ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Крапивина Наталия Петровна, учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 8 г. Петровска Саратовской области»
АННОТАЦИЯ:
В данной статье говорится об игре, как одной из форм обучения в начальной школе. Игра — самое любимое, самое естественное и полезное занятие детей младшего школьного возраста. Авторы подчеркивают, что игра помогает развивать учащимся свои способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Она регулирует все жизненные позиции ребенка. Далее авторы раскрывают технологии использования игр в своей педагогической практике. Статья показывает разделение игр по виду деятельности, по характеру педагогического процесса, по характеру игровой методики и по содержанию. И в заключении статьи авторы рекомендуют каждому учителю начальной школы разнообразить виды игровых технологий на уроках и во внеурочное время.
«…Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(В.А. Сухомлинский)
Опыт работы с учениками, наблюдения, самоанализ педагогической деятельности, анализ деятельности учеников позволяют делать выводы, обобщения, переосмысливать подходы, используемые технологии.
Наш педагогический принцип – уважительное отношение к ученикам, к их личности, признание их индивидуальности. Наблюдения за учебным процессом на уроках и во внеурочное время помогают сделать вывод о том, что более продуктивной будет та деятельность, в которой присутствуют игры.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщения современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно – информационная среда. Телевидение, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный поток ненужной информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию полученных знаний на уроке и во внеурочное время.
В жизни детей младшего школьного возраста игра является ведущей деятельностью. Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен, доброжелателен. Он меньше устает, внимание у него сохраняется до конца урока, учебный материал, даваемый в игровой деятельности, усваивается лучше. Изученный в процессе игры материал забывается учащимися медленнее, чем материал, при котором игра не использовалась. Игра делает процесс познания доступным, увлекательным, занимательным для школьников, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. С помощью игры удается сконцентрировать внимание даже самых инертных учащихся. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей проявляется интерес и к учебному процессу.
Интерес детей в игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Она является ценным средством воспитания интеллектуальной активности. В ней дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои умственные познания, развивают способности и умения.
Выше перечисленные принципы ложатся в основу нашего педагогического опыта.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В своей педагогической деятельности мы опираемся на активизацию и интенсификацию учебного процесса, где игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Игровую форму занятий мы создаем при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализацию игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий организуем по таким основным направлениям:
дидактическую цель ставим перед учащимися в форме игровой задачи;
учебную деятельность подчиняем правилам игры;
учебный материал используем в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводим элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связываем с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяем следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические.
По характеру игровой методики применяем три большие типологии игр:
игры с готовыми «жесткими» правилами;
игры «вольные», правила которых устанавливаю по ходу игровых действий;
игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
В игровой модели учебного процесса создаем проблемные ситуации через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно – игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам.
Игровая обстановка трансформирует и позицию педагога, балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно – познавательный результат. Дидактическую функцию игры реализуем через обсуждение игрового действия, анализа соотношения игровой ситуации, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению, в котором совместно с учащимися анализируем ход и результаты игры, а также ход учебно – игрового взаимодействия.
В арсенале нашей педагогической практики содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во – первых, от систематического их использования; во – вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится нами как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаем последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развиваем умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развиваем параллельно основному содержанию обучения, помогаем активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение,2001. – 207 с.
2. Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. – 2004. - № 1. - С. 9-14.
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2013. – 416 с. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2011. – 438 с. С. 123.
4. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2011. – 438 с. С. 123.
5. Маркова, А.К. «Формирование мотивации учения». – М.: Просвещение, 1990 г.
6. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1988. – 184 с.