли этот гриб?

Помоги Степашке собрать в корзину съедобные грибы.


15.Как растут слова?

Цель: Подготовить к усвоению понятия «однокоренные слова».

Как – то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идет.

Очень интересно гулять в саду словесном.

Е.Измайлов

Из какого слова «выросли» слова садовник, садовод, рассада, посадки?

Слово сад – это слово- корень.

Назовите «родственников» к выделенным словам:

Сад садовый посадить посадки садовник

Лес лесник перелесок лесок лесной

Дерево деревянный древесина деревце

Гриб грибник грибной грибочек

Лист листва листочек лиственный


16. Скажи наоборот

Цель: учить подбирать слова антонимы.


Польза – вред Богач – бедняк

Друг – враг Лентяй – труженик


Горький – сладкий Гладкий – шершавый

Мокрый – сухой Тонкий – толстый

Широкий – узкий Ясный – пасмурный, ненастный

Большой – маленький Частый – редкий


Помогать – мешать Делать – бездельничать


17.Подбери сравнения (по стихотворению Е.Трутневой «Осень»)

Цель: учить подбирать сравнения.

Детям предлагаются следующие вопросы и задания:

- На что похожи осенние листья? Подберите сравнения, чтобы сказать о листьях акации, рябины, тополя, клена. На что похоже, когда падают листья, когда их кружит и гонит ветер? Как об этом можно сказать?


18.Скажи по другому

Цель: учить подбирать слова синонимы.

Прохлада, свежесть, холодок.


Печальный, грустный, унылый, тоскливый.

Красный, румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый.

Желтый, золотой, лимонный, янтарный, соломенный.

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый.

Мокрый, сырой, влажный.

Угрюмый, мрачный, хмурый.

Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный.

Вкусный, аппетитный, лакомый.

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.

Грустный, печальный, скучный.

Большой, гигантский, громадный.


Блестеть, сиять, сверкать.

(Дождь) моросит, накрапывает, идет, льет.

Смеркаться, темнеть, вечереть.

Восторг, восхищение, радость.

Праздник, торжество.

Лентяй, лодырь, ленивец.

Волшебник, кудесник, маг, чародей.


Неловкий, неуклюжий.

Старательный, прилежный, усердный.

Ленивый, нерадивый.

Робкий, несмелый, пугливый, трусливый.

Трудолюбивый, работящий, радивый.

Умный, неглупый, мудрый, разумный.

Сильный, мощный, могучий.


Видеть, наблюдать, замечать.

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать.


19. Кто больше действий назовет

Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить…)

Что можно сказать о дожде? ( Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше, накрапывает, начинается…)

Что можно сказать о ветре? (воет, дует, задувает, срывает (листья), надувает (парус), поднимает (пыль), колышет, покачивает (ветки деревьев)


20. Что делает дождь?

Цель: обогащать словарь за счет глаголов и прилагательных, находить в стихотворении близкие и противоположные по смыслу слова.

Чтение стихотворения

Какой дождь

Дождик крапал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный, и горячий,

А еще и грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

О.Григорьев

После чтения спрашивают, какой бывает дождь. Если дождь маленький и только начинается, как про такой дождь можно сказать? (Накрапывает, моросит, собирается, идет). А если дождь идет сильно, как про него можно сказать? (Ливень, стучит, барабанит, льет как из ведра).


21. Придумай определение

Цель: учить придумывать определения овощам, опираясь на их характерные признаки. Учить сочинять загадки.

Чтение текста.

Дни стали ненастные, ночи холодеют. И на колхозных огородах начали овощи убирать, чтобы не попортились, не померзли.

Сначала убрали огурцы – голыши.

Потом – лук в бумажных рубашках.

Потом – бобы в шерстяных чулочках.

Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу…

турнепс и разную петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится!

Э.Шим

Что ты узнал об уборке урожая?

Подбери заглавие к этому тексту.

Придумай свои описания овощей.

Сочини о них загадки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!