СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-квест «День космонавтики»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра-квест «День космонавтики»»

Классный час

Игра-квест «День космонавтики»

Класс: 5 «В».

Дата: 12.04.2021 г.

Классный руководитель: Королева Е.В.

Сегодня необычный праздник. 12 апреля первый человек полетел в далекий космос. Юрий Гагарин открыл дорогу в бесконечное пространство, которое до него было просто недосягаемым. Сегодня и мы отправимся в увлекательное космическое путешествие.

Большая корпорация ставит перед собой амбициозную цель: создать новую планету и заселить ее живыми существами. Планета должна быть пригодной и для жизни людей, которые смогут образовать новое общество. Вам предстоит также обеспечить их средством общения. Так как существующие планеты в нашей галактике не пригодны для жизни, создать планету нужно с нуля: начиная от формы, условий существования живых организмов, самих организмов. Для этой цели были отобраны лучшие из лучших специалисты, совмещающие знания по математике, биологии, географии, астрономии, филологии. В рамках спецзадания Вам предстоит последовательно решить ряд задач, которые позволят создать новую планету с жизнью на ней.

Задание 1.

Для начала нам нужно сконструировать скафандр и ракету.

(Ребята из предложенных элементов выполняют задание).

Конкурс Скафандр.

Из геометрических фигур нарисовать скафандр,

каждая фигура в скафандре (1 балл)

Пример рисунка скафандра:

Задание 2. «Вода»

Вещество, которое создало нашу планету (вода)

Ведь именно вода создала Землю, сделала ее такой, как сейчас, породила жизнь. Больше того, вода – самое удивительное вещество на Земле.

Вероятно, мало кто из вас задумывался над удивительными свойствами воды, и это, пожалуй, понятно: ведь вода повсюду окружает нас, она очень обычна на нашей планете. Вода занимает 3/4 поверхности Земли. Около 1/5 суши покрыто твердой водой (льдом и снегом), добрая половина ее всегда закрыта облаками, которые состоят из водяных паров и мельчайших капелек воды, а там, где никаких облаков нет, в воздухе всегда есть водяные пары. Очень обычна она на нашей планете, даже тело человека на 71 процент состоит из воды.

Вода создала климат Земли. Если бы не она, нашa планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла. Теплоемкость воды необычайно высока. Нагреваясь, она поглощает очень много тепла, зато, остывая, возвращает его обратно. Океаны, моря, все другие водохранилища нашей планеты и водяные пары воздуха выполняют роль аккумуляторов тепла: в теплую погоду они поглощают, а в заморозки отдают тепло, согревая воздух и все окружающее пространство.

Космический холод давно бы проник на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба – это атмосфера планеты, а роль теплой ваты выполняют водяные пары.

Все же Земля в конце концов непременно бы замерзла, если бы вода не обладала еще одним поразительным свойством. Как известно, при охлаждении почти все вещества сжимаются и только вода расширяется. Если бы она сжималась, лед был бы тяжелее воды и тонул. Постепенно вся вода превратилась бы в лед, и Земля оказалась бы одетой в легонький плащ из газовой атмосферы, лишенной водяных паров.

Еще одно удивительное свойство воды – ее необычайно высокая скрытая теплота плавления и испарения. Лишь благодаря этому возможна жизнь в жарком климате. Только испаряя воду (то есть, отдавая большое количество тепла), животным и человеку удается сохранять температуру своего тела значительно ниже температуры окружающего воздуха.

Вода занимает исключительное положение в природе еще и потому, что без нее была бы невозможна жизнь. Живое вещество образовалось в первобытных морях из растворенных в них веществ. И с тех пор все химические реакции в каждой клеточке тела любого животного или растения идут между растворенными веществами.

Из всех удивительных свойств воды наименее известна, вероятно, ее способность образовывать чрезвычайно прочную поверхностную пленку, которая возникает благодаря очень сильному взаимному притяжению молекул самых верхних ее слоев.

Сила поверхностного натяжения воды настолько велика, что может удерживать предметы, которые, казалось бы, плавать не должны. Если осторожно положить на поверхность воды стальную иголку или лезвие безопасной бритвы так, чтобы неловким движением не разорвать пленку, эти предметы не утонут.

Прочитав текст, впишите свойства воды, закончив предложения.

Свойства воды.

1.Необычайно высокая ………

2.Только вода ………

3.Необычайно высокая скрытая ……….

4.Все химические реакции в клетках живых организмов идут между …………..

5.Вода способна образовывать прочную поверхностную пленку, благодаря ……….

Задание 3.

Атмосфера

Воздушной "шубой" нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Весит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. "Шуба" оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути к Земле, от космических лучей нас спасает озоновый слой атмосферы. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому как в яйце желток окружен белком.

Самый нижний слой тропосфера (ее толщина до 15 км) — "кухня погоды", там все время перемещаются, перемешиваются теплые и холодные воздушные массы, образуются туманы, облака, тучи. В стратосфере (ее толщина 25 — 30 км), в ее верхней части накапливается озон, жизненно важный для Земли газ. Толщина слоя озона незначительна. В результате загрязнения воздуха в атмосферу стали поступать химические вещества, разрушающие озоновый слой.

Мезосфера начинается с высоты 50 — 55 км примерно до 80 км над Землей. С увеличением высоты подъема приборы отмечают резкое повышение температуры.

Еще выше термосфера, или ионосфера — бездонное море ионизованного газа. Воздух сильно разрежен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводность. Именно в высоких слоях атмосферы возникают чудесные явления — полярные сияния.

Атмосфера Земли — это смесь газов: кислород (21%) растворен в азоте (78%), но "раствор" с примесями аргона, углекислого газа. Много в атмосфере и водяного пара. Атмосфера заставляет мерцать звезды, светила краснеют или бледнеют.

Задание 4 «Почва»

Прочитайте статью, обозначьте на рисунке слои атмосферы

Почва

Земля - кормилица. Мы так часто слышим эти слова, что почти не придаем им значения. Считаем, раз растут на земле деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница, то так и должно быть. Правильнее называть землю, на которой растут растения и извлекают своими корнями из нее питательные вещества, не землей, а почвой. Но всякую ли землю можно назвать почвой? Нет.

Почва - это такая земля, которая снабжает растение питанием и водой. Она обладает плодородием. И это ее главный признак. Посеяли рожь или пшеницу, получили много хлеба, - значит, почва очень плодородна. А если урожай невелик, то говорят: «Здесь почва неплодородна». По своему внешнему виду напоминают почву и каменистые россыпи в горах, но они, как и песчаные площади, не обладают плодородием. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3 - 4 см, в других он достигает нескольких метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность выходят горные породы (известняк, гранит, песчаник), этого чехла вообще нет.

Почвенный слой можно увидеть на обрывистом берегу реки или на крутом склоне оврага. Он отличается от слоя земли, лежащей под ним, по цвету, по количеству корней растений, по форме и величине комочков. Можно рассмотреть почву и на пашне, а также на стенках глубоких ям.

Образование почвы началось только с появлением живых существ на Земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Структуру почвы определяют ее частицы, склеенные между собой, как кирпичи цементом, в комочки разного размера - от нескольких миллиметров или даже долей миллиметра до нескольких сантиметров. Для плодородия почвы эти комочки очень важны. Они хорошо регулируют питание растений. Иными словами, «заботятся» о том, чтобы в почве было в достатке воды и воздуха. Но воздуха в ней не будет, если все поры в почве заполнятся водой. Тогда корни начнут задыхаться, загнивать, и растения погибнут. Такое происходит только в бесструктурной почве, где комочки разрушены, так что структура почвы играет большую роль. Обрабатываемые участки все время обедняются, и поэтому здесь в почву вносятся минеральные и органические удобрения. Наилучшее органическое удобрение - навоз. Он содержит все питательные вещества, необходимые для растений.

Ответьте на вопросы.

Что такое почвенный слой?

Что важно для плодородия почвы?

Солнце

Почему светит Солнце?(источник энергии)

Трудно поверить, но и звезды, которые светят ночью, и Солнце, которое светит днем, одинаковы.

Солнце – тоже звезда, ближайшая к Земле. Мы знаем, что жизнь зависит от Солнца. Без солнечного тепла на Земле не зародилась бы жизнь. Без солнечного света не было бы зеленых растений, животных, человека.

Солнце находится на расстоянии более 172 000 000 км от Земли. Масса Солнца в 1 300 000 раз больше массы Земли. Но, что интересно, Солнце не такое же твердое тело, как Земля.

Доказать это очень просто: температура поверхности Солнца достигает 6000° С. При такой температуре любой металл или камень превращается в газ, поэтому Солнце должно быть газовым шаром.

В прошлом ученые считали, что солнечный свет, тепло являются результатом горения. Но поверхность Солнца остается горячей уже сотни миллионов лет, а так долго ничто гореть не может.

Сегодня ученые полагают, что Солнце выделяет тепло в результате процессов, аналогичных тем, которые происходят в атомной бомбе. Солнце превращает материю в энергию.

Этот процесс отличается от горения. При горении одна форма материи переходит в другую. При переходе материи в энергию необходимо минимальное количество материи для производства огромного количества энергии. Двадцать восемь граммов материи выделяют энергию, достаточную для того, чтобы расплавить более 1 миллиона тонн скальных пород.

Итак, если наука права, солнце светит потому, что там постоянно происходит превращение материи в энергию. Одного процента массы Солнца достаточно для того, чтобы оно оставалось горячим в течение 150 миллиардов лет!

Задание 5 «Фотосинтез»

Фотосинтез

Как получить чистый кислород прямо из воздуха? Не знаете? А вот зеленые растения знают. Причем не учась в школе. И не только знают, но и ежедневно проделывают этот «фокус» с восхода до заката солнца. Для этого у них есть специальное «оборудование», которым их снабдила Природа.

Это «природное оборудование» называется хлорофилл — особый пигмент (краситель), благодаря которому большинство растений имеют зеленый цвет. Впрочем, если вы видите в лесу или на огороде растение красного, желтого или голубого цвета, знайте, что это просто маскировка: зеленый хлорофилл у этих растений все равно есть.

Именно благодаря хлорофиллу растения улавливают солнечный свет, который служит им «топливом» для переработки «газировки» — смеси имеющихся в воздухе и почве углекислого газа и воды — и получения чистого кислорода. Технология этого дела, называемого фотосинтезом, довольно сложна. Ежегодно в результате фотосинтеза на Земле образуется около 150 миллионов тонн органического вещества, усваивается растениями из воздуха 300 миллиардов тонн вредной для нас углекислоты, выделяется около 200 миллиардов тонн свободного кислорода.

Закончите схему фотосинтеза:

Свет



Углекислый газ + вода =



Вода +минеральные соли



Объясните значение фотосинтеза в природе.

Сформировали атмосферу, расположили солнце, размещаем почву и воду на планете.

Задание 6 «Заселение планеты»

Задания:

Установите правильное соответствие «организм – его значение в природе»

Организмы

Значение в природе

Водоросли

«Санитары» планеты, разрушают мертвые растительные и животные организмы

Бактерии гниения

В процессе фотосинтеза выделяя кислород, насыщают им водную среду , делая ее пригодной для жизни рыб

Грибы

Разрыхляют почву и этим открывают доступ воздуху и воде, необходимым для полного разложения органических веществ

Дождевые черви

Оплетают корни деревьев, снабжая их водой и минеральными веществами

Насекомые (пчелы, муравьи, мухи, кузнечики, бабочки)

Защищают леса от вредителей, распространяют семена растений

Насекомоядные птицы

Являются пищей для птиц, опылители растений

Рыбы

Чаще всего живут в воде, имеют защитный хитиновый покров

Раки

Крупные наземные млекопитающие имеющие хобот

Травы

Многолетние деревянистые растенияне имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей

Деревья

Живут стаями, в которых все - родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита так хорошо. Они всегда помогают ослабшему.

Кустарники

Жизненная форма деревянистых растений с многолетней, в разной степени одревесневшей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой главной осью — стволом.

Хищные птицы

Растительноядные животные для большинства которых характерно наличие копыт

Копытные животные

Обладают хорошим зрением, большими когтями и клювом, приспособленными для захвата или умерщвления жертвы

Киты

Рептилии, отличающиеся тем, что их тело покрывает панцирь

Хищники

Удивительные морские животные, живущие в северных морях и океанах

Дельфины

Имеют листья и стебли, отмирающие в конце осеннего периода на поверхность почвы

Слоны

Обтекаемая форма тела, наличие плавников

Черепахи

Животные, которые питаются другими животными

Устанавливая правильные соответствия , заселяют планету организмами.

Следующий этап - образование нового общества

Задание 6.

ПРАВДА ИЛИ НЕТ? (оцените высказывания – верны они или нет)

Свобода – это возможность делать то, что тебе хочется . (нет)

Человек может стать человеком только в обществе других людей. (да)

Общество – это люди, объединенные общими интересами (да)

Законы – обязательно есть в любом государстве. (да)

Законы – это правила, которые люди устанавливают по своему желанию . (нет)

Законы – это единственный способ регулировать жизнь людей в обществе . (нет)

Человечество никогда не существовало без конфликтов. (да)

Конфликт не может иметь положительных последствий (нет)

Закон – это правила, которые устанавливает государство (да)

За несоблюдение законов возможно наказание (да)

Из предложенного списка человеческих чувств выбери те, которые, на твой взгляд, объединяют людей, и выпиши буквы, под которыми они указаны.

А) восхищение

Б) гнев

В) удовольствие

Г) тоска

Д) обида

Е) уважение

Ж) героизм

З) трудолюбие

И) нежность

К) беззащитность

Л) гордость

М) мудрость

Н) заносчивость

О) ненависть

Л) любовь

(а, в, е, ж, з, и, м, л)

Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы (запиши номера, под которыми они указаны, в соответствующий столбец)

Средства: 1) взгляд, 2) рассказ, 3) мимика, 4) жесты, 5 ) поза, 6) походка, 7) суждения, 8) танец, 9) прикосновение, 10 ) комплимент, 11) мелодия, 12) песня, 13) цветы, 14) подарок, 15) поздравление в стихотворной форме, 16) движения

Средства речевого общения

Средства неречевого общения

В перечне человеческих качеств отметь знаком «+» те, которые, по твоему мнению, помогают общению:

А) дружелюбие

Б) любознательность

В) внимательность

Г) жадность

Д) высокомерие

Е) уважение

Ж) равнодушие

З) подлость

Сформулировать 5 правил, которым должны следовать все жители новой планеты.

Средство общения

Планета готова принять новых людей, средством общения которых будет новый язык.

Задание 8 «Мемо».

Учащиеся выполняют задание на развитие памяти.













































1.Необычайно высокая ………

2.Только вода ………

3.Необычайно высокая скрытая ……….

4.Все химические реакции в клетках живых организмов идут между …………..

5.Вода способна образовывать прочную поверхностную пленку, благодаря ……….



1.Необычайно высокая ………

2.Только вода ………

3.Необычайно высокая скрытая ……….

4.Все химические реакции в клетках живых организмов идут между …………..

5.Вода способна образовывать прочную поверхностную пленку, благодаря ……….



1.Необычайно высокая ………

2.Только вода ………

3.Необычайно высокая скрытая ……….

4.Все химические реакции в клетках живых организмов идут между …………..

5.Вода способна образовывать прочную поверхностную пленку, благодаря ……….



1.Необычайно высокая ………

2.Только вода ………

3.Необычайно высокая скрытая ……….

4.Все химические реакции в клетках живых организмов идут между …………..

5.Вода способна образовывать прочную поверхностную пленку, благодаря ……….



1.Необычайно высокая ………

2.Только вода ………

3.Необычайно высокая скрытая ……….

4.Все химические реакции в клетках живых организмов идут между …………..

5.Вода способна образовывать прочную поверхностную пленку, благодаря ……….



Качества, которые объединят людей

Список средств, используемых в общении

Животные на планете

Растения на планете


























































Качества, которые объединят людей

Список средств, используемых в общении

Животные на планете

Растения на планете












































































Командир








Доктор космонавт



Пилот





Пилот стыковочного модуля





Пилот модульного ранга









Бортинженер








Специалист миссии







Пилот


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!