СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровая технология Н.Е.Щурковой. Теория

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровая технология. Теория

Просмотр содержимого документа
«Игровая технология Н.Е.Щурковой. Теория»

Игровая технология Н.Е.Щурковой

На мой взгляд, наиболее фундаментально и глубоко раскрыта суть игровой методики в трудах Н. Е. Щурковой. Наше первое знакомство с этой методикой произошло в 1993 году. С тех пор мы используем её в своей работе и действительно можем гордиться результатами своего труда.

В чем же состоит её притягательность и секрет хороших воспитательных и обучающих результатов.

Н.Е.Щуркова убеждена, что труднейшая внутренняя работа педагога в выстраивании воспитательного воздействия на ребенка должна быть скрыта от воспитанника. Он ни в коем разе не должен заподозрить, что его воспитывают.

Поэтому творческим кредо педагога-практика, должен стать знаменитый афоризм Леонардо до Винчи «Пусть труд будет замаскирован». Это значит, что в своей повседневной воспитательной деятельности педагог должен овладеть системой профессиональных методик, позволяющих ему легко и изящно, красиво и нарядно, ярко и просто, свободно без давления вести ребенка на вершины культуры, провозгласившей человека наивысшей ценностью. Уважаемые коллеги, я хочу особо подчеркнуть тезис - Человек - наивысшая ценность! Ведь не секрет, что в педагогической и психологической литературе нередко разрабатывается линия "Учитель" - "Ученик" - "Родитель", а в центр внимания выдвигается ученик. Именно вокруг него "пляшет" и "Учитель" и "Родитель", и выстраиваются методические и технологические кружева в интересах только "Ученика". А рядом стоящий взрослый (педагог, учитель, воспитатель, психолог, соц.педагог, тех.служащий, повар и т.д.) невольно предназначается к роли средства для цели "Ученик".

Таким образом, невольно совершается попрание человека при общем декларировании гуманистических принципов воспитания. Это приводит к печальной практике, когда в школе можно наблюдать не просто неуважение, а бесцеремонность, грубость, открытое хамство в адрес педагога. В поисках выхода из этой ситуации раз и навсегда должно утвердить, что в любом общеобразовательном учреждении присутствует в первую очередь, Человек как таковой, кто бы он ни был по должности, званию, положению, по способности, материальному достатку, характеру уровня развития.

Но одно дело продекларировать это, и совсем другое внедрить в реальную школьную жизнь. Это большая, трудная, духовная работа пересмотра собственного мировоззрения на природу человека. Человек - феномен особенный, он не только продукт мира, но и творец мира в котором живёт. Он не только лицо, отражающее этот мир, но и персона, заключающая в себе весь этот мир в индивидуальном варианте. Он не только размещён в этом противоречивом, многомерном динамичном мире, он сам есть противоречие, динамичное и многомерное явление. Он есть тот, кто постоянно решает проблему жизни, на протяжении всего существования. "Поэтому воспитание человека - тончайшее искусство, - говорит Н.Е.Щуркова, которое основано на серьёзной научно-теоретической платформе, с основными положениями которой мы познакомимся.

Для того чтобы понять и представить каким образом происходит воспитательное воздействие на ребёнка, очертим в двух строчках наше представление о цели и сущности воспитательного процесса.

Воспитательный процесс по Щурковой - это ни что иное как совместное с ребёнком повседневное восхождение на уровень современной культуры. А целью воспитания, то есть идеальным представлениям о конечном результате воспитания выступает личность, способная строить жизнь достойную Человека. Что же такое достойная жизнь? В основании достойной жизни лежат 3 принципа: Добро, Истина, Красота. Добро — всё то, что является благом для другого. Истина — всё то, что объективно существует вне воли и сознания человека. Красота — всё то, что представляет собой гармонию окружающего мира. Чтобы достигнуть цели воспитания нужно опираться на 3 фундаментальных принципа. Отдельно поясню:

Принцип — это мостик, ведущий от теории к практике и позволяющий педагогу шагнуть непосредственно к формирующейся личности. Какие же фундаментальные принципы выдвигает Щуркова Н.Е.:

Первый принцип — Ориентация на социально-ценностные отношения. Этот принцип помогает педагогу вскрывать повседневную ситуацию, обнаруживая за словами, поступками, действиями, событиями, а так же предметами и вещами человеческие отношения на уровне современной

культуры. Основной способ реализации этого принципа развивается через философическое воспитание. Педагог предъявляет детям объекты мира с точки зрения значимости их для жизни человека. Добро, Истина, Красота раскрываются для школьника в обыденной жизни, в самых обычных вещах и формах. Не норма, не правило выступает в совместной деятельности педагога с детьми, а ориентация на Добро, Истину, Красоту. Тонкость педагогической работы состоит в умении обобщать конкретность, видеть ценность там, где для ребёнка пока существует конкретный предмет.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем обозначить ценности обыкновенных вещей хотя бы в этом классе. Например: ценность школьной парты. Парта — это новый этап в жизни ребенка; Парта - это строгий организатор труда ученика; Парта — это, по сути , первое в жизни рабочее место ребенка. Закрытая дверь в нашем классе — ценность нашего с Вами пространства, защищенность от постороннего шума. Закрытая дверь в нашем классе — бережет наш покой, нашу сосредоточенность и т.д. Тишина во время урока — это забота об успехе каждого. Чистота в классе — это элемент красоты, которой окружает себя человек. Контрольная работа — самопроверка знаний, во имя того, чтобы узнать, чего еще не усвоил ученик.

Конечно, отыскивать ценности — это, прежде всего, духовная внутренняя работа и это нелегко. Но работу эту обязательно надо культивировать в ребенке не от раза к разу, а постоянно, в системе, приблизительно как устный счет на уроке математики, чтобы сознание привыкало мыслить ценностными категориями. Мы не можем не обращать внимания, что в обществе все чаще и чаще звучат голоса о том, что система ценностей давно поменялась и дети видят это в жизни. Не будем доказывать, что это не так.

Но вежливо и спокойно спросим: а что, собственно, поменялось? Ценность семьи как оплота, крепости человека? Или, может, Природа нас не волнует?

И она перестала быть домом, в котором мы живем? Может быть общество — не есть сегодня единственная среда, в которой только и способен жить и развиваться Человек? А что, выброшено из корабля Добро и люди нашли способ жить без учета интересов друг друга? Вспомним дальний восток этим летом - волонтерское движение. Или, если вечером в программе «Время» передают о том, что нужно спасти жизнь ребенка — мы тут же автоматически достаем телефон и набираем 5541 со словом «Добро». На ежегодной церемонии американской Академии киноискусства в этом году победил фильм «Любовь» о трепетных нежных чувствах пожилой пары на склоне лет.

Значит и эта высшая ценность жива. Они лишь осмысливаются в бесчеловечных условиях современности.

Второй принцип — принцип субъектности. Он означает неуклонное содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения. Этот принцип переакцентирует наше педагогическое внимание с поведения «как надо» и нормативных требований «должен» на осмысление того, чтобы он хотел выразить своими действиями и что ожидал впоследствии. Второй принцип реализуется через диалогическое воспитание. Диалог с Другим - это не столько познание другого, сколько познание себя, речь идет не об одноактных формах работы с ребенком, а о том, что весь процесс воспитания, вся организуемая педагогом школьная деятельность пронизывается диалогом с другим. Выступает ли этот другой, как учитель, товарищ, гость, повар, либо этим другим становится Пушкин, Шопен. В этих диалогах нет правильного и неправильного — есть разные мнения, индивидуальные восприятия жизни. Диалог раскрывает многоцветную палитру человеческой неповторимости. В этой пестрой социально-психологической палитре ребенок видит и себя со своим выбором. Он сравнивает себя и в этом сравнении осознает и свою индивидуальность, отличность, непохожесть. Теперь в диалоге с другим субъектом ребенок может корректировать свой выбор, либо повлиять на выбор своего товарища. Любой исход важен для духовного развития личности, поэтому не надо опасаться за выбор недостойный, ведь важно, чтобы ребенок знал о наличии выбора и о существовании Добра, Истины, Красоты как оснований достойной жизни.

Третий принцип — принятие ребенка как данность. Он означает признание права ребенка на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни и, следовательно, признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Педагогическая сложность реализации третьего принципа заключается в том что «вообще человека» мы готовы принять как данность (где он, этот человек? « вообще человек» нам не досаждает!), но вот конкретного школьника, который не может вести себя как должно, не учится, так, как хотелось бы — вот такого школьника трудно принять как данность. Принцип «данности» решается через этическое воспитание. Этическое воспитание — это ответ на провозглашение в современной культуре человека как наивысшей ценности, видение человека как вольноотпущенника природы и созидателя культуры, когда признается автономность внутреннего мира человека и утверждается его право на свободное проявление «индивидуального «Я» », но только лишь в коридоре культуры.

Хочется еще обратить ваше внимание на актуальность принципов воспитания по педагогической технологии Н.Е.Щурковой, так как современные подходы в воспитании и обучении по ФГОС в точности перекликаются с данными принципами.

— Принцип ориентации на идеал;

— Аксиологический принцип;

— Принцип следования нравственному примеру;

— Принцип персонификации;

— Принцип диалогического общения;

— Принцип полисубъектности воспитания;

— Принцип системно-деятельностной организации воспитания;

И, в общем-то, ничего нового и придумывать незачем. Просто надо профессионально использовать предлагаемые Н.Е.Щурковой игры.

Игры являются самыми демократичными формами обучения детей жизненно важным умениям. Игра — это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей. В игре происходит ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности

Велико значение игры в мягком корректировании воспитанности ребенка, незаметном вовлечении его в ценностную палитру новых для него отношений.

Игра является способом педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни.

Игра — простой способ формирования товарищества, дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в коллективе.

Важно помнить об идее, спрятанной за игровой формой, которая отражает определенное ценностное отношение к тем или иным явлениям мира.

Важно не декларировать данную ценностную идею, даже не утверждать ее и не пропагандировать, а открывать в ходе групповой работы, обнаруживать как некий социальный феномен, созданный культурой человечества.

На первом этапе обучения учитель апробирует проведение игр-упражнений, направленных на развитие навыков общения, воспитания в детях умения учитывать самочувствие окружающих людей, содействовать их благу.

На втором этапе, когда дети уже овладевают определенными навыками ведения игры, преодолевают смущение, используются игры, направленные на воспитание в ребенке осознания себя в мире человеческих отношений. В ходе этих игр дети открывают для себя ценность удивительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

Проводить игру можно в классе, на природе. По времени она длится недолго, поэтому ее можно использовать и на классном часе, и во время свободного общения, и на уроках гуманитарного цикла. Органично включение игры в систему воспитательной работы в особо трудные периоды жизни коллектива класса.

Методические элементы игры состоят в следующих этапах:

«Пролог» — момент установления контакта, формирование положительного состояния создания необходимой установки к групповому взаимодействию.

«Инструкция» — сообщение условий взаимодействия, фабулы игры, правил действия, а так же распределение ролей, в рамках которых будет вестись игровое взаимодействие, при этом сообщается некая парадигма — словесное оформление роли, то есть такие слова, которыми он начинает игровое поведение.

«Кульминация» — отражающая момент духовного поиска, решения и практического выхода из ситуации.

«Рефлексия» — обязательный элемент игры.

Правила грамотного диалога:

• Искренне интересуйся собеседником.

• Внимательно слушай.

• Аргументировано отвечай.

• Используй невербальные средства выражения.

• Будь вежлив и доброжелателен.

Фабула игры такова: у меня заготовлены карточки с ситуациями, я раздаю карточки игрокам сидящим на одной стороне. Зачитав первую ситуацию, игроки в роли «предлагающего помощь» должны не повторяясь предложить свой вариант выхода из данной ситуации. Когда все варианты выслушаны, игрок «попавший в трудную ситуацию» должен выбрать чью-либо помощь. Не забываем поблагодарить предлагающих помощь

Рефлексия:

• Какие чувства вы испытывали в игре?

• Трудно ли было предлагать помощь?

• Трудно ли было выбирать?

• Что было важным для вас на этом занятии?


3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!