МКОУ Убинская средняя школа №2»
Литературная игра-викторина «Литературное ассорти»
Для учащихся 4 класса
Цель:
уточнить и обогатить знания детей о названиях,
авторах и героях детских сказок;
уметь узнавать сказку по заданию;
проявлять интерес к драматизации сказок.
Задачи:
развитие познавательной активности детей
в процессе расширения знаний о сказках;
развитие умения отвечать на вопросы;
активизация словаря: названия героев сказок.
проявление дружелюбного отношения друг к другу
в работе единой команды, сопереживание.
Предварительная подготовка.
Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры.
Примечание.
Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.
Ведущая.
Ребята, сегодня мы проведем с вами игру, где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек — то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.
Вот первое задание. «Разминка»
Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить — «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).
Муха (цокотуха, горюха),
курочка (ряба),
лисичка (сестричка),
конек (горбунок),
сивка (бурка),
Иванушка (братец, дурачок),
дядя (Федор, Степа),
крокодил (Гена),
доктор (Айболит),
акула (каракула),
попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
собака (Авва),
свинка (Хрю-хрю),
обезьяна (Чи-чи),
разбойник (Бармалей (Соловей),
Карабас (Барабас),
царь (Салтан, Горох, Дадон),
Али (Баба),
Илья (Муромец),
Винни (Пух),
Кристофер (Робин),
Железный (Дровосек),
питон (Каа),
тигр (Шерхан),
пантера (Багира),
Кощей (Бессмертный).
СЛАЙД 2. А теперь - второе задание. «Расшифруй имя писателя»
С помощью планшета и QR-кода должны расшифровать имена известных авторов и записать их. Учитывается правильность и быстрота выполнения.
Третье задание «Кто есть кто?»
Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи — животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.
Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
Буратино (деревянный человечек),
Мойдодыр (умывальник),
Страшила (соломенное чучело),
гадкий утенок (лебедь),
Малыш (мальчик),
Гена (крокодил),
маркиз Карабас
(сын мельника),
Суок (девочка),
Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
Ослиная Шкура (принцесса),
Матроскин (кот).
СЛАЙД 3. Четвертое задание «Кто написал?»
В этом задании нужно правильно подобрать автора произведения и соединить стрелками.
Пятое задание «Человек — не человек».
Вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой — человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:
Авва (не человек),
Пятачок (не человек),
царь Дадон (человек),
мама девочки Элли (человек),
Сивка-Бурка (не человек),
Мышиный король (не человек),
синьор Помидор (не человек),
гимнаст Тибул (человек),
Али-Баба (человек),
Оле-Лукойле (не человек),
Илья муромец (человек),
Багира (не человек),
крошка Ру (не человек),
пудель Артемон (не человек),
Маугли (человек).
Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал.
СЛАЙД 4. Шестое задание – «Объяснялки»
Каждой команде нужно объяснить по два крылатых выражения, которые встречаются в произведениях. А потом мы посмотрим, правильно вы их поняли и объяснили или нет.
Седьмое задание - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:
Карлсон (на крыше),
Винни-Пух (на Пуховой опушке),
дядя Федор (в деревне Простоквашино),
Незнайка (в Цветочном городе),
Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
Маугли (в джунглях),
волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
Тянитолкай (в Африке),
Маленький Принц (на звезде),
Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).
СЛАЙД 5. Восьмое задание – «Кто больше?»
Просмотрите героев сказок и назовите кого вы увидели. Кто записал больше героев, тот и выиграл.
Девятое задание — «Начало книжки».
Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.
1.«Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
2.«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
3.«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе, на земле
Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
4.«Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
5.«Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
6.«В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
7.«В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
8.«Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
9.«У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
10.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
11.«Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
12. «Жил-был поп
Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
СЛАЙД 5. Десятое задание – «Отгадай название»
Перед вами названия произведений , которые потеряли гласные буквы. Добавьте нужные гласные буквы и угадайте названия.
Теперь давайте подсчитаем, кто набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.