СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по обществознанию 9 класс "Конституция-основной закон РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения в форме игры в 9 классе по теме "Конституция-основной закон Российской Федерации".

Просмотр содержимого документа
«Игра по обществознанию 9 класс "Конституция-основной закон РФ"»

МБОУ Покровская средняя школа №4

















План открытого урока 9 класс

Интерактивная игра

«Конституция- основной закон РФ»








Дубовская Е.В.

Учитель истории и обществознания










Цели занятия:

  1. Образовательная: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Конституция РФ - основной закон государства» с применением игрового метода.

  2. Воспитательная: воспитание любви и преданности Родине, уважения Конституции РФ – понимания и неукоснительного соблюдения ее положений.

  3. Развития: расширение знаний по Конституции РФ, развитие творческой личности, формирование культуры общения

Ход урока

Так как урок в форме игры то группа разделена на 3 команды.

  1. Первая команда: капитан (фамилия), вторая команда: капитан (фамилия).

  2. Оценивать конкурсы мне будут помогать учащиеся других групп (фамилии). За полный ответ на вопрос команды будут получать по 5 баллов, за неуверенный, неполный ответ – 3 балла, за неправильный – 0 баллов.

Итак, начинаем.

Конкурс 1. Состязание для капитанов ( раскрыть символики страны)

C чего начинается Родина?
С символики нашей страны?
С трехцветного флага и гимна,
Который все знать мы должны?

А может она начинается
С приоритета свобод?
С идей Конституции нашей,
Которую чтит весь народ?

Конкурс 2. Команда № 1 доступно комментирует ст. № 1 Конституции РФ.

Презентация: Конституция РФ. Раздел первый. Глава 1. Статья 1.

Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Выходит 1 участник и звонко поясняет:

Демократическое государство – это значит, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ. В демократическом государстве народ сам формирует высшие органы власти в процессе свободных выборов или на референдуме.

2-й участник: Россия – Федеративное государство, то есть состоящее из частей, которые имеют определенную самостоятельность и называются субъектами Федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значение (Москва, Санкт - Петербург), одна автономная область и автономные округа.

Команда №2. 3-й участник: Российская Федерация – правовое государство. Его признаки:

  • верховенство закона;

  • признание естественных прав и свобод человека;

  • разделение властей;

  • независимый суд;

  • 4-й участник: Россия – это республика, так как:

  • управление государством является коллективным;

  • высшие должностные лица и органы государственной власти избираются народом на свободных выборах;

  • они избираются лишь на определенный срок;

  • государственная власть основывается на принципе разделения властей на три ветви: законодательная, исполнительная и судебная;

  • высшие должностные лица несут ответственность за ошибки и злоупотребления.

Конкурс № 3. Интеллектуальный тренинг

Участники команд выбирают вопросы.

1. Какие общие черты, присущие правам человека, выделены в Конституции РФ?

• Конституция указывает на международно-правовой источник прав человека.

Права человека закреплены в ряде международно - правовых документов:

  • во Всеобщей декларации прав человека 1948 года;

  • в Международном пакте о гражданских политических правах 1966 года;

  • в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

  • 2. Что такое гражданство?

Гражданство – это прочная, устойчивая, правовая связь лица с государством, по которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности, а также это сумма взаимосвязанных юридических норм, регулирующих вопросы приобретения, восстановления и утраты российского гражданства.

3. Гражданские (личные) права и свободы?

Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность частной жизни;

Право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени т.д.

Гражданские конституционные свободы в большинстве своем являются правами человека.

4. Конституционный статус личности в РФ?

Сумма конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод и обязанностей образует конституционной статус личности в РФ (статья 64 Конституции РФ).

5. Кто может быть гражданином РФ?

Гражданами России признаны все граждане бывшего СССР постоянно проживавшие в России на день вступления в силу закона о гражданстве. Гражданами России признаются по рождению - это когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином, независимо от места рождения. Условия приема в гражданство:

  • Если лицо постоянно проживает на территории России в течение 5 лет непрерывно со дня получения вида на жительство (если лицо выезжало за пределы, не более, чем на 3 месяца в течение 1 года). Для беженцев сроки сокращаются вдвое.

  • Если лицо обязуется соблюдать Конституцию и законодательство;

  • Имеет законный источник средств к существованию;

  • Владеет русским языком.

Гражданами России становятся и в порядке регистрации. Предположим в семье, проживающей за границей, один из родителей российский гражданин и здесь вырос ребенок, решивший переехать в Россию и стать ее гражданином. По закону он может зарегистрировать российское гражданство в течение 5 лет, после того как ему исполнилось 18 лет.

6. Судебная власть.

Судебная власть осуществляет правосудие путем рассмотрения и разрешения различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;

  • Федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды субъектов РФ; районные суды; военные и специализированные суды;

  • Федеральные арбитражные суды: Высший арбитражный суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

  • Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи.

Конкурс № 5 Словарная работа: команды получают задание: дать определение таким понятиям как:

а. Федерация. (Ответ: Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных национально-государственных образований (субъектов) в одно государство).

б. Республика. (Ответ: Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо (т.е. непосредственно народом) или формируется парламентом).

в. Государственное устройство. (Ответ: Государственное устройство – это способ организации его территории, правовое положение частей государства и система их взаимоотношений с центром).

г. Конституция РФ. (Ответ: Конституция РФ — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий более важные общественные отношения:

Конкурс № 6.

Ситуация: Отец и сын Кибриковы открыли маленькое, но своё дело. Они приобрели помещение, установили в нем необходимое специальное оборудование и стали заниматься ремонтом легковых автомобилей. Дела пошли неплохо. Но через некоторое время отец умер. Другие дети, являющиеся тоже наследниками умершего, потребовали приобретенное имущество разделить в соответствии с законом.

Как вы думаете, не будет ли здесь нарушено право частной собственности, которое согласно ст. 35 Конституции РФ охраняется законом?

(Ответ: нет.)

Ситуация

При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет 14-ти, сидевших под раскидистой ивой. Выйдя из машины и подойдя к ним, они увидели следующую картину: подростки по очереди, передавая друг другу, затягивались сигарой. Их вид не оставлял сомнений в том, что они находились в состоянии наркотического опьянения. Лишь один из них, самый старший, на вид лет 16, был в нормальном состоянии. На вопрос милиционера, обращенный ко всем сразу, несколько подростков хором ответили, кивнув на старшего: «Это нас Колька балует!»

Есть ли тут правонарушение?

(Ответ: Колька совершил преступление, и его можно привлечь к уголовной ответственности.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!