Игра - конкурс в 6 классе по русскому языку «Умники и умницы».
Цели:
Дидактические:
- создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации, для закрепления изученного материала;
- с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом.
Развивающие:
- совершенствовать умения работы в группе;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- развивать познавательный интерес к русскому языку, как учебному предмету, развить желание изучать его более углубленно.
Воспитывающие:
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
- воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
ХОД ИГРЫ.
I. Организационный момент.
Учитель: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык». Максим Горький сказал, что “язык - это оружие, как ружьё у солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин”. Вот и мы посмотрим, насколько вы сильные воины.
Ученик: Вот начнется состязание сейчас,
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори,
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Учитель: А сейчас приветствие команд.
Учитель: Итак! Начинаем игру!
II. Конкурсы.
Конкурс 1 «Разминка».
Учитель: А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. "Ведь пословица недаром молвится", "Без пословицы не проживешь". Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. Сейчас, чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать. (Зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл и медаль умника или умницы.)
Учитель:
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься - …(люби и саночки катать).
10. Учение – свет, … ( а неученье тьма).
Конкурс 2 «Знатоков ударений».
К доске, на которой заранее написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов. Сначала работают вместе, потом на доске один.
гусеница (личинка бабочки) | мельком (в самое короткое время) |
торты (кондитерское изделие) | вахтер (дежурный сторож) |
балуюсь (шалить) | щавель (растение) |
комбайнер (водитель комбайна) | силос (корм для скота) |
тефтели (шарики из мясного фарша) | квартал (часть города) |
Конкурс 3 «Знатоков орфограмм».
Напишите правильно данные слова.
Акв…рель, бас…ейн, д…станция, ож…релье, почталь…н, ровес…ник, сверс…ник, ф…нтазия.
Учитель: В каком разделе языка изучается слово как отдельная единица? (Лексика). А в каком изучаются устойчивые сочетания слова? (Фразеология). Следующий конкурс связан с лексикой и фразеологией.
Конкурс 4 «Знатоков слов».
1. Какого происхождения слова сундук, свёкла, базар – русские или заимствованные? (Заимствованы из тюркского языка).
2. Отредактируйте текст, используя синонимы.
После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал примерно работать.
Учитель: А теперь перейдем к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова РУКА и ГОЛОВА, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?
1 команде - слово РУКА
2 команде - слово ГОЛОВА
Выигрывает тот, кто назовёт, как можно больше фразеологизмов.
2. Дописать фразеологизмы:
1 команда. (На карточках)
Дрожит …
умирающий ….
до мозга …
скрепя …
Слова для справок: сердце, лебедь, как осиновый лист, костей.
2. Дописать фразеологизмы:
2 команда. (На карточках)
Вариться …
белая …
ни к селу …
мокрая …
Слова для справок: в собственном соку, курица, ни к городу, ворона.
Конкурс 5 «Конкурс капитанов».
Творческий конкурс.
Учитель: Мы приближаемся к финалу. Это задание покажет вашу творческую силу. В. Г. Короленко говорил, что слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям.
В течение трёх минут сочините миниатюру, которая бы раскрывала смысл пословицы. Капитаны выбирают карточку с предложением.
А) Не спеши языком, торопись делом.
Б) Славен человек не словами, а делами.
В) Зазнайка хорош, да цена ему грош.
Конкурс 6 «Собери слова». Задание команде без капитанов.
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл
1 команда. (На карточках)
1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)
2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
2 команда. (На карточках)
1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)
2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)
Проверка творческого конкурса капитанов.
Конкурс 7 «Синтаксический».
1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.
1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Осень (–) щедрая пора.
3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.
2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
2. Пословица (–) народная мудрость.
3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.
Вопросы для болельщиков
Пока команды и капитаны выполняют задания, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Ответ: У рыб есть зубы.
Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Ответ: Суббота
Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
Ответ: Именительный падеж
5. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
Учитель: Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались. Молодцы!
III. Подведение итогов игры. Награждение победителей.