СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИГНАТОВИЧ Т. В. Урок "Обобщающее изучение односоставных предложений" РЯиЛ 2017-4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГНАТОВИЧ Т. В. Урок "Обобщающее изучение односоставных предложений" РЯиЛ 2017-4

Просмотр содержимого документа
«ИГНАТОВИЧ Т. В. Урок "Обобщающее изучение односоставных предложений" РЯиЛ 2017-4»

Т. В. Игнатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ, учитель-методист Лицея БГУ

Тема. Обобщающее изучение односоставных предложений

(XI класс, повышенный уровень)

Аннотация. В статье раскрываются особенности изучения односоставных предложе­ний как структурно-семантической разновидности предложений в аспекте развития речи учащихся.

Ключевые слова: односоставные предложения; назывные, определённо-личные, неопре­делённо-личные, безличные предложения; функционирование; художественный текст; сочине­ние-рассуждение.

Введение

Коммуникативный аспект обучения рус­скому языку предполагает развитие речевой деятельности, овладение культурой речи и поведения, формирование языкового чутья и потребности пользоваться всем богатством языка.

Широкие возможности обогащения речи учащихся появляются при изучении темы «Простое односоставное предложение». Мето­дическая ценность данной темы определяется лингвистической сложностью грамматическо­го материала (неоднозначностью трактовки), трудностями в освоении его учащимися, бо­гатством семантико-стилистических оттенков в значении предложений.

На изучение односоставных предложений как структурно-семантического типа предло­жений программой по русскому языку для XI класса на повышенном уровне отводится 2 часа [2]. В ней рекомендуется актуализи­ровать и систематизировать знания учащих­ся о видах односоставных предложений, способах выражения главного члена в них, ознакомить их со стилистическими возмож­ностями односоставных предложений и их функциями в тексте. Программа также пред­усматривает формирование умений выявлять функционально-стилистические возможности односоставных предложений и соответствую­щим образом использовать их в речи*

Основная часть

Односоставные предложения являются средством компактной и экономной передачи информации, а также ярким выразительным средством. Эти свойства указывают на необ­ходимость активного введения данных кон­струкций в речь старшеклассников, обучения их правильному использованию в речи. Тради­ционное изучение данной темы предполагает изучение структурных особенностей односо­ставных предложений, что мало способствует их эмоциональному восприятию, что, в свою очередь, не вызывает стремление использовать такие конструкции в речи.

Актуализация и систематизация знаний о видах односоставных предложений, об их функциональных возможностях может быть осуществлена с помощью аналитической ра­боты с текстами миниатюр В. Астафьева [1]. 1. Языковая разминка.

Узнай^ «портреты» односоставных пред­ложений.

  1. Говорящему важно указать действие каких-либо лиц, а сами эти лица «остаются в тени».

  2. Деятель не назван в предложении, но мыслится вполне определённо.

  3. Действие или состояние, выраженное сказуемым, в таких предложениях вообще не соотносится ни с каким деятелем.

  4. Эти предложения утверждают, что пред­мет, названный главным членом, существует, что он есть в тот момент, когда о нём гово­рится. В построении этого предложения из группы второстепенных членов им по духу не противоречат только согласованные и несо­гласованные определения. Ни дополнений, ни обстоятельств они не признают.

2. Составление алгоритма определения типа односоставного предложения.

Классификация односоставных предложе­ний основана на способе выражения главного члена.

Если в предложении нет подлежащего, выясняем:

1) можно ли подставить подлежащее

Двусо­

ставные

предло­

жения

Односоставные предложения

Определённо­

личные

Неопределённо-

личные

Без­

личные


3-е лицо мн. числа; прош. вр. мн. числа; условн. накл. мн. числа: читают, чи­тали, читали бы

  1. нужен ли контекст для понимания смысла предло­жения

Двусоставное неполное с пропущенным подлежащим

Приведите примеры пословиц и поговорок, иллюстрирующих все структурные типы пред­ложений с обобщающим значением:

  1. двусоставные полные: На воре шапка горит.

  2. двусоставные неполные: За дымом по­гнался, без огня остался. То же слово, да не так бы молвил.

  3. определённо-личные: Слезами горю не поможешь. Не спеши языком, торопись де­лом.

  4. неопределённо-личные: Языком капус­ту не шинкуют. Мудрость обретают в труд­ном споре.

  5. безличные: Нет пророка в своём отече­стве.

Докажите, что предложения с обобщён­ным значением отражают присутствие автора (его жизненный опыт, желание поделиться важной информацией, его оценку каких-либо событий).

  1. Исследование текстов.

Четыре группы учащихся изучают лириче­ские миниатюры В. Астафьева, анализируют структуру предложений в художественных текстах.

Информационная справка (фоновые зна­ния)

«Затеей» Виктора Астафьева — это корот­кие рассказы-воспоминания, раздумья о жиз­ни, природе, любви, бытовые зарисовки. В них звучит горячий призыв писателя к ответствен­ности человека за всё, что происходит на земле и в его личной жизни.

Затесь — это стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом. Дела­ли его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева метка была видна издалека. Ходили по тайге от метки к метке, часто здесь прокладывалась тропа, затем дорога, и где-то в конце её возникали поселения.

— Каждый тип односоставного предложе­ния имеет свои структурные и смысловые осо­бенности, сферу распространения и стилисти­ческого использования.

  1. Определённо-личные предложения.

G помощью определённо-личных предло­жений можно выразить просьбу, пожелание, призыв, может быть, мольбу.

Определённо-личные предложения дают возможность избежать излишнего повто­рения личных местоимений. Употребление определённо-личных предложений делает пове­ствование динамичным, живым, непринуждён­ным, так как всё внимание сосредоточивается на самом важном для автора действии. Особая экспрессия достигается употреблением ряда определённо-личных предложений.

  1. Неопределённо-личные предложения.

Заострить внимание на действиях неопределённых лиц помогают неопределённо-личные предложения. Автору важно само действие» а не лица, которые его производят, он описывает происходящее с героем в этот страшный момент.

  1. Безличные предложения.

Безличные предложения — это лаконичная

форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную ха­рактеристику физического или нравственного состояния человека. Безличные предложения делают повествование более лиричным (ср.: И я хочу сказатьМне хочется сказать.) С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности* Безлич­ные предложения, в которых сказуемые вы­ражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или невозможности осуществить действие.

  1. Номинативные (назывные) предло­жения.

Называя предметы, расцвечивая их опреде­лениями, автор рисует обстановку. Они крат­ки, лаконичны, вводят читателя в обстановку действия. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, вырази­тельные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя — такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий. Лако­низм и в то же время установка на передачу широкого общего содержания обусловливают экспрессивность назывных предложений.

Задание для исследовательской работы (по группам).

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подчеркните в предложени­ях грамматические основы. Определите типы предложений по структуре. Сделайте вывод о том, как «работают» в тексте предложения разной структуры.

Окно

Ничто не наводит на меня такую печаль, ничто не повергает в такое чувство беспо­мощности, как одиноко светящееся окно в скоплении современных домов.

Подъезжаешь рано утром к большому го­роду, входишь в этот сделавшийся привыч­ным, но неё же веющий холодом и отчуждён­ностью каменный коридор — и ощущение та­кое, словно медленно-медленно утопаешь в глухом, бездонном колодце. Равнодушно и не­движно стоят современные жилища с плоски­ми крышами, с тёмными квадратами окон...

И вдруг раскалённым кончиком иголки проткнётся из тёмных нагромождений огонёк, станет надвигаться, обретать форму окна — и стиснет болью сердце: что там, за этим светя­щимся окном? Кого и что встревожило, под­няло с постели? Кто родился? Кто умер? Мо­жет, больно кому? Может, радостно? Может, любит человек человека? Может, бьёт?..

Поди узнай! Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до око­лицы. Далеко до каменного окна, и машину не остановишь.

Что же всё-таки у тебя, брат мой, случи­лось? Что встревожило тебя? Что подняло с кровати? Буду думать — не беда. Так мне легче. Буду надеяться, что минуют твой казённый дом беды, пролетят мимо твоего стан­дартного окна.

Так мне спокойней. Успокойся и ты. Все вокруг спят и ни о чём не думают. Спи. По­гаси свет. - ~ .

В тексте девять определённо-личных предложений.

Заморское чудо У высокого административного здания вы­садили ливанские ели, лапчатые, подёрнутые вроде бы искусственной сединой, и придумали хранить их в зимнюю пору нашими, россий- скими ёлками. Нарубят их, колючих, бедных, возами из лесу навезут и навалят плотно на холёные деревца. Те и млеют под зелёной те­плой шубой.

Не так ли вот во все времена, во всю исто­рию российскую спасают заморских «друзей» жизнями русских мужичонок, теплом их тел сберегают хлипкую заморскую красоту.

В тексте семь неопределённо-личных пред­ложений.

Какое сырое утро За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к ра­мам, набухает...

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. Все люди работают. И мне тоже надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть-чуть...

Я ведь заработал право полежать?

Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вста­вать!..

В тексте девять безличных предложений.

Предел

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.

Терпение кончилось. Предел. Надо помо­гать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.

Провал. Забытьё.

В тексте пять назывных предложений.

Выводы каждой группы обобщаются в ин­формационном сообщении.

— Итак, в течение урока мы с вами рас­сматривали односоставные предложения, наблюдали, анализировали их функциони­рование в художественном тексте. Рассмо­трев лирические миниатюры В. Астафьева, мы отметили следующие особенности, упо­требления односоставных предложений в тексте.

Группа назывных предложений позволяет описать картину, указать большое количество подробностей, деталей, передать стремитель­ное развитие действия. С помощью безлич­ных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравствен­ного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для опи­сания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттен­ков — необходимости, возможности и т. п. Безличные предложения делают повествова­ние более лиричным. С помощью них дей­ствию можно придать оттенок стихийности. Опредёленно-личные предложения заставля­ют фиксировать взгляд на действии, а не на его производителе. Особенно выразительными кажутся те предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределён­ное. Подчёркнутая глагольность придаёт им особый динамизм. Таким образом писатель показывает, что действие важнее деятеля. Та­кие глаголы-сказуемые делают речь автора живой, непринуждённой, что позволяет нам, читателям и слушателям, стать участниками повествования.

  1. Самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подчеркните в предложени­ях грамматические основы. Определите типы предложений подструктуре. Сделайте вывод о том, как «работают, в тексте предложения разной структуры.

Приветное слово

Холодно. Ветрено. Конец весны, а при­ходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пу­стынно шумят березы, никак не разрождаю­щиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. На­строение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тро­пинке чешет на трёхколесном велосипеде де­вочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

  • Длястуй, дядя! — сияя чернющими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, ди­тятко моё!» — хочется крикнуть и мне, да не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застёг­нутом, — боится застудить грудь, поравняв­шись со мной, устало улыбнулась:

  • Ей пока ещё все люди — братья!

Оглянулся —“мчится девочка в распахну­той красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сде­лалось легче на душе. .

Тема текста — приветное слово (заголо­вок) (обращается внимание на различие в се­мантике паронимов приветливый и привет­ный), основная мысль — много ль человеку надо? Приветное слово облегчает человеку физические и душевные страдания, подни­мает настроение.

В тексте 18 предложений, из них одно на­зывное, четыре определённо-личных и семь безличных. Функции этих предложений в тексте: назывное обозначает ситуацию (Ко­нец весны), определённо-личные позволяют сосредоточиться на действии, а не на его ис­полнителе, безличные характеризуют состоя­ние пряроды (Холодно. Ветрено) и состояние человека (пять предложений).

На примере этой лирической миниатюры можно проанализировать роль разных типов односоставных предложений в художествен­ном тексте.

Назывное предложение создаёт образную, зримую картину природы; запечатлевает одно мгновение, один кадр; фиксирует только на­стоящее время; даёт возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину.

Определённо-личное предложение сосре­доточивает внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли); создаёт интонацию довери­тельности.

Безличное предложение описывает состоя­ние природы, человека; вносит в текст ощуще­ние предопределённости; передаёт состояние человека (например, чувство тревоги, одино­чества, пустоты, безысходности).

Неопределённо-личное предложение обо­значает действие безотносительно к конкрет­ному лицу, позволяет сосредоточить всё вни­мание на характере обозначаемой деятельно­сти. Эта задача не соответствует авторскому замыслу, поэтому в тексте нет неопределённо- личных предложений.

  1. Работа над написанием сочинения-рас­суждения.

Начало

— Сегодня мы обобщили материал по теме «Односоставные предложения». Посмотрели, как работают односоставные предложения в художественном тексте, каковы их экспрес­сивные возможности и стилистическая роль.

Какие предложения называются односо­ставными? Односоставные предложения — это особый тип простого предложения. В них имеется один главный член. К односоставным предложениям относятся определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Односоставные предложения могут выступать и самостоятельно, и в составе сложных пред­ложений. Каждый из этих типов предложений имеет свои структурные и смысловые особен­ности, сферу распространения и стилистиче­ского использования. Рассмотрим каждый тип отдельно.

Основная часть

Аргументы — типы односоставных пред­ложений с примерами и их роль в тексте.

Концовка

И вот сегодня мы постарались увидеть, по­чувствовать, как удаётся «творить чудеса» ве­ликим писателям, проследили, как у В. Аста­фьева в «Затесях» «работают» односоставные предложения.

  1. Подведение итогов.

— Итак, в течение урока мы рассматрива­ли односоставные предложения, наблюдали, анализировали, как их использует в произ­ведениях В. Астафьев. Мы были внимательны к русскому языку, старались проникнуть в тайны писательского труда, приобщиться к культуре художественного слова, культуре народа.

Мы повторили и обобщили знания о видах односоставных предложений, способах выра­жения в них главных членов, об употреблении таких предложений в речи.

Заключение

При изучении односоставных предложений нужно всегда помнить, что только изучение грамматической и стилистической сторон язы­ковых явлений в их органическом единстве даст возможность изучить их не формально," а глубоко, сознательно, раскрыть в каждом отдельном явлении его подлинное содержание, увидеть его в работе в различных речевых и функциональных стилях. Грамотность — это не только умение правильно писать, но и умение правильно, уместно употреблять речевые средства в различных контекстах, обстоятельствах, ситуациях и целях. Толь­ко такое изучение грамматических явлений, в том числе и односоставных предложений, обеспечит высокую речевую культуру.

Необходимо также отметить преимуще­ства изучения односоставных предложений на основе художественных текстов. Это по­зволяет наглядно продемонстрировать способы функционирования односоставных предложе­ний в реальной речевой ситуации, показать всё многообразие таких предложений и осуще­ствить интеграцию занятий русского языка и литературы. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемом грамматическим яв­лениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать язы­ковые средства с учётом конкретной речевой задачи.


Список цитированных источников

  1. Астафьев, В. Затеей [Электронный ресурс] / Библиотека Максима Мошкова. — Режим доступа: http://www.lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/zatesi.txt. — Дата доступа: 11.02.16.

  2. Русский язык // Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего обра­зования с русским языком обучения: XI класс (повышенный уровень). — Минск : Национальный институт образовашЕЯ, 2016. — С. 32—54.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!